Особенности экономики, организации и планирования в сфере водоснабжения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработка мероприятий по совершенствованию функционирования сферы водоснабжения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие сферы водоснабжения, её элементы и значение;
2. Изучить особенности себестоимости. Основные и оборотные средства, а так же трудовые ресурсы сферы водоснабжения;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы сферы водоснабжения
1.1 Общая характеристика сферы водоснабжения города
1.2 Особенности основных и оборотных средств, трудовые ресурсы в сфере водоснабжения
1.3 Особенности себестоимости и ценообразования на услуги водоснабжения
1.4 Особенности системы планирования в сфере водоснабжения
1.5 Особенности проявления НТП в сфере водоснабжения
1.6 Система управления сферой водоснабжения
2 Аналитическая часть
2.1 Анализ состояния сферы водоснабжения в г. Новокузнецке
2.2 Анализ системы управления в сфере водоснабжения города Новокузнецка
2.3 SWOT – анализ сферы водоснабжения
3 Проектная часть
3.1 Основные мероприятия по совершенствованию функционирования сферы водоснабжения
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 77.84 Кб (Скачать)

Органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

По договору водоснабжения, организация, осуществляющая подачу водоснабжения, обязуется подавать абоненту, через присоединенную водопроводную сеть, питьевую или техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения. А абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета [2].

Отличительной особенностью сферы водоснабжения  является то, что данная сфера в основном является монополистической в границах всего муниципального образования.

Оплата  питьевой или технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) или техническую воду. Орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Также стоит отметить, что за оплату такой коммунальной услуги как холодной водоснабжение абоненты (потребители) платят индивидуально и ежемесячно [2].

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение  с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Следует отметить социальную значимость оказания услуги по водоснабжению – подача холодной воды не может быть отключена  и должна подаваться бесперебойно, в соответствии с законодательством.

Производственный  контроль качества питьевой воды, горячей  воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и  контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный  контроль качества питьевой воды, горячей  воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение  или горячее водоснабжение. Порядок  осуществления производственного  контроля качества питьевой воды, горячей  воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения [2].

Системы водоснабжения и водоотведения  являются неотъемлемой частью городского хозяйства. Коммунальное хозяйство  обеспечивает потребности в воде городского населения, коммунальных, транспортных и прочих непромышленных муниципальных  предприятий. Создавая условия для  жизнедеятельности населения, отрасль  занимает важное место в системе  социальной и производственной инфраструктуры городских агломераций и характеризуется  большой капиталоемкостью и сложной  организацией.

Значение  подотраслей водоснабжения и водоотведения в жилищно-коммунальном комплексе страны обусловлено, в первую очередь, особенностями, связанными с использованием ценного природного ресурса - воды.

Строительство и управление системами водоснабжения  также имеют большое народнохозяйственное значение, поскольку удовлетворяются  потребности населения в доброкачественной  воде, улучшают культурно-бытовые условия жизни; значительно уменьшается количество инфекционных заболеваний, передаваемых водой; улучшается качество, а также снижается себестоимость продукции, выпускаемой промышленными предприятиями; вода является универсальным и дешевым огнетушащим средством.

Системы водоснабжения, канализации, сооружении водоподготовки, источники водоснабжения  и участки водных объектов, используемые для разбавления и очистки  сточных вод, являются составными частями  материально-технической базы современного жилищно-коммунального комплекса РФ.

1.2 Особенности основных и оборотных  средств, трудовые ресурсы в  сфере водоснабжения

Основные  средства сферы водоснабжения - это  средства труда, которые многократно  участвуют в производстве, распределении  и подачи воды, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость  по частям на вновь создаваемую продукцию [3].

Они подразделяются на производственные и непроизводственные фонды.

Производственные  фонды участвуют в процессе оказания услуг водоснабжения. К ним относятся:

  • водозаборные сооружения, при помощи которых осуществляется прием воды из природных источников,
  • водоподъемные сооружения, то есть насосные станции, подающие воду к местам ее очистки, хранения или потребления,
  • сооружения для очистки воды,
  • водоводы и водопроводные сети, служащие для транспортирования и подачи воды к местам ее потребления,
  • башни и резервуары, играющие роль регулирующих и запасных емкостей в системе водоснабжения.

Непроизводственные  основные фонды не участвуют в  процессе оказания услуг. К ним относятся: различные здания водоуправления, водоканалов, а также транспортные средства предприятий и др.

Оборотные средства - средства, которые предприятие использует для осуществления своей повседневной деятельности, целиком потребляемые в течение производственного цикла. Их обычно делят на товарно-материальные ценности и денежные средства.

В сфере водоснабжения  к оборотным средствам относят:

  • Запасы (активы)

- сырьё, т.е. вода и вещества её обеззараживающие (хлор, гипохлорит натрия или кальция, озон);

- затраты в незавершённом производстве;

- готовая  продукция (непосредственно оказание  услуг подачи воды);

- расходы будущих периодов.

  • Денежные средства на счетах и в кассе
  • Прочие оборотные активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).

Стоит отметить, что в сфере водоснабжения  основными работниками являются инженеры, монтажники и слесаря санитарно-технических  систем и оборудования. Они выполняют монтаж и ремонт внутренних систем центрального отопления, водоснабжения, канализации газоснабжения, водостоков, систем и оборудования вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации.

Управленческий  персонал данной сферы формируется  согласно тем же принципам, что и  на других предприятиях [3].

1.3 Особенности себестоимости и ценообразования на услуги водоснабжения

Расчет себестоимости осуществляется на основании основных показателей системы водоснабжения и водоотведения.

Себестоимость определяется раздельно  по водоснабжению и водоотведению  по основным стадиям технологического процесса производства воды (пропуска сточной жидкости):

  • подъем воды (перекачка сточной жидкости);
  • очистка воды (очистка сточной жидкости, обработка осадка и его захоронение);
  • транспортирование воды (транспортирование и утилизация сточной жидкости).

 При определении себестоимости  оказываемых услуг в организациях  водопроводного хозяйства формируется  группировка затрат по стадиям  производства и статьям калькуляции.

 Полная себестоимость отпущенной  воды в стоимостных измерителях  определяется как сумма всех  расходов по стадиям технологического  процесса и расходов на оплату  покупной воды, проведение аварийно-восстановительных  работ, на ремонтный фонд, прочих  прямых, общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.

Полная себестоимость отвода сточной  жидкости в стоимостных измерителях формируется как сумма всех расходов по стадиям технологического процесса, расходов на проведение аварийно-восстановительных работ, ремонтный фонд, прочих прямых, общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.

 Основанием для определения  полной себестоимости отпущенной  воды (отвода сточной жидкости) являются  расчеты по каждой статье.

Себестоимость единицы услуги по водоснабжению (измеритель м3 отпущенной воды и м3 отведенной сточной жидкости), определяется делением полной себестоимости на плановый объем услуги в натуральном выражении.

В зависимости от величины затрат в общей себестоимости на оказание услуг водоснабжения, производство является фондоёмким (большая доля амортизации) [4].

Тарифы (цены) на услуги водоснабжения  и водоотведения разрабатываются  на предприятиях в соответствии с  указаниями президента РФ «О мерах  по упорядочению государственного регулирования  цен» и «Реформе жилищно-коммунального  хозяйства РФ»

Тарифы и услуги регулируются региональной энергетической комиссией. Основной задачей  является обоснование тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Для этого разрабатываются обоснование, показывающее необходимость изменения  тарифов.

Также анализируется структура  полезного отпуска воды и пропуска сточных вод, анализируется себестоимость  услуг, планируется сумма прибыли  предприятия, рассчитываются источники  финансирования капитальных вложений.

Основными показателями при расчете  тарифов является себестоимость 1 м3 воды.

Действующее законодательство предусматривает  четыре метода регулирования тарифов  водоканалов:

  • Установление фиксированных тарифов,
  • Установление предельных тарифов,
  • Метод индексации,
  • Установление тарифов на основе долгосрочных параметров.

Принятие решения о выборе метода регулирования тарифов и расчет размера регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального  комплекса с применением избранного метода установления тарифов осуществляются в соответствии с действующим  законодательством.

Основным подзаконным актом 210-ФЗ является Постановление Правительства  РФ от 14.07.08г. №520 «Основы ценообразования  в сфере деятельности организаций  коммунального комплекса и Правила  регулирования тарифов, надбавок и  предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Данный документ предусматривает  установление двух видов тарифов  на услуги водоотведения, водоснабжения  и очистку сточных вод:

Одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно.

Двухставочный тариф, который состоит из: ставки платы за потребление горячей воды, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр и ставки платы за содержание водопроводных сетей из расчета платы за 1 куб. метр в час присоединенной мощности.

Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями. В связи с отсутствие таких указаний предприятия в большинстве своем воздерживаются от установления двухставочного тарифа.

Тарифы на воду, водоотведение и  очистку сточных вод регулируются региональной службой по тарифам. Установление тарифов осуществляется на основании  расчетно-обосновывающих документов, предоставляемых организацией коммунального  комплекса.

Кроме вышеназванного постановления  в этой сфере принято несколько  постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов в  виде приказов МРР, ФСТ, МЭРТ, которые  имеют непосредственное отношение  к тарифообразованию и ценам на коммунальные услуги [4].

1.4 Особенности системы  планирования в сфере водоснабжения

Исходной базой прогнозирования  и планирования использования водных ресурсов являются данные водного кадастра и учета расходования вод по системе  водохозяйственных балансов, бассейновых  (территориальных) схем комплексного использования и охраны вод, а также проекты перераспределения вод между водопотребителями по бассейнам рек. Водный кадастр - это систематизированный сбор сведений о водных ресурсах и качестве вод, о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.

Прогноз использования водных ресурсов основывается на расчете водохозяйственного баланса, содержащего ресурсную  и расходную части. Ресурсная (приходная) часть водохозяйственного баланса  учитывает все виды вод, которые  могут быть потреблены (естественный сток, поступление из водохранилищ, подземные и возвратные воды). В  расходной части баланса определяется потребность в воде по отраслям народного  хозяйства, с учетом сохранения в реках транзитного стока, для обеспечения экологических требований, необходимого санитарно-гигиенического состояния водоемов. Результатом балансового расчета является установление ожидаемого резерва или дефицита стока, на основании чего разрабатываются мероприятия по обеспечению водой народного хозяйства в прогнозном периоде. При этом учитываются показатели, характеризующие сокращение забора свежей воды из поверхностных и подземных водных источников за счет совершенствования и внедрения безводных технологических процессов, развития систем повторно-последовательного использования воды, совершенствования схем водоснабжения и других аналогичных мероприятий.

Информация о работе Особенности экономики, организации и планирования в сфере водоснабжения