Автор: s*************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 4
1.1 Понятие и сущность инфляции. …………………………………………...4
1.2 Виды инфляции………………………………………………………...……..8
1.2.1 Инфляция спроса. …………………………………………………………...8
1.2.2 Инфляция издержек, или инфляция предложения………………………12
1.3. Социально-экономические последствия инфляции………………………17
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ. 19
2.1 Причины инфляционных процессов в России……………………………..19
2.2 Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям……………….27
2.3 Современная инфляция в России…………………………………………...38
2.3.1 Состояние экономики в 2008 году………………………………………..38
2.3.2 Инфляция в первый месяц 2009 года…………………………………….40
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 46
Заключение. 54
Список используемой литературы 56
В
заключение уместно высказать
Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем:
Инфляция сужает
мотивы к трудовой деятельности, ибо
она подрывает возможности
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
В каждой стране инфляционный процесс имеет свою специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.
Современную
инфляцию в России нельзя рассматривать
без учета специфики планово-
Важным
фактором инфляционных процессов в
стране выступала планово-
Зарождавшиеся
инфляционные процессы в нашей стране
были обусловлены диспропорциями в
сложившейся структуре
Условия для искажения хозяйственных пропорций создавала повышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было осваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывали ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства, растягиванием сроков и ростом объема незавершенного строительства, достигавшего 2/3 суммы инвестиций.
Провозглашенная
самостоятельность предприятий, введение
полного хозрасчета не сочетались с
административной системой управления
производством - диктатом министерств
и ведомств. Приоритет ведомственных
интересов по сравнению с общественными,
жесткий план и фондирование основной
массы материальных ресурсов, невозможность
распоряжаться изготовленной
Основой хозяйствования был план, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальными и трудовыми ресурсами, а в строительстве - и строительными механизмами. Это заставляло направлять усилия коллективов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование, как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизменными, либо увеличивались.
Стремление
выполнить план любой ценой, не считаясь
с затратами, приводило к снижению
эффективности общественного
Открывалось большое число многопрофильных, неспециализированных производств, продукция которых не отличалась большим качеством, но требовала огромных затрат. Не учитывались экономическая целесообразность создания собственных строительных организаций, производства инструментов, оснастки, создания агроцехов, цехов ширпотреба и т.д.
В
строительстве капитальные
В стране в эти годы существовал острейший дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна была первой в мире по производству металла, топлива, электроэнергии, хлопка и др.
Материально-финансовая несбалансированность привела к тому, что был создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки и оборудование не устанавливались в цехах по 10-15 лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностей продолжались, хотя не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. Вследствие этого металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство - от перерабатывающих отраслей, дорожного строительства, хранилищ, животноводство - от кормовой базы и т.д.
Все это приводило к огромным материальным и денежным потерям, разбалансированности экономики, росту дефицита одних товаров и перепроизводства других, нарушению соотношения денежной массы и товарной массы. Именно таким образом создавался затратный механизм хозяйствования, что усугублялось применением системы плановых заданий, которые выполнялись во многих случаях независимо от значительных затрат.
В
стране формировался избыточный платежеспособный
спрос как у населения, так
и у государственных
Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения и предприятий, с одной стороны, отрицательно влиял на денежный оборот и денежное обращение, с другой - создавал значительные ресурсы для роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета, что в свою очередь способствовало расширению масштабов действия затратного механизма хозяйствования.
Большую
роль в развитии инфляции играло расширение
масштабов кредитования сверх реальных
потребностей экономики, что привело
к росту эмиссии кредитных
средств и наращиванию
Кредит привел к деформации пропорций между доходами и расходами государства, постепенному наращиванию бюджетного дефицита, который полностью покрывался ресурсами банков. По мере увеличения бюджетного дефицита кредиты Госбанка СССР Министерству финансов все увеличивались; в 1990 и 1991 годах они превысили кредиту народному хозяйству.
Негативное воздействие на денежный оборот оказало неоправданное развитие сферы платежных кредитов, задачей которого было покрытие разрыва в платежном обороте хозяйств и сокращение неплатежей в народном хозяйстве. Упрощенный порядок предоставления и оформления этого кредита, неограниченность лимитами позволили неоправданно насыщать денежный оборот платежными средствами за счет перекредитования хозяйственных органов (одни и те же ценности кредитовались по два-три раза) и «втягивать» эти ссуды в покрытие финансовых прорывов.
В
условиях несбалансированного плана
и недостатков материально-
Процесс
разбалансированности народного хозяйства
усугублялся широким
Важным фактором инфляционных тенденций в стране выступала государственная система ценообразования. Поддержание многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрыве от происходивших изменений в производстве, спросе и предложении приводило к их деформации, неравновесному соотношению стоимости отдельных товаров и услуг. Кроме того, директивное установление цен не позволяло избыточной денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен. В условиях дефицитности товаров государственное регулирование цен не способствовало устранению структурных диспропорций в производстве, потреблении и еще больше усиливало избыточный платежеспособный спрос.
Ценообразование
на рынке товаров и услуг в
командной экономике можно
Равновесная
цена, определяемая соотношением спроса
(D) и предложения (S) в точке С, равна уровню
PC. Государство устанавливает постоянные
цены (PKL), при которых объем предложения
товарной массы QK, а объем спроса
QL.
Рис.2.
В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.
Инфляционные процессы в 70 - 80-х годах ХХ века набирали силу как в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными.
Информация о работе Особенности протекания инфляционных процессов в России и инфляционная политика