Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:35, реферат
Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..…….3
ПОНЯТИЕ «ПОТРЕБЛЕНИЕ»……………………………………...…….4
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………..……….…….…….6
ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА……………….…..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский
Государственный Технический
Реферат на тему:
«Особенности
потребительского спроса».
Факультет:МА
Группа: ЭМ-95
Студент: Кирзиёнок А.А.
Проверил:
Музыко Е.И.
Новосибирск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....13
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – “высшая и последняя инстанция” рыночной экономики, поскольку он только, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя “за” или “против” выпущенных товаров.
Ведь перед каждым потребителем стоят три вопроса:
1.Что купить?
2.Сколько стоит?
3.Хватит ли денег, что бы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи, что бы ответить на второй – исследовать цену, что бы решить третий вопрос – определить доход потребителя. Эти три нюанса и составляют проблему потребительского поведения, чьей целью является максимизация того или иного блага.
Для
более четкого изложения
Поведение
потребителя действительно
1. ПОНЯТИЕ «ПОТРЕБЛЕНИЕ»
«Потребление» в широком смысле слова есть применение, использование, употребление любого экономического продукта в целях удовлетворения определенных потребностей1.
Потребление, прежде всего, диктуется потребностями, т. е. объективной (определяемой социальными, экономическими, технологическими условиями) необходимостью употребления определенного количества экономического продукта данного вида с заданными свойствами, качеством. Например, в силу биологических условий человек испытывает необходимость ежедневно потреблять примерно литр пресной воды. Это и есть биологическая потребность человека в воде. Чтобы сшить костюм, надо израсходовать два метра ткани. Это и есть технологическая потребность производства костюма в ткани. Для приобретения автомобиля надо израсходовать количество денег, равное его цене, что и представляет экономическую потребность в деньгах.
Существует трудноисчислимое множество самых разнообразных потребностей человека, семьи, социальных групп, предпринимателей, предприятий, городов, регионов, населения, государства. Что же должно способствовать выработке рациональных подходов к потреблению?
Прежде всего, потребности должны быть классифицированы. Так, применительно к человеку, семье необходимо выделять потребности в питании, с разделением на отдельные продукты питания, в одежде - на верхнюю одежду, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы, в обуви — зимнюю и летнюю, в предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода с разделением по их видам, а также в жилье, услугах, духовных ценностях и т. д.
Подразделяя потребности по видам, одновременно желательно установить приоритеты, т. е. выделить первоочередные, предпочтительные потребности. Кроме того, необходимо продумать возможность взаимозаменяемости потребностей. Например, потребность человека в общении с другими людьми можно удовлетворить как потребность в личном контакте, в телефонной связи, транспортном сообщении, почтовой связи, посредством всемирной сети Интернет.
Большинство
потребностей относится к категории
насыщаемых, но нужно знать их пределы,
уровень насыщения. Человек не может
съесть сверх того предела, когда
он насытился. Хорошо иметь дома один
телевизор, лучше два, может быть
три, но далее наступает переизбыток.
Предприятию не надо получать сырье,
материалы сверх предельных объемов,
в которых нуждается
Но есть и не насыщаемые потребности. Это чаще всего потребности в деньгах, богатстве, власти, славе. Вспомним пушкинскую сказку о рыбаке и рыбаке. Ненасытность в определенной мере свойственна и людям, и семьям, и предприятиям, и государствам, живущим по принципу: «Чем больше я имею, потребляю — тем лучше».
Приходится отмечать и наличие вредных, нерациональных потребностей, которые трудно истребить. Иногда они даже имеют выраженную тенденцию к росту. Это прежде всего потребность в курении, спиртных напитках, наркотических средствах, порнографии. Избавление от этих потребностей путем запрета производства, продажи, использования вредных средств возможно только в частичной степени, применительно к имеющим самые губительные последствия.
Научный
подход к регулированию, рационализации
потребления на всех его уровнях
состоит в основном в выработке,
обосновании и применении норм потребления.
Норма потребления — научно обоснованный,
целесообразный, вытекающий из объективных
соотношений уровень потребления материальных
благ, услуг, информации, духовных ценностей
[2].
2. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Спрос на рынке - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая модель поведения потребителя [1].
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.
Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
Предпочтения
покупателя являются субъективными. Субъективными
также являются и оценки полезности
каждого выбираемого блага. Но выбор
потребителя определяется не только
его предпочтениями, он ограничен
также ценой выбираемых продуктов
и его доходом. Так же как и
в масштабах экономики, ресурсы
индивидуального потребителя
Одно из теоретических
Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а, зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.
Потребляя разные количества
одного и того же блага, мы
замечаем, что чем больше благ
потребляем, тем меньшее удовлетворение
мы получаем от потребления
дополнительной единицы
Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
Закон
убывающей предельной полезности предполагает
зависимость между увеличением
количества потребляемого блага
и дополнительной полезностью дополнительной
единицы этого блага. С увеличением
количества потребляемых благ общая
величина полезности благ (совокупная
полезность) увеличивается, но в меньшей
степени, так как каждая дополнительная
единица блага добавляет
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя [4].
3. ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный (рис.1).
Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.
Рис.
1 Классификация потребительского спроса
В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы.
Первый связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни важной стороной, которого становится демонстративное потребление. Поэтому Х. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.