Особенности налоговой политики Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:14, доклад

Описание работы

Анализ налоговой системы Японии имеет особое значение, поскольку ее налоговая система, как и экономика в целом, обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической, так и в социальной сферах.

Работа содержит 1 файл

налог. систем. японии.docx

— 30.57 Кб (Скачать)

При этом соблюдаются следующие условия: супруги являются наемными рабочими (служащими); включены стандартные льготы; супружеская пара имеет двоих детей. Налоговые льготы семьи в основном получает муж. В расчет включены персональные льготы и льготы на членов семьи.

Анализируя  данные таблицы 11, можно сделать следующий вывод: семьи с одним и двумя работающими уплачивают одну и ту же сумму налога и несут равное налоговое бремя до тех пор, пока их доход составляет 3-5 млн иен. Затем при увеличении дохода семья с одним работающим будет нести более высокое налоговое бремя по сравнению с семьей другой категории.

Порядок косвенного налогообложения в Японии

Среди косвенных  налогов Японии основным выступает налог на потребление, взимавшийся по ставке 5%.

Существенное  пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за про живание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д.

Акцизное налогообложение  в Японии имеет ряд особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного налогообложения на алкоголь и табачные изделия был контроль

за уровнем  потребления товаров, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов рассматривался как один из основных источников налоговых поступлений.

Необходимо отметить и существование специальных налогов на нотариат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.

Главным звеном реформы начала 90-х налоговой системы стало введение нового косвенного потребительского налога, напоминающего по своей сути налог на добавленную стоимость. Этим налогом облагаются практически любые сделки по продаже товаров и оказанию услуг. Этот налог уплачивается на различных стадиях производства и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость.

Выделение добавленной  стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное значение:

- четко ограничиваются  все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;

- в процессе  расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;

- государству  поступают доходы еще до реализации товара населению - единственному и конечному плательщику полной суммы налога.

При расчете  налога на добавленную стоимость используется четыре метода его определения:

1) прямой аддитивный, или бухгалтерский;

2) косвенный  аддитивный;

3) метод прямого  вычитания;

4) косвенный  метод вычитания, или зачетный  метод по счетам.

Наибольшее распространение  получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На практике его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продукции).

Этот метод  удобен тем, что позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера.

Кроме того, чтобы  использовать первый и второй методы расчета налога, то есть методы, основанные на балансах, необходимо определить прибыль. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по

продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая ставка на добавленную стоимость. Четвертый метод дает возможность использования дифференцированной ставки налога.

Налоги на потребление  наряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджет страны.

Тенденции развития налоговой системы Японии

В настоящее  время в Японии одной из главных проблем является то, что местные органы власти, несмотря на все налоговые поступления, поступающие в их распоряжение, не в состоянии надлежащим образом

выполнять свои функции. В этой связи сложилась устойчивая практика перераспределения финансовых ресурсов из госбюджета в виде ежегодных субсидий. Одним из путей решения данной проблемы может послужить проект налоговой реформы, предусматривающий пересмотр действующей системы в сторону сокращения дотаций местным органам власти при одновременной передаче им ряда полномочий по полному взиманию определенных налогов на местах и отмене части налоговых субсидий, идущих, в частности, на погашение внутренних займов префектуральных органов власти.

Также налоговая  реформа призвана решить проблему прогрессирующего старения нации, которая приводит к росту доли косвенных налогов, так как в противном случае повышение доли прямых налогов означало бы непомерное увеличение бремени для трудоспособного населения.

Поэтому, в ходе реформы должен произойти пересмотр налогообложения, чтобы «снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества». Правительство обещает при этом принять необходимые меры, чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами старше 65 лет.

Необходимость пересмотра действующей налоговой системы остро осознается еще и из-за продолжающегося в течение последних лет сокращения фискальных и иных поступлений в казну. Так, по данным Минфина, в 2002 финансовом году доля общегосударственных налоговых сборов, а также доходов полугосударственных предприятий и от продажи госимущества составила всего 52,9% от доходной части бюджета.

Такая тенденция  сохраняется и в настоящее время, что вынуждает правительство идти по пути увеличения внутренних заимствований для покрытия расходной части бюджета. Решение этой проблемы является одним из главных приоритетов планируемой налоговой реформы.

Кроме того, в  результате реформы, очевидно, сократится доля законодательных налоговых преференций, что приведет к расширению налогооблагаемой базы. Все это позволит собирать как минимум то же количество налоговых поступлений при более низких ставках подоходных налогов.

Считается общепризнанным, что такие серьезные экономические преобразования могут успешно осуществиться лишь в том случае, если они будут подкреплены продуманной, обоснованной и технически грамотной системой налогового законодательства.

Таким образом, в настоящее время в Японии находится в стадии рассмотрения новый пакет налоговых предложений, суть которых сводится к дальнейшему пересмотру соотношения прямых и косвенных налогов, решению проблемы финансирования местных органов власти, к принятию налоговой системы, имеющей большую сбалансированность налогообложения доходов, потребления и собственности.

Информация о работе Особенности налоговой политики Японии