Особенности управления здравоохранением в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Цели и задачи данного реферата:
1. Рассмотреть современное состояние медицины в Казахстане.
2. Изучить Государственные программы развития здравоохранения Республики Казахстан.
3. Проанализировать систему здравоохранения Казахстана.

Содержание

Введение
I Современное состояние системы здравоохранения в Республике Казахстан.
II Государственные программы развития здравоохранения Республики Казахстан.
III Система здравоохранения Казахстана. Министерство Здравоохранения Республики Казахстана.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат СУвРК.docx

— 33.21 Кб (Скачать)
ign="justify">     Сохраняется неравный доступ к медицинским услугам  и низкое качество медицинских услуг. Ситуация усугубляется неравномерным  распределением ресурсов между регионами  страны. Размах колебаний объема средств  на одного жителя в рамках ГОБМП  и средняя стоимость пролеченного больного в стационарах в разных регионах республики в 2008 г. составляет более, чем 2 раза. Отсюда следует, что объемы и качество предоставляемых медицинских услуг больным с идентичными заболеваниями в разных регионах страны могут иметь разницу в 2 раза. 

     Определены  приоритетные стратегические направления  и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы.

Цель  Программы: Укрепление здоровья граждан  Республики Казахстан и формирование эффективной системы здравоохранения  для обеспечения социально-демографического развития страны.

Задачи:

- дальнейшее  укрепление здоровья населения  путем улучшения межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

- повышение  доступности и качества медицинской  помощи путем дальнейшего развития  и совершенствования  Единой  национальной системы здравоохранения,  с приоритетным развитием первичной  медико-санитарной помощи;

- совершенствование  медицинского и фармацевтического  образования с целью формирования  конкурентоспособного кадрового  потенциала. Развитие медицинской  науки, ориентированной на разработку  и внедрение инновационных технологий

     В Программе предусмотрены меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению  выполнения планируемых мероприятий  с учетом межведомственного и  межсекторального взаимодействия. Реализация Программы будет способствовать динамичному развитию системы здравоохранения путем создания условий для перехода к высоким медицинским технологиям, малозатратным формам медицинского обслуживания, обеспечения профилактической направленности отрасли, повышения уровня доступности и качества медицинской помощи, адаптации системы здравоохранения к соответствию современным требованиям и рыночным условиям общества.

     Программа «Сто объектов здравоохранения»

     В своем послании «Новый Казахстан  в новом мире» Президент Республики поручил правительству разработать  программу «Строительство 100 школ и 100 больниц на основе государственно-частного партнерства». В данный проект входит 103 объекта и планируется его  реализация в стране в течение  трех лет. В целом на строительство  и реконструкцию объектов здравоохранения  в 2009 году предусмотрено свыше 70 млрд.тенге. На программу «100 школ, 100 больниц» предусмотрено 45 млрд.тенге. Семь объектов завершено в 2008 году, в 2009 планируется сдать 18 объектов, в 2010-2011 годы предстоит ввести 78 объектов. На 2010-2011 годы для осуществления проекта предусмотрено 248 млрд.тенге. 

III Система здравоохранения Казахстана. Министерство Здравоохранения Республики Казахстан.

     Система здравоохранения Казахстана представлена государственным и негосударственным  секторами.

     Государственный сектор здравоохранения состоит  из государственных органов в  области здравоохранения, организаций  здравоохранения, основанных на праве  государственной собственности. Государственное  предприятие (как казенное, так и  основанное на праве хозяйственного ведения) является коммерческой организацией и создается по решению Правительства  или Национального Банка Республики Казахстан, местного исполнительного  органа. Финансирование организаций  здравоохранения, оказывающих ГОБМП, осуществляется: для государственных  медицинских учреждений – по индивидуальному  плану финансирования; для организаций  здравоохранения, за исключением государственных  учреждений, – на договорной основе с администраторами бюджетных программ.

     В системе здравоохранения Казахстана представлен сектор платных медицинских  услуг населению,  что обоснованно  и естественно вписывается в  рыночные реалии современного общества. Платные медицинские услуги регламентированы законодательством, а условия и  порядок оказания – постановлениями  Правительства. Оказание платных услуг государственными организациями здравоохранения осуществляется в следующих случаях:  оказание медицинской помощи сверх ГОБМП; оказание диагностических и лечебных услуг по инициативе пациентов; лечение лекарственными средствами, не включенными в список основных (жизненно-важных) лекарственных средств; санаторное лечение без соответствующего направления; медико-генетические исследования без медицинских показаний; медицинское обследование граждан для поступления на работу и учебу; оказание медицинской помощи по договору с предприятием, в том числе по добровольному медицинскому страхованию; предоставление дополнительных сервисных услуг сверх медицинских стандартов, устанавливаемых уполномоченным органом в области здравоохранения.

     Негосударственный сектор здравоохранения состоит  из организаций здравоохранения, основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой  и фармацевтической деятельностью. Учитывая особую роль объектов здравоохранения, призванных выполнять функции обеспечения важнейших социальных гарантий и прав граждан на охрану здоровья, в Казахстане изначально принят постепенный и ограниченный подход к приватизации и развитию частного сектора, по индивидуальным проектам. Более 1/3 частных юридических лиц оказывают многопрофильные услуги, остальные заняты акушерско-гинекологической, терапевтической, психотерапевтической и наркологической, офтальмологической, хирургической, неврологической деятельностью, а также народной медициной и целительством. Перечень заболеваний, лечение которых запрещается в негосударственном секторе здравоохранения, определяется уполномоченным органом. Размещение ГОБМП осуществляется проведением тендеров на выполнение работ и услуг ежегодно. Изначально задуманный открытый конкурсный отбор претендентов на госзакупки работ и услуг должен был стать преградой финансовым и другим нарушениям, наносящим ущерб государственным интересам, но со временем проводимые тендеры перестали удовлетворять возросшим требованиям государства к расходованию бюджетных средств, качеству и срокам выполнения работ и услуг. Все чаще стали всплывать факты преднамеренного финансового обмана государства. С 2010 г. введена электронная система закупочных процедур.

     Остается  крайне низким уровень оплаты труда  медицинских работников. Даже после  повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в 2009 году на 30% ее размер в здравоохранении в 1,6 раза меньше средней по всем видам экономической  деятельности. С 1 апреля 2010 года заработная плата в бюджетной сфере повышена на 25%, в 2011 г. – еще на 25%. Труд врачей государственных медицинских организаций также стимулирует дифференцированная оплата (преимущественно по квалификационным категориям).

     Поэтапно  осуществляется внедрение инновационных  образовательных технологий. В настоящее  время более 400 преподавателей прошли переподготовку за рубежом, и более 350 – на месте с привлечением ведущих  зарубежных преподавателей. Созданные  учебно-клинические центры позволили  сделать акцент на клинической подготовке студентов и интернов. Разработаны  национальные стандарты институциональной  аккредитации базового медицинского образования, основанные на глобальных стандартах улучшения качества Всемирной федерации медицинского образования. Усилена нормативная база, регулирующая кадровый потенциал:  оптимизирована Номенклатура, усовершенствованы квалификационные характеристики к медицинским специальностям и должностям. Для преодоления существенного отставания от мировых стандартов начаты мероприятия по совершенствованию управления медицинской наукой. Ряд научных организаций изменил организационно-правовую форму для получения большей самостоятельности. Создаются научно-образовательно-практические кластеры. В научных организациях созданы центры доказательной медицины. Более 40 перспективных научных сотрудников прошли обучение по менеджменту научных исследований  в университетах США. Повысилось число публикаций в рецензируемых международных изданиях, появились международные патенты. Разработана система рейтинговой оценки деятельности организаций медицинской науки.

Для решения  указанных проблем:

- утверждена  и выполняется Государственная  программа «Строительство 100 школ, 100 больниц», где в соответствии  со сформированным Перечнем  объектов  здравоохранения осуществляется  строительство в 2007-2011 гг. 99 организаций  здравоохранения местного и 4 – республиканского значения;

- с 1 января 2010 года внедрилась Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), целью которой является создание системы здравоохранения Республики Казахстан, основанной на принципах свободного выбора пациентом врача и медицинской организации, формирования конкурентной среды и транспарентности процесса оказания медицинских услуг.

     Реализация  этой цели предусматривает решение  следующих задач:

создание  единого плательщика гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках стационарной и стационарозамещающей помощи, с оплатой за фактические расходы, в лице Центра оплаты медицинских услуг;

внедрение новой модели финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, ориентированной на конечный результат;

внедрение современных принципов управления субъектами здравоохранения, развитие электронной информационной системы  и отраслевой статистики;

проведение  аккредитации, развитие системы внутреннего  аудита субъектов здравоохранения  и независимой экспертизы качества медицинских услуг;

совершенствование дифференцированной оплаты труда, ориентированной  на конечный результат.

     К первым положительным результатам  внедрения ЕНСЗ можно отнести  то, что около трех с половиной  тысяч граждан республики выбрали  больницы вне своих районов жительства, что характеризует ситуацию конкуренции. При этом большого перетока больных не произошло, что стимулирует развитие регионального здравоохранения.

     Министерство  здравоохранения Республики Казахстан (далее – Министерство) является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство, а также  в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в  сфере охраны здоровья граждан, медицинского и фармацевтического образования.

     Основными задачами Министерства являются разработка государственной политики в области  охраны здоровья населения, медицинской  науки, медицинского и фармацевтического  образования, организация обеспечения  в соответствии с законодательством  получения гражданами бесплатной медицинской  помощи в пределах гарантированного государством объема, организация обеспечения  населения и лечебно-профилактических организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами, организация и развитие международного сотрудничества в пределах компетенции Министерства.

     Министерство  имеет ведомства: Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Комитет фармации и Комитет по контролю за качеством медицинских услуг.

     Министерство  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан осуществляет:

  1. стратегические функции, обеспечивающие формирование государственной политики по:

     разработке  концепций, стратегий развития здравоохранения, медицинской науки, медицинского и  фармацевтического образования, государственных  и отраслевых (секторальных) программ, планов развития, социально-экономических  и научно-технических программ в  сфере здравоохранения;

     разработке  и утверждению в пределах своей  компетенции нормативных правовых актов по вопросам аккредитации физических лиц и организаций здравоохранения, по материально-техническому, лекарственному обеспечению государственных организаций  здравоохранения, в сфере обращения  лекарственных средств, в области  контроля за качеством медицинских  услуг, по определению порядка регистрации  инфекционных, паразитарных, профессиональных и других заболеваний и отравлений и порядка проведения санитарно-эпидемиологического мониторинга;

     разработке  перечня бесплатного гарантированного объема медицинской помощи;

     обеспечению развития медицинской науки и  координации научной деятельности в области здравоохранения;

     осуществлению методологического руководства.

     2) функции, обеспечивающие реализацию  государственной политики в сфере:

     взаимодействия  и сотрудничества в области своей  деятельности с международными организациями  по выполнению международных договоров, участником которых является Республика Казахстан;

     организации оказания бесплатной медицинской помощи и обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения гражданам при чрезвычайных ситуациях.

     Министерство  возглавляет Министр, назначаемый  и освобождаемый от должности  Президентом Республики Казахстан. Министр имеет заместителей – вице-министров, которые назначаются на должность и освобождаются от должностей Правительством Республики Казахстан.

Информация о работе Особенности управления здравоохранением в Республике Казахстан