Особенности потребительского спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..…….3
ПОНЯТИЕ «ПОТРЕБЛЕНИЕ»……………………………………...…….4
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………..……….…….…….6
ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА……………….…..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....13

Работа содержит 1 файл

титул.docx

— 203.14 Кб (Скачать)

     Пример: большая доля этого эффекта присоединения к большинству вызывается таким социальным явлением, как мода. Например, к зиме выпускают новую модель сапог, модные журналы обязательно рекомендуют приобрести этот товар. И люди стремятся купить сапоги, которые в данное время года приобретает большинство покупателей, чтобы чувствовать себя равными им, выдерживать общий стиль.

     Примером  спекулятивного спроса, может быть, спрос на соль, возникший из-за того, что один из дилеров основного  поставщика соли дал сбой в работе, там образовался дефицит, люди бросились  скупать соль.

  1. Эффект сноба. В этом случае у потребителя 
    доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный 
    потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения 
    спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

     Пример: "Эффект сноба" играет определяющее значение, например автомобиль покупается за счет экономического перенапряжения, сокращения других, более важных расходов - отдыха, здоровья, туризма. Наш потребитель на средства, вырученные от продажи собственности, скорее приобретет эксклюзивную марку машины и выделится, чем, сэкономив, поедет посмотреть на зарубежные достопримечательности.

     3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857— 
1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное 
потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899), 
когда товары или услуги используются не по прямому назначению, 
а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается 
эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, 
что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.               Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего 
от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

     Пример: В наше время «олигархи» и «золотая молодежь» весьма подвержены эффекту Веблена. К примеру, покупка фирменной одежды за «заоблачные» цены в бутике, хотя на рынке продается то же самое намного дешевле.

     Наряду  с социальными эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.

     Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

     Пример: Спекулятивный спрос активно используется в рекламе. Например, когда продавцы заявляют: «Только в этом месяце в нашем магазине 30% скидки на все товары, а дальше будет повышение цен», то это попытка сформировать спекулятивный потребительский спрос. Или, к примеру, скачок цен на нефть на недавних торгах может уменьшить негативный эффект от снижения американского рынка и способствовать росту спекулятивного спроса на акции российских нефтяных компаний.

     Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.

     Примером  нерационального спроса может послужить  спрос на продукты, вредные для  здоровья или нерациональные с общественной точки зрения (наркотики, порнография, сигареты) [5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучение  потребительского поведения – сложная  наука.

     Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя  на рынке:

       - выбирая блага для потребления,  покупатель руководствуется своими  предпочтениями;

       - поведение потребителя является  рациональным, в частности он  выдвигает определенные цели  и руководствуется личным интересом,  то есть действует в рамках  разумного эгоизма; 

       - потребитель стремится максимизировать  совокупную полезность, другими  словами, стремится выбрать такой  набор благ, который приносит  ему наибольшую общую величину  полезности;

       - на выбор потребителя и его  субъективные оценки полезности  покупаемых благ влияет закон  убывающей предельной полезности;

       - при выборе благ возможности  потребителя ограничены ценами  благ и его доходом; данное  ограничение называется бюджетным  ограничением [1].

     Область потребления - это та сфера, в которой мы наиболее быстро вливаемся в общую капиталистическую цивилизацию. В России много всякого рода проблем, связанных с демографией, законами и т.д. Но в области потребления Россия мало, чем отличается от западного потребительского рынка, в общемировой рынок мы вливаемся гладко. У нас разве что чуть меньше денег. Основная разница в потреблении заключается, в основном, в его объемах. Труднее поддается изменению сервис, но и в этом направлении Россия сделала гигантский скачок. 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 568 с.
  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-хтомах / Общая редакция В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа,2007.-349с.
  3. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.215
  4. Коробова Е.И. Факторы, определяющие поведение потребителя в современном обществе // Общество и экономика, №3, 2007, с. 15-21

     5. Липсиц А.В. Закономерности формирования спроса и предложения //Социально - политический журнал , 2006, №5, с.67-78

Информация о работе Особенности потребительского спроса