Особенности рынка услуг

Автор: Ирина Корнеева, 10 Октября 2010 в 21:00, реферат

Описание работы

При написании данной работы, я поставила перед собой достижение следующей цели: изучить проблему и специфику развития рынка сферы услуг. Следовательно, задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме. Для осуществления поставленных задач мы использовали богатый по своему содержанию материал, предоставленный библиотекой Севастопольского Национального технического университета. Таким образом, объектом исследования является экономико-статистическая информация ; предметом исследования - сфера рынка услуг.

Содержание

Общая характеристика сферы услуг
Понятие, характеристика, классификация услуг
Мировая торговля услугами и её значение
Особенности рынка услуг
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

        Поэтому в сфере регулирования  торговли услугами следует проводить  поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического  баланса. 

          За период 1980 – 1997 гг. торговля  услугами возросла в 3 раза, достигнув в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта.

1.3 Особенности рынка услуг

 

     Рынок основан на системе экономических  стимулов и санкций, которые исходят не от некоторого его руководящего органа, а от самого потребителя. Потребитель «голосует» своим рублем за и против данного товара, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Рынок, как свидетельствует мировая практика, оказался наиболее гибкой и эффективной экономической системой, способной перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он представляет собой способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

     Следует различать:

     1. Рынок эпохи свободной конкуренции;

     2. Современные рыночные системы.

             Рынок имеет преимущества, которые состоят в следующем:

         — рынок играет важнейшую положительную роль в структуре экономики, а также обеспечивает своим субъектам реальную свободу;

         — рынок формирует «экономического  человека», а не «административного», лишенного всякой инициативы человека АКС;

         — рынок создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства;

         — рынок устанавливает строгую  зависимость между реальным вкладом  в создание продукта труда и размером получаемого дохода;

         — рынок — это саморегулирующаяся система, способная удовлетворять потребности в благах и услугах на более высоком уровне;

         — рынок базируется на принципе экономической  целесообразности, производства (достижении максимальных результатов при минимальных затратах);

     — рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Недостатки рынка:

     — не обеспечены правовые и общественные институты;

     — отсутствие гарантий права на труд и доход;

         — незаинтересованность в создании и  развитии общественных товаров (все виды транспорта, просвещение);

         — не способствует сохранности невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих обществу;

         — не в состоянии обеспечить стратегические задачи в области науки и техники;

     — отсутствие механизма защиты окружающей среды.

     Структура рынка по территориальному признаку подразделяется на :

     - региональные рынки

     - межрегиональные

     - международные

     - мировой рынок

     В группу рынков товаров и услуг  входят следующие виды рынков:

     - потребительских товаров производственного  и непроизводственного назначения;

     - услуг (транспортных, коммунальных, бытовых);

     - жилья и зданий непроизводственного назначения

        Прежде чем перейти непосредственно  к рынку услуг, следует сказать  несколько слов о рынке товаров  и услуг. На этом рынке предприятия  реализуют произведенную продукцию  (товары и услуги) и получают  за неё доходы. Продукцию покупают домохозяйства. Расходуя при этом денежные средства, которые они заработали от продажи своих собственных ресурсов. Таким образом, расходы домохозяйств на рынке товаров и услуг равны доходам предприятий от продажи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

        Рынок услуг - это экономические  отношения между продавцами и  покупателями услуг. 

        По сравнению с рынком товаров,  рынок услуг характеризуется  следующими чертами:

  1. Наличием существенных отраслевых различий в исполнении рыночных отношении (например, в сфере материального производства: предприятие закупает продукцию и развивает производство, здесь на 100 процентов используются рыночные отношения, в то время как в сфере услуг, например, отрасль образования, существуют платные и бесплатные основы обучения).
  2. На рынке услуг увеличение объема платных услуг осуществляется как за счет собственно увеличения производства услуг, так и за счет трансформации бесплатных услуг в платные.
  3. Высокая степень дифференциации производства услуг, вызванная индивидуализацией спроса.
  4. Предложение и спрос более эластичны, вследствие невозможности хранения и транспортировки услуг.
  5. Услуга не существует до её предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.
  6. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
  7. В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.

            Часто исследователи  сферы  услуг сравнивают ее свойства  со свойствами материально-вещественного товара. При этом ученые приходят к одному мнению чаще, чем при попытках дать определение, однако и здесь возникают разногласия и всевозможные допущения. Чаще других среди специфичных свойств услуг называют то, что они

     представляют  собой действие или процесс, они  нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны. Например, так описываются свойства услуги в книге «Стандартизация и сертификация в сфере услуг»:

  1. услуги представляют собой сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги;
  2. услуги, в зависимости от объекта и результата, делятся на материальные и

     нематериальные;

  1. во многих случаях субъектом (исполнителем) услуги выступает индивидуальный предприниматель или малое предприятие;
  2. во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания;
  3. оказание и потребление услуги может быть одновременным (как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления )    в сфере услуг высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала;
  4. исполнитель услуги, как правило, не является собственником результата услуги;
  5. услуги локальны, нетранспортабельны, могут иметь региональный характер;
  6. услуги могут быть несохраняемы.

             Этот список не безоговорочен и далек от исчерпывающего, однако он хорошо демонстрирует необходимость оговорок при описании свойств услуги. Можно заметить, что в данном случае некоторые свойства сопровождаются замечаниями «как правило», «во многих случаях», «могут быть» и т.п.

             Функции рынка услуг аналогичны  функциям любого рынка. К ним  относятся:

     - посредническая

     - ценообразующая

     - регулирующая

     - стимулирующая

     - информационная

     - очистительная 

     Таким образом, рынок сферы услуг имеет  свои определенные особенности по сравнению  с рынков товаров, но при этом его  функции аналогичны функциям любого рынка.                   

Заключение

 
 

На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

Что же касается России, то ее позиция  на мировом  рынке услуг в настоящее время  не очень устойчива: она входит в  тридцатку крупных стран –  участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

   Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг  в России  «безнадежно». Сфера  эта действительно молодая, получившая  развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Другое дело – готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран.

    Улучшение ситуации в сфере  услуг сильно зависит от иностранных  инвестиций, но в то же время,  либерализируя эту сферу, необходимо  поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

 
  1. Аброскин  А. Сфера услуг и экономическое  развитие// Вопросы статистики.1998. №10
  2. Алдакушина Е.С. Современная международная торговля услугами// Внешняя торговля. 1999. №3
  3. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 1999. №2
  4. Максимова М. ВТО и интересы России// Экономист. 1998. №9
  5. Медведева Т. Развитие отечественного рынка страховых услуг// Экономист. 1999. №11
  6. Мировая торговля услугами в 1998 году// Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1999. №64
  7. Онищенко И. «Интернет» в современной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 1997. №9
  8. Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики// Вопросы статистики.  1998. №4
  9. Россия в мировой экономике / Под ред. В.Д.  Адрианова. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,1996.
  10. Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ// Экономист. 1998. №8

Информация о работе Особенности рынка услуг