Особенности становления рыночных отношений в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:24, реферат

Описание работы

Становление рыночных институций. Формирование рыночной экономики в Украине началось с воссозданием рыночных институций, которые существовали лишь в зародышевом состоянии. Это должно происходить по схеме, которая учитывает экономические, политические, исторические и психологические особенности, характерные для нашей страны. Прежде всего отметим, что Украина никогда не имела высокоразвитых товарно-денежных отношений. Становление их, в сущности, началось после отмены крепостничества в 1861 г. и происходили на фоне значительных феодальных пережитков. Большим было вмешательство государства в экономику...

Работа содержит 1 файл

Особенности становления рыночных отношений в Украине.docx

— 22.15 Кб (Скачать)

 Эволюционный  путь основывается на поэтапном  и постепенном введении рыночных  отношений на протяжении длительного  периода (10—15 лет).

 Ускоренный путь, или «шокова терапия», на первый  взгляд, выглядит как простой,  потому что к рынку можно  перейти за короткий срок (были  предложения за 400—500 дней, 2—3 годы). Привлекает он тем, что цель  достигается быстро. Использовался  даже такой сюжет. Хвост коту  можно отрубить частями, а можно  сразу. В первом случае животное  страдает каждый раз, а во  втором — лишь раз, а эффект  тот же. Сущность такого подхода  заключается в том, что на  основную массу товаров и услуг  сразу вводят свободные цены. Зростання1 их ограничивается  проведением предельно жесткой  финансовой и кредитной политики. Она является ключевым элементом  этого варианта. Максимально сокращается  государственный сектор. Социальная  поддержка населения устанавливается  на минимальном уровне.

 Сторонников «шокової  терапии» в нашей стране было  вдоволь, как и пророков и  советников разных западных школ, в том числе чиказькой (монетаристской  школы), на которую возлагалось  больше всего надежд. Однако все  они, во-первых, не видят отличия  не только между Украиной и  Россией, но и Украиной и  Чили, между крестьянином, сформированным  коллективным ведением хозяйства,  и фермером, который работает  в рыночной среде. Во-вторых, все  они без исключения заботятся  не об интересах Украины, а  о своих собственных интересах,  интересах своих компаний, стран.  В-третьих, монетаризм в его  классическом понимании сводится  к свободному рынку, где равновесие  в обществе достигается за  счет денежной политики, свободного  ценообразования. В наших условиях  многоуровневого монополизма (собственности,  технологии, управления) это предопределяло  разрушение экономики, дестабилизацию  общества.

 Принципы рыночной  экономики в Украине должны  вводиться ускоренно, но без  «шоку».

 Поэлементный, эволюционно  радикальный путь совмещает постепенность,  поэтапная и государственная  регуляция цен, на важнейшие  товары, с одной стороны, и прибылей  — из другого. Внезапно перейти  к рынку не удастся, потому  что в Украине, в сущности, нет  развитой инфраструктуры, без которой  не может существовать современный  рынок. Экономика нуждается в  радикальной структурной перестройке.  Без этого невозможно наполнить  внутренний рынок потребительскими  товарами, занять главное место  на международном рынке. Для  того, чтобы достичь этого, нужны  огромные капитальные ресурсы. Надежда на помощь извне — нереальные. их нужно искать внутри страны, в ее современной экономике. Острым является дефицит на квалифицированные предпринимательские кадры для работы в банках, на биржах и тому подобное. Именно поэтому для построения эффективной рыночной экономики Украина должна демонтировать старую хозяйственную систему и постепенно вводить рыночные элементы.

 Решение этого  сложного задания нуждается, с  одной стороны, в ускоренном  переходе к рынку, а из другого  — выходу экономики из кризиса.  Такими являются реальные обстоятельства, с которыми нельзя не считаться,  избирая стратегию перехода к  социально ориентированной рыночной  экономике.

 Главным фактором  создания модели рынка, о которой  идет речь, должна быть последовательная  деятельность государства относительно  создания необходимых институций  рынка.

 Регулирующая  роль государства должна осуществляться  методами, какие адекватные рыночным  формам ведения хозяйства. Для  этого следует разработать целевые  программы развития определяющих  сфер хозяйства; обеспечить поддержку  приоритетных направлений экономического  развития, выделения для этих  целей кредитов, уменьшения налогов;  стимулирования развития производства, а не посреднической деятельности, разных социальных форм хозяйства;  создать благоприятные условия  для привлечения в страну частного  иностранного капитала, прежде всего  в форме прямых инвестиций  к производственной сфере, отраслям, которые производят товары потребления.

 Государство должно  регулировать выпуск национальной  денежной единицы, осуществлять  контролируемую эмиссию, обеспечивать  взаимодействие национального рынка  с международным.

 Регулирующая  роль государства должна заключаться  в обеспечении равновесия в  обществе. И чем большие отклонения  от равновесия, тем более сильными  должны быть регуляторы.

 Результаты экономических  превращений, осуществляемых на  таких принципах, будут детерминированными, необратимыми, ускоренными и, что  особенно важно, достигнутые в  условиях социального согласия.

Информация о работе Особенности становления рыночных отношений в Украине