Особенности протекания инфляционных процессов в России и инфляционная политика

Автор: s*************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 4
1.1 Понятие и сущность инфляции. …………………………………………...4
1.2 Виды инфляции………………………………………………………...……..8
1.2.1 Инфляция спроса. …………………………………………………………...8
1.2.2 Инфляция издержек, или инфляция предложения………………………12
1.3. Социально-экономические последствия инфляции………………………17
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ. 19
2.1 Причины инфляционных процессов в России……………………………..19
2.2 Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям……………….27
2.3 Современная инфляция в России…………………………………………...38
2.3.1 Состояние экономики в 2008 году………………………………………..38
2.3.2 Инфляция в первый месяц 2009 года…………………………………….40
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 46
Заключение. 54
Список используемой литературы 56

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 131.34 Кб (Скачать)

     В заключение уместно высказать предостережение. Такая катастрофическая гиперинфляция  почти всегда является неизбежным следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. Кроме того, является результатом чрезмерных расходов и  инфляции спроса. При соответствующей  государственной политике нет оснований  для перерастания умеренной инфляции в гиперинфляцию.

 

      1.3 Социально-экономические  последствия инфляции

 

     Социально-экономические  последствия инфляции выражаются в  следующем:

  • перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением, между дебиторами и кредиторами;
  • обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
  • постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
  • неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
  • искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту; вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
  • закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы, которая приводит к падению уровня жизни;
  • сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их рискованности;
  • обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
  • возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
  • активном развитии теневой экономики, ее «уходе» от налогообложения;
  • снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
  • социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

     Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо  она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Производитель теряет заинтересованность в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров). Ухудшаются условия жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

 

     2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ

     2.1 Причины инфляционных  процессов в России

 

     В каждой стране инфляционный процесс  имеет свою специфику, связанную  с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

     Современную инфляцию в России нельзя рассматривать  без учета специфики планово-распределительной  системы хозяйствования, без учета  политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В  связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов  в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие  гиперинфляцию.

     Важным  фактором инфляционных процессов в  стране выступала планово-распределительная  система хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего:

  • в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;
  • в производстве средств производства и товаров народного потребления;
  • в доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);
  • в кредитных и финансовых ресурсах.

     Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены диспропорциями в  сложившейся структуре народного  хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при недостаточном  уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства  при огромных и неэффективных  инвестициях в него.

     Условия для искажения хозяйственных  пропорций создавала повышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было осваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывали ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства, растягиванием сроков и ростом объема незавершенного строительства, достигавшего 2/3 суммы инвестиций.

     Провозглашенная самостоятельность предприятий, введение полного хозрасчета не сочетались с  административной системой управления производством - диктатом министерств  и ведомств. Приоритет ведомственных  интересов по сравнению с общественными, жесткий план и фондирование основной массы материальных ресурсов, невозможность  распоряжаться изготовленной продукцией и заработанными средствами сдерживали инициативу предприятий, нейтрализовали действие стимулов эффективного хозяйствования.

     Основой хозяйствования был план, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальными и трудовыми ресурсами, а в строительстве - и строительными механизмами. Это заставляло направлять усилия коллективов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование, как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизменными, либо увеличивались.

     Стремление  выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности общественного производства, расточительному использованию  трудовых, материальных и финансовых ресурсов, нарушению материальных и  стоимостных пропорций. Не сыграли  должной роли повышение значимости таких показателей, как прибыль  и реализация, усиление заинтересованности в них как фондообразующих  показателях, поэтому не произошло  снижение себестоимости выпускаемой  продукции. Во многих случаях рост затрат компенсировался ростом оптовых  цен.

     Открывалось большое число многопрофильных, неспециализированных производств, продукция  которых не отличалась большим качеством, но требовала огромных затрат. Не учитывались  экономическая целесообразность создания собственных строительных организаций, производства инструментов, оснастки, создания агроцехов, цехов ширпотреба и т.д.

     В строительстве капитальные вложения распылялись по многочисленным стройкам и объектам, не достигалась сопряженность  в обеспечении строек трудовыми, материальными и финансовыми  ресурсами и в результате повсеместно  не соблюдались сроки строительства, а его сметная стоимость возрастала в несколько раз. Огромные капитальные  вложения в «проекты века» затрудняли сбалансирование государственного бюджета (который стал дефицитным), нарушали пропорции денежного оборота. Нарастала дефицитность экономики.

     В стране в эти годы существовал  острейший дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна была первой в мире по производству металла, топлива, электроэнергии, хлопка и др.

     Материально-финансовая несбалансированность привела к  тому, что был создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки и  оборудование не устанавливались в  цехах по 10-15 лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностей продолжались, хотя не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. Вследствие этого металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство - от перерабатывающих отраслей, дорожного строительства, хранилищ, животноводство - от кормовой базы и т.д.

     Все это приводило к огромным материальным и денежным потерям, разбалансированности экономики, росту дефицита одних товаров и перепроизводства других, нарушению соотношения денежной массы и товарной массы. Именно таким образом создавался затратный механизм хозяйствования, что усугублялось применением системы плановых заданий, которые выполнялись во многих случаях независимо от значительных затрат.

     В стране формировался избыточный платежеспособный спрос как у населения, так  и у государственных предприятий. Предприятия, создав за счет прибыли  различные фонды экономического стимулирования, зачастую не могли их использовать из-за отсутствия материалов, оборудования, новых технологических линий и т.д.

     Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения  и предприятий, с одной стороны, отрицательно влиял на денежный оборот и денежное обращение, с другой - создавал значительные ресурсы для  роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета, что в  свою очередь способствовало расширению масштабов действия затратного механизма  хозяйствования.

     Большую роль в развитии инфляции играло расширение масштабов кредитования сверх реальных потребностей экономики, что привело  к росту эмиссии кредитных  средств и наращиванию платежеспособного  спроса. В СССР в 80-е годы кредит стал основным источником формирования оборотных  средств, что вызвало резкое сокращение доли собственных ресурсов. Он перестал регулировать денежный оборот, результатом  чего явилось его перенасыщение  денежными и платежными средствами.

     Кредит  привел к деформации пропорций между  доходами и расходами государства, постепенному наращиванию бюджетного дефицита, который полностью покрывался ресурсами банков. По мере увеличения бюджетного дефицита кредиты Госбанка СССР Министерству финансов все увеличивались; в 1990 и 1991 годах они превысили  кредиту народному хозяйству.

     Негативное  воздействие на денежный оборот оказало неоправданное развитие сферы платежных кредитов, задачей которого было покрытие разрыва в платежном обороте хозяйств и сокращение неплатежей в народном хозяйстве. Упрощенный порядок предоставления и оформления этого кредита, неограниченность лимитами позволили неоправданно насыщать денежный оборот платежными средствами за счет перекредитования хозяйственных органов (одни и те же ценности кредитовались по два-три раза) и «втягивать» эти ссуды в покрытие финансовых прорывов.

     В условиях несбалансированного плана  и недостатков материально-технического снабжения хозяйственные организации  стремились накапливать материальные ценности, не считаясь с имеющимися денежными ресурсами, что усугубляло материально-стоимостные диспропорции, приводящие к обострению товарного дефицита, нарастанию денежных накоплений, не подкрепленных товарными ресурсами. В результате в 1971-1985 годах не был обеспечен товарами каждый второй рубль, выпущенный в обращение. За 1971-1985 годы количество наличных денег в обращении возросло в 3,1 раза, вклады в сберкассы - в 5,2 раза, а производство товаров народного потребления - только в 2 раза.

     Процесс разбалансированности народного хозяйства  усугублялся широким вовлечением  кредита в покрытие «финансовых прорывов» на всех уровнях народного хозяйства, что приводило к увеличению денежной массы в обращении.

     Важным  фактором инфляционных тенденций в  стране выступала государственная  система ценообразования. Поддержание  многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрыве от происходивших  изменений в производстве, спросе и предложении приводило к  их деформации, неравновесному соотношению  стоимости отдельных товаров  и услуг. Кроме того, директивное  установление цен не позволяло избыточной денежной массе в активной форме  воздействовать на динамику цен. В условиях дефицитности товаров государственное  регулирование цен не способствовало устранению структурных диспропорций в производстве, потреблении и еще больше усиливало избыточный платежеспособный спрос.

     Ценообразование на рынке товаров и услуг в  командной экономике можно графически проанализировать на рис.2.

     Равновесная цена, определяемая соотношением спроса (D) и предложения (S) в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы QK, а объем спроса QL. 

     

     Рис.2. 

     В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

     Инфляционные процессы в 70 - 80-х годах ХХ века набирали силу как в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными.

Информация о работе Особенности протекания инфляционных процессов в России и инфляционная политика