Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:35, реферат
Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..…….3
ПОНЯТИЕ «ПОТРЕБЛЕНИЕ»……………………………………...…….4
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………..……….…….…….6
ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА……………….…..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....13
Пример: большая доля этого эффекта присоединения к большинству вызывается таким социальным явлением, как мода. Например, к зиме выпускают новую модель сапог, модные журналы обязательно рекомендуют приобрести этот товар. И люди стремятся купить сапоги, которые в данное время года приобретает большинство покупателей, чтобы чувствовать себя равными им, выдерживать общий стиль.
Примером спекулятивного спроса, может быть, спрос на соль, возникший из-за того, что один из дилеров основного поставщика соли дал сбой в работе, там образовался дефицит, люди бросились скупать соль.
Пример: "Эффект сноба" играет определяющее значение, например автомобиль покупается за счет экономического перенапряжения, сокращения других, более важных расходов - отдыха, здоровья, туризма. Наш потребитель на средства, вырученные от продажи собственности, скорее приобретет эксклюзивную марку машины и выделится, чем, сэкономив, поедет посмотреть на зарубежные достопримечательности.
3.
Эффект Веблена. Именем Т. Веблена
(1857—
1929) X. Лейбенстайн называет престижное
или демонстративное
потребление, ярко описанное в "Теории
праздного класса" (1899),
когда товары или услуги используются
не по прямому назначению,
а для того, чтобы произвести неизгладимое
впечатление. Цена товара в этом случае
складывается из двух составных частей:
реальной и престижной. Поэтому под эффектом
Веблена понимается
эффект увеличения потребительского спроса,
связанный с тем,
что товар имеет более высокую (а не более
низкую) цену.
Эффект Веблена похож на эффект сноба.
Однако принципиальное различие заключается
в том, что эффект сноба зависит от размеров
потребления остальных, тогда как эффект
Веблена зависит прежде всего
от цены. Если доминирует эффект Веблена,
то кривая потребительского спроса менее
эластична и имеет участки с положительным
наклоном.
Пример: В наше время «олигархи» и «золотая молодежь» весьма подвержены эффекту Веблена. К примеру, покупка фирменной одежды за «заоблачные» цены в бутике, хотя на рынке продается то же самое намного дешевле.
Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Пример: Спекулятивный спрос активно используется в рекламе. Например, когда продавцы заявляют: «Только в этом месяце в нашем магазине 30% скидки на все товары, а дальше будет повышение цен», то это попытка сформировать спекулятивный потребительский спрос. Или, к примеру, скачок цен на нефть на недавних торгах может уменьшить негативный эффект от снижения американского рынка и способствовать росту спекулятивного спроса на акции российских нефтяных компаний.
Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.
Примером
нерационального спроса может послужить
спрос на продукты, вредные для
здоровья или нерациональные с общественной
точки зрения (наркотики, порнография,
сигареты) [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение потребительского поведения – сложная наука.
Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке:
- выбирая блага для потребления,
- поведение потребителя
- потребитель стремится
- на выбор потребителя и его
субъективные оценки
- при выборе благ возможности
потребителя ограничены ценами
благ и его доходом; данное
ограничение называется
Область
потребления - это та сфера, в которой мы
наиболее быстро вливаемся в общую капиталистическую
цивилизацию. В России много всякого рода
проблем, связанных с демографией, законами
и т.д. Но в области потребления Россия
мало, чем отличается от западного потребительского
рынка, в общемировой рынок мы вливаемся
гладко. У нас разве что чуть меньше денег.
Основная разница в потреблении заключается,
в основном, в его объемах. Труднее поддается
изменению сервис, но и в этом направлении
Россия сделала гигантский скачок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5. Липсиц А.В. Закономерности формирования спроса и предложения //Социально - политический журнал , 2006, №5, с.67-78