Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:14, доклад
Анализ налоговой системы Японии имеет особое значение, поскольку ее налоговая система, как и экономика в целом, обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической, так и в социальной сферах.
Особенности налоговой политики Японии.
Анализ налоговой системы Японии имеет особое значение, поскольку ее налоговая система, как и экономика в целом, обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической, так и в социальной сферах.
Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шоупа.
Основу налоговой системы Японии в настоящее время составляют государственные и местные налоги. При этом 62% налоговых поступлений дают государственные налоги, а остальные 38% - местные налоги. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 60% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций.
Особенностью японской налоговой системы является наблюдаемая в последние годы тенденция к увеличению доли местных налогов.
Так, в 2005 финансовом году из общей суммы всех фискальных сборов в 81,78 трлн иен местные налоги составили 34,35 трлн иен (42% от общей суммы сборов). Для сравнения - в 2005 финансовом году эти цифры составили 64,26 трлн иен и 23,31 трлн иен (36% от общей суммы фискальных сборов) соответственно.
Однако, несмотря на это, величина налоговых поступлений, собираемых на местах, не позволяет местным органам власти надлежащим образом выполнять свои функции и, прежде всего, финансировать систему образования, общественные работы, сферу социального обеспечения и другие. В этой связи сложилась устойчивая практика перераспределения финансовых ресурсов из госбюджета в виде ежегодных субсидий. Кроме того, государством оплачивается часть внутренних заимствований префектур в виде облигаций, которая не может быть погашена за счет их собственных бюджетов.
Важно отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют более 80% и неналоговые средства - около 20%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.
Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. «Закон о местных налогах» определяет их виды и предельные ставки, все остальные элементы устанавливаются местным парламентом.
Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов.
Все многообразие государственных налогов можно разделить на две основные группы:
- прямые,
- косвенные.
Наблюдается устойчивая тенденция роста доли прямых налогов в структуре доходов государственного бюджета Японии. Среди прямых налогов, обеспечивающих наибольший доход государственному бюджету, ведущую роль играют подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, налог на прибыль корпораций и некоторые другие. При этом государственные подоходные налоги в последние годы занимают долю около 55%, имущественные - 24-26%, потребительские налоги- 19-21%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.
Особенностями налоговой системы Японии являются:
1) умеренный
уровень налогового бремени (
2) высокий уровень местных налогов;
3) тенденция к увеличению доли косвенных налогов;
4) самая
высокая среди развитых стран
доля подоходных налогов (
5) заметная
роль налоговых льгот в
6) централизованный
сбор налогов (в отличие,
Япония занимает среди развитых стан первое место по уровню налогообложения доходов и последнее - по уровню налогообложения потребления.
Порядок прямого налогообложения
В структуре доходов государственного бюджета Японии наибольшую долю составляют прямые налоги. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.
Самый
высокий доход государству
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок (таблица 10).
Таблица 10
Прогрессивная шкала государственного подоходного налога
Совокупный годовой доход |
|
менее 3 млн иен |
|
от 3 млн иен до 3,299 млн иен |
|
от 3,3 млн до 8,299 млн иен |
|
от 9 млн до 17,999 млн иен |
|
от 18 млн до 29,999 млн иен |
|
свыше
30 млн иен |
|
Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги.
Подоходным налогом облагаются заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т.д.
Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий:
1) проценты по вкладам;
2)дивиденды;
3) доходы от недвижимости;
4) заработная плата;
5) доходы
от предпринимательской
6) выходные пособия, пенсии;
7) случайные доходы;
8)бонусы;
9) смешанные, разносторонние доходы;
10) доходы от капитала.
Для исчисления подоходного налога суммируются доходы налогоплательщика, полученные им из разных источников, а затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый с учетом различных скидок (базисной, на иждивенцев, на взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни, в пенсионный фонд и т.д.). Отличительной особенностью подоходного налогообложения в Японии является то, что необлагаемый минимум для семьи из 4-х человек в Японии гораздо выше, чем, например, в США, ФРГ, Англии, Франции.
Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний налогоплательщик, являются «базовая льгота» - необлагаемый минимум дохода налогоплательщика, равный 350 тыс. иен (около 300 долларов), вычет на неработающих членов семьи - также 350 тыс. иен, страховые платежи, убытки от стихийных бедствий и пр. Кроме того, такие виды доходов, как заработная плата, пенсии и выплаты социального страхования имеют специальные налоговые освобождения. Министерство финансов Японии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика предоставляет пять видов льгот.
Помимо адресных, персональных освобождений, которые широко применяются к налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узкоспециальных льгот по налогообложению доходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему по ряду важных причин:
- с целью справедливого налогообложения доходов разных категорий населения введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов». Цель введения этой скидки - достижение равного для целей налогообложения положения лиц наемного труда, с одной стороны, и предпринимателей - с другой. Последние имеют возможность списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного труда до введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управления Японии, не соответствует критерию справедливости налогообложения). На практике использовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшения налогооблагаемой подоходным налогом базы на 20-30%. К примеру, многие предприниматели, подававшие налоговые декларации, списывали по статье «представительские расходы» несколько сот или даже тысяч долларов, поскольку длительные застолья в ресторанах с большим количеством пива и сакэ являются неотъемлемым
элементом деловой жизни. Однако при этом в счете, предоставленном в налоговую инспекцию из ресторана, должно быть указано, что посетителей было более двух - тогда он будет признан. Кроме того, костюм, обувь и другие детали туалета вполне могут быть заявлены как «спецодежда» и также списаны в качестве необходимых расходов;
- специальные
налоговые льготы имеют
Размер налогов, уплачиваемых семьями с одним и двумя работающими супругами
Шкала
дохода, млн. иен |
Семья с одним работником | Семья с двумя работающими | ||
Сумма
налога, иен |
Уровень
налогового
бремени, % |
Сумма
налога, иен |
Уровень налогового бремени, % | |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 57500 | 1,4 | 57500 | 1,4 |
5 | 130500 | 2,6 | 130500 | 2,6 |
8 | 469000 | 5,9 | 384500 | 4,8 |
10 | 821000 | 8,2 | 560500 | 5,6 |
20 | 4282000 | 21,4 | 2836500 | 14,2 |
50 | 18077500 | 36,2 | 14177400 | 28,4 |
При этом соблюдаются следующие условия: супруги являются наемными рабочими (служащими); включены стандартные льготы; супружеская пара имеет двоих детей. Налоговые льготы семьи в основном получает муж. В расчет включены персональные льготы и льготы на членов семьи.
Анализируя данные таблицы 11, можно сделать следующий вывод: семьи с одним и двумя работающими уплачивают одну и ту же сумму налога и несут равное налоговое бремя до тех пор, пока их доход составляет 3-5 млн иен. Затем при увеличении дохода семья с одним работающим будет нести более высокое налоговое бремя по сравнению с семьей другой категории.