Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа
Развивающиеся страны при всем своем разнообразии характеризуются определенными сущностными чертами, позволяющими рассматривать их как более или менее единую группу с определенными однотипными или совпадающими интересами в области экономики и политики. Выделяют следующие признаки:
- зависимое положение в системе мирового капиталистического хозяйства, нахождение в системе производственных отношений мирового капитализма;
- переходной характер внутренних социально-экономических структур, производственных отношений в целом;
- низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной инфрастуктуры.
Первоочередной
задачей экономики
Формирование производства средств производства представляет для развивающихся стран трудную задачу не только из-за высокой капиталоемкости, сложности технологических процессов, недостатка квалифицированной рабочей силы, но и из-за узких границ внутреннего рынка. Давление на импорт инвестиционного товара характерно для большинства развивающихся стран. Начальная фаза индустриализации характеризуется высокой капиталоемкостью на каждую единицу прироста национального дохода, так как одновременно приходится реализовывать дорогостоящие инфраструктурные проекты. Нынешняя фаза индустриализации в развивающихся странах сопровождается в основном ростом коэффициента капиталоемкости, что требует больших наличных средств производства даже для стабилизации темпов роста, не говоря уже об ускорении.
Более мощные в экономическом
отношении страны, как показывает
исторический опыт, стараются решать
свои хозяйственные затруднения
за счет внешнего фактора, в основном
через свои отношения с развивающимися
странами, поскольку среди всех "внешних
факторов" развивающиеся страны
- слабейшее звено. Так, чтобы оградить
свои внутренние рынки от молодой
промышленности из развивающихся стран,
капиталистические страны регулярно
повышают тарифные ставки в зависимости
от степени обработки сырья - это
затрудняет экспорт из развивающихся
стран. Далее, в 80-е годы систематически
снижается эффективность
Кроме того, принимаются также и протекционистские меры - еще один способ блокировать экспорт развивающихся стран, приводящей к резко возрастающей их задолженности промышленно развитым государствам мира.
Глобальной экономической проблемой развивающихся стран является их постоянно растущий объем задолженности.
Чтобы понять природу взрывного роста задолженности развивающихся стран, надо разобраться с действием международного финансово-кредитного механизма. В течение предыдущих десятилетий рост ссудного капитала незначительно превосходил общие темпы экономического роста. И, соответственно, он не мог ощутимо влиять на мировую экономическую конъюнктуру.
В последний период
безграничные размеры ссудного капитала,
гигантскими темпами
Ссудный капитал стал самостоятельным, автономным фактором, оказывающим непосредственное мощное влияние на мировой воспроизводственный процесс. Истоки быстрого возрастания ссудного капитала известны: это прежде всего последствия нефтяного кризиса, охватившего капиталистический мир с конца 1973 года, что привело в последующие годы к многократному повышению цен на нефть. С одной стороны, резко возросли прибыли ТНК от операций с нефтью, они стали обладателями крупных свободных финансовых ресурсов. С другой стороны, большая часть сотен миллиардов долларов, получаемых в виде дохода стран - экспортеров нефти (ОПЕК), потекла в сейфы частных банков Запада. В своей совокупности эти финансовые средства и стали выступать свободным ссудным капиталом, ищущим выгодного предложения.
Потребности же в
капиталах в развивающихся
На латиноамериканском континенте на 1986 год в число "супердолжников" входят также Бразилия (около 102 млрд. долларов США), Аргентина (50 млрд. долларов США), Венесуэла (свыше 30 млрд. долларов США), а также Чили, Перу, Колумбия, Эквадор, Уругвай, Боливия, и т.д.
Общая сумма задолженности африканских стран (более 220 млрд. долларов в 1987 г.) почти в два раза меньше, чем у стран Латинской Америки. Дело, однако, не в абсолютной величине долга, а в способности выплачивать его. Выполнение долговых обязательств особенно затруднительно для наиболее экономически отсталых государств, расположенных южнее Сахары. В Гане, например, такие обязательства в 1985 году должны были поглотить 85% доходов от экспорта. Это значит, что экспорт практически перестает служить потребностям развития национальной экономики. Его форсирование неизбежно ведет к сужению внутреннего рынка - опоры национального хозяйства. Следствие - дальнейшее углубление зависимости от капиталистических центров. (табл.13)
Таблица 13.
Динамика внешней
1977 |
1980 |
1983 |
1984 |
1985 | |
общий размер задолженности |
328 |
559 |
782 |
863 |
1000 |
долговые платежи (в том числе) |
39,6 |
89,6 |
111,7 |
121,3 |
142,9 |
в погашение основной суммы долга |
24,2 |
43,8 |
46,7 |
49,8 |
62,2 |
в погашение процентов |
15,4 |
45,8 |
65,0 |
71,5 |
80,7 |
Общие причины стремительного
роста задолженности
Когда в 1982 году долговой
кризис был поднят на новый уровень,
после того как Мексика объявила,
что она не в состоянии выплачивать
проценты по своему 80-миллиардному долгу,
банкирами и американским правительством
были приняты срочные финансовые
меры, но предоставление кредитов коммерческими
банками Латинской Америки
- поддерживать экономический рост или, в случае стагнации, возобновить его;
- обеспечить новый приток капиталов, необходимых для экономического роста;
- произвести необходимые
структурные преобразования с
тем, чтобы сделать
С 1982 по 1984 годы серия
подписанных Международным
К 1988 году долговая "усталость" возрастала не только в странах-должниках, но и среди коммерческих банков и правительств стран-кредиторов. Некоторые крупные банки списали часть долга, а некоторые небольшие региональные банки полностью аннулировали долг стран третьего мира. В итоге правительства США и Мексики, а также банк "Морган гэренти траст компани" приступили к реализации уникального плана скупки долгов. Этот план, хотя он оказался менее успешным, чем предполагали его авторы, ознаменовал новую степень вовлечения США в решение проблемы задолженности. В течение года это вовлечение усилилось, о чем свидетельствует поддержка Соединенными Штатами крупного нового займа Мексике, предоставленного в середине года, и займа Всемирного банка на структурные изменения в Аргентине 1,5 млрд. долларов США.
В 70-е годы в системе
международных экономических
Главная причина, вызвавшая к жизни саму эту концепцию, а затем и довольно острую борьбу за ее проведение в жизнь, заключается в том, что уже вскоре после достижения политической независимости многим развивающимся странам, их лидерам стало предельно ясно, что без коренной ломки сохраняющегося неоимпериалистического разделения труда (НИРТ), существующих экономических отношений между Западом и молодыми освободившимися странами достичь экономической независимости невозможно.
Содержательная сторона концепции МНЭП получила свое отражение в целом ряде крупных документов ООН. Это прежде всего следующие три документа:
- Декларация по установлению НМЭП, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (май 1974 г.);
- Программа действий
по установлению нового
- Хартия экономических прав и обязанностей государств (декабрь 1974 г.).
Декларация по установлению
МНЭП провозглашает, что этот новый
порядок должен быть основан "на
справедливости, суверенном равенстве,
взаимозависимости, общности интересов
и сотрудничестве всех государств независимо
от социально-экономических
- полный и неотъемлемый
суверенитет каждого
- право каждой
страны принять ту
- контроль за деятельностью ТНК путем принятия мер в интересах национальной экономики стран, в которых действуют ТНК;
- установление справедливого и равноправного соотношения между ценами на сырье и готовыми изделиями;
- оказание всем
международным сообществом
- обеспечение благоприятных
условий для передачи
Позицию Запада в
отношении развивающихся стран
неверно представлять сплошь в темных
красках. Есть немало его дальновидных
представителей, резко оценивающих
общее направление
Помощь Запада прошла в своем развитии несколько этапов.
Первый - это годы, последовавшие за окончанием второй мировой войны и до периода деколонизации африканского континента (1945-1960/61 гг.). В этот период помощь оказывалась через Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ).
Информация о работе Особенности экономики развивающихся стран