Особенности становления монополистического капитализма в ведущих странах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Великобритания по-прежнему оставалась одной из богатейших стран мира. Ей принадлежало первое место в мировой торговле и вывозе капитала: английская валюта выполняла роль мировых денег, выступала в качестве расчетной единицы в мировых торговых сделках. Лондон являлся финансовым и торговым центром мира. Однако по ряду важнейших показателей промышленного развития Англия начала отставать от США и Германии.

Содержание

Становление капитализма в Великобритании
Экономическое развитие Германии
Монополистическое развитие во Франции
США в период экономического роста
Становление капитализма в Великобритании

Работа содержит 1 файл

капитализм.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

Из промышленных товаров на мировом рынке более всего ценились предметы роскоши: дорогие шелковые ткани, мебель, одежда, обувь, парфюмерия и  косметика, ювелирные изделия, изделия художественных промыслов и т.д. Темпы прироста текстильной промышленности в 1870—1913 гг. были почти вдвое выше, чем в 1830—1860 гг., а чугунолитейной и угольной резко снизились по сравнению с первой половиной XIX в.

Энергетическую основу французской индустрии составляли паровые двигатели. Хотя Франция  раньше, чем другие страны, стала  использовать электроэнергию, одна­ко по суммарной мощности электростанций ненамного опережала небольшую Швецию. За 1900 - 1913 гг. мощность французских электростанций возросла со 130 тыс. до 750 тыс.кВт, в то время как в США — с 1,2 млн. до 5,2 млн., в Германии — с 230 тыс. до 2,1 млн. кВт. В связи с милитаризацией экономики, которая была вызвана подготовкой к мировой войне, в начале XX в.произошли значительные изменения в развитии французской тяжелой промышленности. Страна достигла определенных успехов в машиностроении, строительной промышленности, авиастроении. По автомобилестроению перед началом первой мировой войны Франция занимала второе место в мире. Развивалась судостроительная промышленность, что позволило в 1,5 раза увеличить тоннаж торгового флота. Возникли десятки новых чугунно и сталеплавильных заводов. За 1900—1913 гг. производство стали увеличилось в 3 раза, чугуна — почти в 2, угля — в 1,2 раза. Однако, несмотря на очевидные успехи французской экономики, страна оставалась аграрно-индустриальной. Франция существенно отставала от передовых стран и по темпам развития, сокращалась ее доля в мировом промышленном производстве и торговле. В конце XIX — начале XX в. в металлургии, угольной, машиностроительной и других отраслях промышленности Франции начинается процесс концентрации капитала. За 1892—1913 гг. количество металлургических предприятий сократилось более чем вдвое, значительное сокращение произошло в бумажной, горнорудной и некоторых других отрас­лях. Возникают крупные монополистические объединения. В 1876 г. был образован металлургический синдикат "Комитэ де форж", который объединил 13 крупнейших металлургических заводов. В 1883 г. возник сахарный картель, в 1885 г. — керосиновый. Основные предприятия военной промышленности объединились в концерн "Шнейдер Крезо", в автомобилестроении крупнейшими монополистическими объединениями стали компании "Рено" и "Пежо".Процесс монополизации охватил также текстильную и пищевую промышленность. Наиболее типичными для Франции этого времени формами монополистических объединений стали картели и синдикаты. Однако возникали и концерны, которые объединяли предприятия смежных отраслей. Вместе с тем темпы концентрации производства были медленнее, чем в США, Германии и Англии. В начале XX в. во Франции насчитывалось около 77 тыс. предприятий капиталистического типа, из них примерно 68 тыс. мануфактур. Промышленных предприятий с количеством занятых более 50 человек было 9 тыс., на них работало 30,1 % рабочих.

В 1912 г. на одно предприятие  во Франции в среднем приходилось 8 рабочих, в то время как в Германии — 17. Крупных предприятий во Франции было в 3 раза меньше, чем в Германии. Франция, которая была страной относительно отсталого сельского хозяйства и медленных темпов; промышленного развития, вместе с тем владела огромными денежными накоплениями. Французские банки через акционерные общества и сберегательные кассы сконцентрировали в своих руках многолетние накопления капиталов, чему в немалой степени содействовало существование в стране преимущественно мелкого предпринимательства в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, не требовавших крупных капиталовложений. Поэтому мелкий капитал на длительный срок вкладывался в банки и сберкассы.

По темпам концентрации банковского капитала Франция занимала первое место в мире. В начале XX в. в трех крупнейших банках ("Лионский кредит", "Национальная учетная контора" и "Генеральное общество") было сконцентрировано около 70 % всех вложений. Они распоряжались денежными капиталами страны и контролировали значительную часть промышленного производства. Весьма интенсивно во Франции формировался финансовый капитал. Центром финансового капитала страны стал Французский банк. Для получения высоких прибылей финансисты и банкиры во все больших масштабах вывозили свои капиталы в другие страны. В 70-е гг. XIX в. французские капиталы вкладывались в строительство железных дорог Испании, с начала 80-х гг.они были направлены в Россию — в Донбасс и Кривой Рог. В 80—90-е гг. французский капитал господствовал в экономике Турции, Австро-Венгрии, странах Южной Америки.

Со временем он все  больше приобретает ссудно-ростовщический характер. Возрастает объем вывоза французского капитала — с 15 млрд. франков  в 1880 г. до 60 млрд. франков в 1914 г. Хотя по размерам экспорта капитала первое место в мире занимала Англия, главным мировым ростовщиком стала Франция. В отличие от Англии, которая экспортировала капитал в форме инвестиций в промышленность, Франция вывозила его главным образом в форме ссуды. В стране значительно возросло количество рантье, размещавших деньги в иностранные займы и без какого-либо промышленного и торгового риска получавших проценты по облигациям. Ростовщические явления все больше распространялись во Франции и в итоге наложили паразитический отпечаток на всю экономику страны. Франция превратилась в государство-рантье.

Так, за 1870—1913 гг. промышленное производство возросло в 3 раза, а экспорт  капитала — в 6 раз. Накануне войны  все ценные бумаги во Франции оценивались  в 104 млрд. франков, а вложения в промышленность и торговлю составили всего 9,5 млрд. франков. Ростовщичество французского финансового капитала закрепляло экономическую отсталость не только Франции, но и стран, получавших парижские займы.  За фран­цузское ростовщичество многие народы платили дорогой ценой. Например, на средства от французского займа русский царизм подавлял революцию 1905—1907 гг. Французские монопольные объединения принимали участие в борьбе за экономический раздел мира. В конце XIX в. Франция участвовала в 40 международных монополиях, накануне первой мировой войны — уже в 100. Однако ее промышленные позиции были слабее, чем США и Германии. Учитывая эти обстоятельства, а также быстрое развитие финансового капитала, Франция значительно активизировала свою колониальную политику. В конце XIX в. были завоеваны Тунис, часть Западной Африки, Экваториальная Африка, Мадагаскар и др. К началу первой мировой войны Франция создала колониальную империю, территория которой составляла 10,6 млн.м2, а население достигло 55,5 млн. человек. Территория французских колоний в 21 раз превысила территорию самой Франции, которая стала второй после Англии колониальной державой мира. К началу первой мировой войны Франция создала вторую по размерам (после Англии) колониальную империю, территория которой равнялась 10,6 млн. кв.км, а население достигало 55,5 млн. человек. Зависимые страны становятся поставщиками многих сельскохозяйственных продуктов (рис, какао, кофе, фрукты) и сы­рья (хлопок, уголь, железная руда и др.) для промышленности Франции. Кроме того, с начала XX в. возрастает значение колоний как рынков сбыта для французских промышленных товаров.  .Некоторые территории захватывались по стратегическим мотивам. Французский империализм сыграл значительную роль в подготовке и развязывании первой мировой войны. Французская буржуазия стремилась к реваншу за поражение во франко-прусское войне, хотела вернуть Эльзас и Лотарингию и пресечь попытки Германии установить гегемонию в Европе и на мировом рынке. Франция усиленно готовилась к войне. Постоянно росли расходы. бюджета на армию и флот. Из всех отраслей промышленности только военное производство по темпам развития не отставало от темпов его в других странах. Таким образом, особенностями экономического развития Франции во второй половине XIX — начале XX в. являлись относительно слабая промышленная база, низкий уровень концентрации производства и раздробленность сельского хозяйства. В то же время страна имела мощный финансовый капитал, который приобрел ростовщический характер, владела огромными территориями и вела активную внешнюю политику в целях расширения своих интересов.   Англия при монополистической стадии капитализма В последней трети XIX в. Англия стала постепенно утрачивать свои передовые позиции. Доля страны в мировом промышленном производстве к началу ХХ в. снизилась до 18% . Сократились темпы роста промышленной продукции. В относительный упадок пришли старые отрасли – текстильная, металлургическая, угольная. Не был налажен выпуск новой техники – электрических врубовых машин и автоматических ткацких станков и пр. Вообще по энерговооружённости английский рабочий значительно отставал от германского, тем более от американского.

 В начале 80-90 гг. были образованы первые английские  монополии. Крупные монополистические  объединения создавались в новых  отраслях промышленности – электротехнической, трубопрокатной, химической, военных и др. Среди них  англо-германский трест взрывчатых веществ Нобеля. Финансовая группа Моргана сформировала мощный англо-американский судостроительный трест.

Промышленность страны во многом была ориентирована на экспорт. А баснословные доходы от эксплуатации колоний консервировали сложившуюся систему получения сверхприбылей. В старых промышленных отраслях (писчебумажной, ковровой, стекольной и др.) складывались обычно немногочисленные картели как «торговые ассоциации». Для хлопчатобумажной промышленности было характерно создание отдельных монополистических объединений по отделке и окраске тканей.

В конце XIX — начале XX вв. Англия продолжала оставаться ведущей  страной в мировой торговле. На её долю в конце XIX в. приходилась половина, а началу ХХ в. – 2/5 всего мирового торгового тоннажа.

Вместе с тем, трудности  и проблемы экономического развития страны в последней трети XIX в., соперничество  Германии и США сказались и  внешней торговли. Так, если в конце  века английский экспорт вырос на 8%, то за то же время в Германии – 40%, а в США – 230%. Сокращался удельный вес английского экспорта в мировой торговле. Английское сельское хозяйство не успевало за индустрией, отступив на второстепенные позиции.

Положение сельского  хозяйства страны усложнил мировой аграрный кризис. В последней трети XIX в. английское фермерство значительно пострадало от поступлений на европейский рынок дешевого американского хлеба. В начале века Англии хватало своего хлеба лишь на 2,5 месяца.        

5.1 Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства. Научно-технический прогресс.

І тенденция развития научно - технического прогресса 

Становление фабричной  промышленности придало техническому прогрессу невиданный темп. Технологические сдвиги только последней трети ХІХ ст. были столь велики, что некоторые ученные (по мнению рос. уч. Лойберга) даже предлагают назвать этот период "второй промышленной революцией".

Эти сдвиги проявились в таких направлениях:

1. Произошла замена  основного вида энергии.

Изобретение динамо-машины В. Сименса (1867 г. Германия), генератора Эдисоном (1883 г., США) развязало проблему промышленной энергетики путем индивидуального  электропривода к тому или иному  агрегату.

Следует отдать должное  российским ученным: первенство создания лампы накалывания принадлежит российским ученным А. Н. Ладыгину (1873 г.) и П. Н. Яблочкову (конструкция электродуговой лампы, " электрической свечи" 1875 г.)

Кардинальные изменения  в энергетике включали такие появления  совершенно новых типов тепловых машин - паровой турбины Г. Парсонса (1884 г., Англия) и двигателя внутреннего сгорания ( 1896 - 1897 гг. ), работающего от энергии углеводородного топлива, созданного Г. Дизелем, Н. Отто, Г. Даймлером, (Германия) которые позволили механизировать практически все виды транспорта.

Наряду с паровыми турбинами шли разработки гидравлических турбин; впервые они были установлены  на Ниагарской гидроэлектростанции  в 1896 г., одной из крупнейших электростанций того времени.

В 1906 г. в США появились трактора с двигателем внутреннего сгорания, а в 1907 г. их применили в сельском хозяйстве. Массовое производство таких тракторов было освоено в годы І Мировой войны.

Применение двигателя  внутреннего сгорания привело к  нефтедобывающему и нефтеперерабатывающему производству. Кстати, еще в 60 - е годы ХІХ ст. Д. Менделеев изобретает способ бурения и добычи нефти, который успешно был применен в штате Пенсильвания.

В 80 - х гг. введен электролитический способ получения  алюминия, позволивший развивать  цветную металлургию.

2. Немецкие химики  разработали синтетические способы  получения органических соединений (красящих, лекарственных и парфюмерных).

3. Внедренные в  производство высокопроизводительные  способы получения серной кислоты  и соды - основных исходных материалов неорганической химии.

4. Сложились новые  способы производства стали. Изобретенные  сталеплавленные процессы и методы  А. Бессемера (конвертер при  сильном дутье), мартеновская печь  С. Мартенова, обесформирование  металла Г. Томаса (все изобретатели из Франции) легли в основу сталелитейного производства ХХ ст.

5. Изменилась система  транспорта. На рубеже веков мировой  тоннаж парового флота уже  превысил тоннаж парусного. Появились  электрические лифт, трамвай, метро,  безрельсовый и трубопроводный  транспорт. Первая линия электрического городского трамвая открылась в Германии в 1881 г. В России строительство трамвайных линий началось с 1892 г.

Эпохальным достижением  явилось рождение воздушного транспорта на основе летательных аппаратов  легче воздуха (дирижаблей) и особенно тяжелее воздуха (аэропланов)- братья Райт (1903 г., США).

6. К началу 80 - х  гг. были выполнены большие работы  по конструированию и практическому  применению телефонной аппаратуры. Изобретатель телефона - американец  А. Г. Белл- получил І патент в 1876 г. Благодаря микрофону, который был изобретен Т. Эдисоном и независимо от него англичанином Д. Юзом увеличивался радиус действия телефонного аппарата. Первая телефонная станция была построена в США в 1877 г., в 1879 г. - в Париже, а 1881 г. - в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге, Варшаве. Автоматическая телефонная станция запатентована американцем А. Б. Строуджером в 1889 г.

Важное событие  этой эпохи - изобретение радио. Радиоволны впервые были обнаружены физиком  Г. Герцем. Практическое же создание такой беспроволочной электросвязи осуществил выдающийся русский ученный А. С. Попов, продемонстрировавший 7 мая 1885г. первый в мире радиоприемник.

Итальянский инженер  Г. Маркони в 1896 г. запатентовал способ передачи электрических импульсов без проводов. В 1899 г. осуществил связь через Ла-Манш, а в 1901 г. - через Атлантический океан.

В начале ХХ века родилась еще одна отрасль электротехники - электроника. В 1904 г. английским ученым Дж. А. Флемингом была разработана  двухэлектродная лампа ( диод ), которая могла использоваться для преобразования частот электрических колебаний.

В разработку авиационных  проблем и вопросов воздухоплавания  огромный вклад внесли русские ученные  и изобретатели, основоположники  современной гидро - и аэродинамики - Д. И. Менделеев, А. М. Померанцев, С. К. Джевецкий, К. Э. Циолковский и особенно Н. Е. Жуковский. Большая заслуга в освоении техники полетов принадлежит немецкому инженеру О. Лилиенталю.

Первые опыты конструирования  самолетов с паровыми двигателями  осуществили А. О. Можайский (1882 - 1885 гг., Россия), К. Адер (1890 - 1893 гг., Франция), Х. Максим (1892 - 1894 гг., США). Широкое развитие авиации стало возможным после установления легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братья У. и О. Райт совершили четыре полета в самолете с двигателем внутреннего сгорания.

ІІ тенденция развития науки 

ІІ тенденция развития науки, в т. ч. фундаментальной. В  мире возникло высшее техническое образование. Первые втузы появились в 70 - х  гг. ХІХ ст. в Германии (Берлин, Дрезден), в США - университет Гопкинса в Балтиморе, Японии и некоторых других странах.

Прогресс техники  с развитием научно - технической  мысли приобрел значение научно - технического прогресса.

ІІІ тенденция 

Информация о работе Особенности становления монополистического капитализма в ведущих странах мира