Особенности экономики, организации и планирования в сфере водоснабжения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработка мероприятий по совершенствованию функционирования сферы водоснабжения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие сферы водоснабжения, её элементы и значение;
2. Изучить особенности себестоимости. Основные и оборотные средства, а так же трудовые ресурсы сферы водоснабжения;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы сферы водоснабжения
1.1 Общая характеристика сферы водоснабжения города
1.2 Особенности основных и оборотных средств, трудовые ресурсы в сфере водоснабжения
1.3 Особенности себестоимости и ценообразования на услуги водоснабжения
1.4 Особенности системы планирования в сфере водоснабжения
1.5 Особенности проявления НТП в сфере водоснабжения
1.6 Система управления сферой водоснабжения
2 Аналитическая часть
2.1 Анализ состояния сферы водоснабжения в г. Новокузнецке
2.2 Анализ системы управления в сфере водоснабжения города Новокузнецка
2.3 SWOT – анализ сферы водоснабжения
3 Проектная часть
3.1 Основные мероприятия по совершенствованию функционирования сферы водоснабжения
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 77.84 Кб (Скачать)

 

Общий вывод по показателям:

По данным показателя «отпущено воды всем потребителям»  наблюдается ежегодное понижение  подачи воды, это может быть связанно с частым проведением ремонтно-профилактических работ. Такой показатель как «установленная производственная мощность водопровода» так же уменьшается из года в год. Показатель «одиночного протяжения уличной водопроводной сети» в сравнении с 2000 и 2010 годами растёт, то есть протяженность трубопроводов увеличивается, что способствует привлечению новых потребителей.  Тарифы по оплате за «холодное и горячее водоснабжение» с каждым годом всё увеличивается и увеличивается, это может быть связано с индексацией зарплаты работников соответствующий отрасли, ростом цен на строительные и другие материалы, а также необходимостью ремонта оборудования. Ежегодное «повышение среднемесячной начисленной заработной платы работникам» может обосновываться ростом инфляции, увеличением производительности труда и др. Стоит отметить, что такой показатель как «наличие и движение основных фондов», с каждым годом становится всё меньше и меньше, это говорит о том, что большое количество оборудования, в связи с длительным сроком эксплуатации устарело или было ликвидировано, а новое устанавливается очень редко.

2.2 Анализ системы управления в  сфере водоснабжения города Новокузнецка

В соответствии с федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в городском округе электро-, тепло-, газо- водоснабжения населения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения с возложением ответственности за проведение данной работы на органы местного самоуправления. Организация системы водоснабжения в муниципальных образованиях в основном основывается на функционировании муниципальных предприятий, в отдельных городах это акционерные общества [9].

При администрации  города Новокузнецка, создан Комитет  Жилищно-Коммунального Хозяйства (ЖКХ), в целях реализаций полномочий и  организации эффективного управления в данной сфере.

Система управления водоснабжения на территории муниципального образования «г. Новокузнецк» строится на базе функционирования открытого акционерного общества «Водоканал».

Основной  производственной деятельностью ЗАО  «Водоканал»  является оказание услуг  по водоснабжению, водоотведению и  очистке стоков для физических и  юридических лиц города Новокузнецк.

ОАО «Водоканал»  действует на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона “Об акционерных обществах” и иных нормативных актов Российской Федерации.

Целью деятельности «Водоканала» является получение прибыли в интересах его акционеров за счет обеспечения хозпитьевой водой, услугами по сточным водам, тепловой энергией жилых домов, учреждений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий различной формы собственности, расположенных в городе Новокузнецке.

Структура управления сферой водоснабжения в  городе Новокузнецке


 





 

 

 

 

 

На сегодняшний день существует немало достаточно серьезных проблем городского водоснабжения, в ряду которых выделяются:

  1. Устаревшие технологии и оборудование подготовки питьевой воды для населения, устаревшие и неэффективные системы для транспортировки её к потребителям, с применением которых зачастую ранее подготовленная вода становится вновь не соответствующей указанным нормам;
  2. Вынужденное применение временно согласованных санитарных норм питьевого водоснабжения, превышающих нормативы, как следствие невозможности обеспечить потребителей качественной водой;
  3. Затратность производства воды, как следствие отсутствия средств для проведения модернизации имеющейся инфраструктуры муниципального предприятия;
  4. Недостаточность объёма услуг из-за недофинансирования;
  5. Отсутствие устойчивости, и как следствие – стабильности оказания услуг водоснабжения для потребителей, по той же причине;
  6. Вынужденный рост тарифов для потребителей, что является следствием затратности эксплуатации;
  7. Нехватка квалифицированных кадров вследствие низкой оплаты труда в отрасли;
  8. Низкая санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, как следствие комплекса указанных выше причин.

Все вышеперечисленное  свидетельствует о том, что сфера водоснабжения переживает тяжелый период при сложившейся ситуации.

2.3 SWOT – анализ сферы водоснабжения


            Внешняя среда

 

 

 

 

 

  Внутренняя среда

Возможности:

1. Наличие программ поддержки данной сферы (администрация, гос-во)

2. Появление новых технологий  в водоснабжении

Угрозы:

1. Монополия

2. Ухудшение качества  и загрязнение воды

3. Рост тарифов на водоснабжение

4. Отсутствие конкуренции

Сильные стороны:

1. Бесперебойная подача  воды

2. Функционирование на  протяжении многих лет

1. Внедрение новых эффективных  и экономичных способов подачи  и очистки воды

1. Государственная антимонопольная  политика в сфере водоснабжения

2. Снижение себестоимости  на оказание услуг водоснабжения

3. Региональная целевая  программа реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства

Слабые стороны:

1. Изношенность сетей

2. Недостаточные темпы  модернизации

3. Отсутствие  счетчиков

1. Замена старого оборудования  на новое

2. Установка мощных фильтров  очистки воды

1. Установка счетчиков (как следствие  экономное пользование водой)


Общий вывод  по второй главе:

В данной главе  были проанализированы некоторые показатели, характеризующие сферу водоснабжения  в городе Новокузнецке. Показатели систематизированы в таблице, где по каждому из них определен темп прироста и дан вывод в динамике за 3 года.

Затем была рассмотрена системы управления в сфере водоснабжения города Новокузнецка. Система управления водоснабжения на территории муниципального образования «г. Новокузнецк» строится на базе функционирования открытого акционерного общества «Водоканал», деятельность которого контролирует комитет ЖКХ.

Далее был выявлен ряд проблем городского водоснабжения, а так же составлен Swot-анализ сферы водоснабжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проектная часть

3.1 Основные мероприятия по совершенствованию  функционирования сферы водоснабжения

В целях  совершенствования и эффективного функционирования сферы водоснабжения, предлагаются осуществить ряд мероприятий.

Разработать региональную целевую программу реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства. Целью Программы является создание условий для обеспечения потребителей достаточным количеством питьевой воды гарантированного качества, реформирования и устойчивого развития водопроводно-канализационного хозяйства, предоставление качественных услуг по водоснабжению и водоотведению по экономически обоснованным тарифам, уменьшение негативного воздействия сточных вод на природные водные источники.

Ввиду социальной значимости и естественно-монопольного характера, предприятия водоснабжения  и водоотведения являются государственными или муниципальными. Вода рассматривается  многими как практически неограниченный и бесплатный ресурс. Вода необходима для жизни человека. Эти аргументы  зачастую толкают власти на введение запретов на участие частного сектора  в процессах водоснабжения и  водоотведения и на монополизацию  сектора в рамках государства. Государственные (муниципальные) предприятия водоснабжения  часто характеризуются низкой производительностью  труда и неэффективностью производства.

Во многих случаях, когда к управлению системами  водоснабжения приходили частные  операторы, существенно повышалась производительность труда, и сокращалось  количество служащих. При сложившейся  ситуации, стоит внедрять частный сектор в сферу водоснабжения. Это поможет развить конкуренцию между предприятиями, ведь каждое из них будет стараться оказать услуги наилучшем образом.

Так же необходимо оставить в прошлом устаревшие методы укладки труб, и воспользоваться новыми долговечными материалами, которые вот уже десятки лет обеспечивают бесперебойное водоснабжение в Западной Европе и США.

Зарубежный  опыт укладки водопроводных труб уникален и крайне экономичен. Его  несомненное преимущество складывается из двух факторов:

  • во-первых, специалисты отказываются от использования стальной трубы, характеристики которой на сегодняшний день не выдерживают никакой критики;
  • во-вторых, происходит отказ от устаревшего траншейного способа монтажа водопроводных систем.

На смену  стальной трубе приходят технологически более совершенные трубы из полимерных материалов. На смену траншейной методике приходит бестраншейный способ укладки.

Установка счетчиков.

Массовое  внедрение приборного учета воды в системах водоснабжения квартир  жилых домов дает возможность  жителям регулировать и контролировать расход воды.

Все вновь сооружаемые жилые дома должны быть оборудованы счетчиками горячей и холодной воды. Если прибор приобретен на средства жителя, то экономический эффект становится положительным после того, как затраты на него окупятся за счет экономии средств, затрачиваемых на плату за воду, при условии, что срок окупаемости меньше срока службы прибора.

Затраты на установку счётчиков воды несет  либо житель, либо организация-поставщик, либо средства местного бюджета. В последнем  случае жильцы не имеют право на использование первичного экономического эффекта, полученного за счет снижения расхода воды. В дальнейшем положительный  экономический эффект будет использоваться жителями.

Измерение объема потребленной воды с помощью  счетчиков показывает значительный ее перерасход. Элементарные мероприятия  по экономии горячей и холодной воды в среднем позволяют значительно снизить ее потребление, и экономия по сравнению с плановыми показателями составляет в среднем более 25 %, что подтверждает экономическую эффективность установки приборов учета [10].

Отметим, что может быть полезен опыт города Череповца, который осуществил широкомасштабную реформу тарифообразования и программу повышения эффективности водоснабжения.

Город принял два важных решения:

  • Усиление адресности субсидий, предоставляемых населению для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Беднейшие слои населения оплачивают жилищно-коммунальные услуги в размере, не превышающем 10% совокупного дохода семьи, тогда как более обеспеченные люди оплачивают услуги тепло- и водоснабжения в полном объеме, без бюджетного и перекрестного субсидирования.
  • На основе показаний приборов учета, установленных в отдельных жилых зданиях, были пересмотрены в сторону увеличения нормативы расхода воды жителями города. Соответственно, были увеличены суммы, предъявленные к оплате как жителям, так и бюджету (в части субсидий). Используя доходы, полученные предприятием водоснабжения в результате таких действий, город организовал финансирование программы повышения эффективности водоснабжения.

Результат:

Без привлечения  средств со стороны, Череповец увеличил тарифы на услуги водоснабжения так, что они не только покрывали затраты  водоснабжающего предприятия, но и обеспечили приток средств для осуществления инвестиций. В частности, средства были направлены на:

- новые мощности по водоочистке (инвестиции в размере 40,5 миллионов рублей);

- три новых современных насосных станции (1,5 миллиона рублей);

- перекладку 24 километров изношенных, находящихся в аварийном состоянии водопроводных сетей (1,6 миллиона рублей);

- установку в жилых зданиях города более 1100 узлов учета воды и организацию выставления счетов по показаниям приборов учета (6,4 миллионов рублей).

Исследования  показали, что просто установка прибора  учета оказывает влияние на поведение  людей, позволяя снизить потребление  воды и тепла на величину до 10% нормативного потребления. Сегодня все жилые  и общественные здания в Череповце  обеспечены приборами учета воды, это выдающееся достижение для российского  города.

Потери  воды в городской системе водоснабжения  за четыре года снижены с 25 до 10 процентов.

  Повышена  эффективность использования электроэнергии  в городской системе водоснабжения:  расход электроэнергии на перекачку  одного кубического метра воды снизился на 12%.

До начала инвестиций показатель износа водопроводных  сетей составлял 75%, за четыре года вследствие интенсивной перекладки сетей он снизился до 25%.

Город проводит мудрую тарифную политику, предоставляя бюджетные субсидии только тем жителям, которые действительно в них  нуждаются. Пересмотр норм потребления  и повышение платы за услуги водоснабжения  позволили осуществить инвестиции в обновление изношенной системы  водоснабжения. Непосредственному  решению о повышении платы  за воду предшествовала большая работа по разъяснению необходимости этой меры в средствах массовой информации с целью достижения общественного  консенсуса. В школах проводились  и проводятся игровые программы, пропагандирующие экономное отношение к воде.

В России сложилась твердая убежденность в том, что для того, чтобы добиться какого-либо успеха, нужны деньги, причем, лучше всего извне, например, от какой-либо международной финансовой организации. Проект в Череповце доказывает, что это не обязательно: имея новаторские идеи и передовое руководство, города могут добиться успеха и без значительных финансовых вливаний со стороны. Что выделяет Череповец из массы других городов – это способность городского руководства определять насущные проблемы и находить пути их решения [11].

Информация о работе Особенности экономики, организации и планирования в сфере водоснабжения