Особенности экономики развивающихся стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Развивающиеся страны при всем своем разнообразии характеризуются определенными сущностными чертами, позволяющими рассматривать их как более или менее единую группу с определенными однотипными или совпадающими интересами в области экономики и политики. Выделяют следующие признаки:
- зависимое положение в системе мирового капиталистического хозяйства, нахождение в системе производственных отношений мирового капитализма;
- переходной характер внутренних социально-экономических структур, производственных отношений в целом;
- низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной инфрастуктуры.

Работа содержит 1 файл

Экономика развивающихся стран.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

Еще в 1949 году США  предоставили английским колониям право  получать займы в МБРР. В соответствии с доктриной Трумэна помощь стала  оказываться странам Латинской  Америки и Азии; постепенно стала  расширяться деятельность ООН по оказанию помощи через различные  специализированные организации.

Второй этап в  развитии "помощи" наступает с  периода деколонизации и длится почти до конца 60-х годов. В этот период происходит формирование основных положений "классического неоколонизма", которые пытаются сдержать экономическое развитие рассматриваемых стран, усилить в них прозападную ориентацию, насадить реакционные политические режимы и т.д. К концу 60-х годов обнаруживается несостоятельность такой неоколонистской стратегии - развивающиеся страны властно требуют перемен, добиваются многих задач, поставленных перед собой в области борьбы с империализмом.

Третий этап относится  к 70-м годам, когда "помощь" стала  занимать центральное место в  общей стратегии Запада к развивающимся  странам, которая нашла свое наиболее органическое воплощение в концепции "взаимозависимости" в ее односторонней  интерпретации, предполагающей отношения "руководство - зависимость".

Как представляется, с конца 80-х годов эта концепция  значительно эволюционирует, становится разнообразной, более универсальной. Сама же практика помощи, соответственно претерпевает значительные изменения  в плане учета интересов развивающихся  стран.

Помощь возникла главным образом, как "политический феномен". "Воздействие экономической  мысли на концепцию помощи был  таковым, что возникает вопрос: политики ли привлекли внимание экономистов  Запада к проблемам развивающихся  стран или наоборот". Этот западный экономист подчеркивает то обстоятельство, что конкретная политическая практика опередила экономическую теорию и заставила обратить внимание на специфические проблемы, встающие перед  капиталистическим Западом в  связи с появлением на мировой  арене целой системы политически  независимых государств развивающегося мира.

В самом деле, вплоть до середины 60-х годов, даже после  деколонизации, экономисты Запада в  принципе не особенно учитывали специфические  социально-экономические проблемы развивающихся стран.

Скорректированная в 70-80-е годы концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью  развивающихся стран, поскольку  получаемая ими помощь состоит исключительно  из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и  культуры, норм политического и социального  поведения, парламентарной культуры, базирующейся на рудиментах структур власти, "перенесенных" сюда из Запада.

Современные исследователи  помощи также отмечают, что наряду с бесспорными позитивными процессами, привносимыми разными формами помощи, она порождает тенденцию политизации  жизни, отвлекая наиболее способные  слои населения от экономической  деятельности. Помощь ведет к осуществлению  политики, наносящей ущерб экономическому развитию молодых государств, порой чисто по политическим соображениям способствует созданию убыточных объектов, "утечки умов", "плацдармов" для проникновения и т.д.

Попытки западных стран  приспособиться к новым условиям находят свое отражение, во-первых, в стремлении к координированной политике в отношении развивающихся  стран, во-вторых, в увеличении общих  размеров оказываемой помощи, в-третьих, в структуре помощи, которая направляется в своей основе на интеграцию с  производственным аппаратом капитализма  и "привязку" экономик национальных государств третьего мира в качестве "периферии" Запада.

Надо отметить то обстоятельство, что по абсолютным размерам оказываемая Западом помощь достаточно значительна. Тем не менее  она, во-первых, не достигает того уровня, который установила Конфедерация ООН  по торговле и развитию, - 0,7% ВНП развитых стран в форме даров или  низкопроцентных займов.

Во-вторых, условия  помощи таковы, что надеяться на ее эффективность в плане решения  экономических и социальных задач  не приходится, поскольку выплаты  по полученным займам стали превышать  даже абсолютные ежегодные поступления  в эти страны из-за границы.

В-третьих, большая  доля помощи оказывалась небольшой  группе развивающихся стран с  четкими прозападными политическими  режимами.

В-четвертых, об иррациональном характере этой помощи свидетельствует  анализ самой структуры помощи. Так, стоимость подаренного или закупленного оружия, военной техники для стран  Азии, Африки и Латинской Америки  только за 1965-1985 годы составила более 65% всего объема помощи (или около 15 млрд. $ ежегодно). В то же время  за эти два десятилетия все  указанные страны направляли на экономическое  развитие сумму менее 20 млрд. долларов США ежегодно. То есть стимулировался активный процесс милитаризации  национальных хозяйств развивающихся  стран.

В-пятых, помощь нацелена на активизацию частного капитала, она носит "связанный" характер, предусматривает определенные политические условия, способствует внедрению ТНК, их инфраструктуры.

Пытаясь усилить "прагматический" характер помощи, в последние годы делаются дополнительные акценты на следующие основные моменты:

- оказание финансовой  помощи через международные, коллективные  организации Запада, такие, как  Международный банк реконструкции  и развития, Международный валютный  фонд, которые в состоянии обеспечить  финансовый контроль над реализацией  проектов, одновременно нейтрализуя  недовольство стран тем, что  помощь оговаривается политическими  условиями;

- направление большей  доли помощи на производство  пищевых продуктов и разработку "реалистической стратегии"  экономического развития;

- ликвидация ограничений  на импорт некоторых готовых  изделий из развивающихся стран  в целях благоприятствования  их допуска на рынки Запада, то есть некоторая "либерализация  торговли", проведенная вы последующий  период;

- содействие в  разработке промышленной технологии, ("промежуточная технология"), сориентированной для развивающихся  стран, оказание помощи в НИОКР  для этой цели;

- стимулирование  ограничения роста населения,  помощи в проведении реформ  образования, с особым упором  на профессиональное обучение, по типу системы образования на Западе;

- активное стимулирование  частного предпринимательства и  иностранных капиталовложений, включая  деятельность ТНК.

Наиболее яркой  тенденцией современного экономического развития мира стала экономическая  взаимозависимость стран, национальных хозяйств и хозяйственной жизни  регионов. Экономическая взаимозависимость  проявляется в том, что условия  хозяйственного развития, процесс воспроизводства  и уровень жизни населения  в каждой стране все больше определяется не только внутренними факторами, ресурсами  и социально-экономической структурой страны, но и ситуацией, складывающейся в мире, всей системой международных  экономических отношений.

Расширение взаимных экономических связей развитых государств сопровождалось вступлением их в  противоречия с жизненно важными  отношениями развивающихся стран. При этом, как было показано ранее, и концепции формирования и развития международных экономических отношений  во многом складывались на противопоставлении экономик и интересов развитых и  развивающихся государств.

В связи с этим, а также с учетом необходимости  смягчения не только военного, политического, но и экономического противостояния и исходя из факта растущей экономической  взаимозависимости, ООН на ХХIХ сессии Генеральной Ассамблеи в 1974 году утвердила Хартию экономических прав и обязанностей государств, объективно направленную на охрану их экономической безопасности.

Документ, принятый в 1974 году Генеральной Ассамблеей ООН  установил нормативно-правовую основу реализации Декларации и Программы  действий по установлению нового международного экономического порядка, с идеей  которого выступили развивающиеся  страны.

Основополагающими принципами нового международного экономического порядка являются:

- суверенитет каждого  государства над всеми своими  национальными богатствами, природными  ресурсами и экономической деятельностью;

- осуществление  интегрированной программы по  сырьевым товарам;

- беспрепятственный  доступ промышленных товаров  освободившихся стран на внешние  рынки;

- передача развивающимся  странам новых промышленных технологий;

- ограничение негативных  последствий деятельности транснациональных  корпораций;

- финансирование  экономического развития;

- проведение комплексной  реформы международной валютной  системы;

- установление справедливого  соотношения в ценах на сырьевые  товары и промышленную продукцию;

- укрепление экономического  сотрудничества по долговой ориентации, вместо противостояния "богатого  Севера" и "бедного Юга";

- справедливого  регулирования выплаты долгов  развивающихся стран.

Последний вопрос требует  отдельного рассмотрения. По экспертным оценкам на начало 90-х годов общая  сумма долгов развивающихся промышленно  развитым странам намного превысила  триллион долларов США.

Столь высокая задолженность  постоянно имеет тенденцию к  росту, и в настоящий момент более  чем в 200 раз превышает соответствующий  уровень на период 1955 года, оказывая крайне отрицательное влияние на преодоление экономической отсталости.

По данным ООН, более 40% всей задолженности приходится на страны Латинской Америки, где лидерство  держит Бразилия, Мексика и Аргентина. В Африке главными должниками являются Алжир, Египет и Нигерия, а в Азии - Индонезия, Филиппины и Индия.

Долговая проблема заставила развивающиеся страны в 80 годы выдвинуть на передний план стратегии установления нового международного экономического порядка политику протекционализма в мировой торговле, что естественным образом наносит определенный ущерб в реализации остальных принципов.

Планомерное проведение в жизнь принципов установления нового международного экономического порядка осуществляют Движение неприсоединения, "Группа 77", ЮНКТАД, ЮНИДО и различные  региональные организации. Главным  методом в их деятельности остается механизм многосторонних переговоров.

Движение неприсоединения - крупнейшее межгосударственное политическое объединение, в состав которого входят 99 государств Азии, Африки, Латинской  Америки, Океании и Европы, а также  Организаций освобождения Палестины. С экономической точки зрения, Движение объединяет развивающиеся  страны, что находит прямое следствие  в итоговых документах, вырабатываемых на систематически проводимых, начиная с 1961 года, (в Белграде) конференций глав государств и правительств.

Впервые термин "Движение неприсоединения" был зафиксирован в документах III конференции неприсоединившихся стран в Лусаке в 1970 году. На следующей  Алжирской конференции в 1973 году Движением была принята Декларация об установлении нового международного экономического порядка и сопутствующая  ей Программа действий.

В целях расширения хозяйственных связей, согласования действий на международном уровне, защиты своих экономических интересов, развивающиеся страны образовали около 20 региональных и субрегиональных  экономических группировок. В рамках подготовки к I сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 году была учреждена " Группа 77", выдвинувшая впоследствии программу перестройки международных экономических отношений.

Ныне она объединяет 127 стран и превратилась в авторитетный орган координации стратегии  развивающихся стран за переустройство международных экономических отношения. Участники группы разрабатывают, согласовывают  и координируют свои позиции на сессиях  и конференциях органов ООН и  на различных международных форумах  по проблемам международных экономических  отношений, включая торговлю, развитие промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, финансовых институтов. С 1975 года их деятельность координируется "Группой 27", действующей при  штаб-квартире ООН, которая способствовала принятию решения, чтобы совещания  министров "Группы 77" стали бы регулярно проводиться во время  сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Однако, деятельность ЮНКТАД представляется и сегодня столь важной, что есть все основания более подробно остановиться на особенностях ее строения и функционирования.

Важной организационной  особенностью функционирования ЮНКТАД является метод работы по группам  стран. Существует четыре группы: "А" - страны Азии и Африки; "В" - развитые государства, "C" - Латиноамериканские страны, "Д" - страны Восточной  Европы, СНГ. Китай ни в одну группу не входит. "Группа 77", состоящая  из стран, относимых к группам "A" и "C" формального статуса в  ЮНКТАД не имеет, однако его руководящие  органы постоянно поддерживают с  ней тесные рабочие контакты.

К наиболее значительным результатам деятельности ЮНКТАД относятся  разработки Принципов международной  торговли и торговой политики (1964), Решения  о создании Общей системы преференций (1970), Решения об учреждении Общего фонда  в рамках Интегрированной программы  по сырью (1980) и Программы содействия наименее развитым странам (1979-1981).

Другим специализированным учреждением ООН, образованным в 1966 году с целью содействия процесса индустриализации и оказания технической  помощи странам Азии, Африки и Латинской  Америки, а также координации  деятельности в области промышленного развития явилась Организация ООН по промышленному развитию, также известная в мире под английской аббревиатурой ЮНИДО.

Главные органы ЮНИДО - Генеральная конференция, собираемая раз в четыре года и Совет по промышленному развитию из 45 членов, выбираемых сроком на три года. Текущей  деятельностью ЮНИДО руководит  Постоянный комитет. Административный орган ЮНИДО - Секретариат, являющийся одновременно частью Секретариата ООН, который назначается Генеральным  секретарем ООН и утверждается сессией  Генеральной Ассамблеи сроком на четыре года.

Информация о работе Особенности экономики развивающихся стран