Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:23, реферат
Германия еще в начале 70-х ХIХ века была преимущественно сельскохозяйственной страной со слаборазвитой промышленностью. К 90-м гг. положение резко изменилось. В Германии завершилась промышленная революция. Она осуществила индустриализацию, широко заимствуя передовой иностранный опыт. Ее промышленность, особенно тяжелая, строилась на базе современной техники, тогда как в Англии и Франции наличие многочисленных устаревших предприятий увеличивало издержки производства.
Введение ________________________________________________________3
1.Особенности становления монополистического капитализма в___________
Германии. Внешнеэкономическая экспансия Германии и Первая мировая___
война.___________________________________________________________4
2.Германская экономическая наука начала ХХ века ____________________13
Список используемой литературы __________________________________ 17
Сельское хозяйство страны
Кризис ускорил интенсификацию сельского хозяйства. Более чем в пять раз увеличивались посевы сахарной свеклы, картофеля, стало расти поголовье скота. За 1870-1913гг. урожайность повысилась на 33-50%. Внедрялись сложные севообороты, расширялось использование техники, минеральных удобрений. Юнкера и гроссбауеры под защитой протекционистских тарифов и государственных субсидий сравнительно безболезненно переходили к интенсивным методам хозяйствования.
Государственная поддержка – законы об ограничении произвола ростовщиков, создании агрономических обществ, опытных станций и сельскохозяйственных школ – приносила пользу в первую очередь крупным землевладельцам. Мелкие хозяйства отстали в развитии и разорялись.
Юнкерство богатело не только за счет доходов от земли, но и участия в деятельности банков, промышленных монополий. Приобретая акции различных предприятий, помещики изымали средства из сельского хозяйства, обрекая его на замедление темпов развития, техническую отсталость.
Ограниченный платежеспособный спрос на промышленные изделия со стороны батраков и мелкого крестьянства сдерживал расширение внутреннего рынка, производство сельскохозяйственного сырья не соответствовало мощи германской промышленности. Ежегодный дефицит сельскохозяйственного производства достигал 2 млрд. марок и имел тенденцию к постоянному росту. Германия в конце ХIХ века из страны – экспортера сырья превратилась в импортера промышленных товаров. Зависимость от импорта сырья сдерживала развитие легкой промышленности, не давала возможности снизить стоимость рабочей силы.
Аграрные проблемы подталкивали немецкие монополии к активным действиям на внешних рынках, стимулировали территориальную экспансию, порождали миграцию населения. Шел массовый отток населения в города, из восточных районов – в западные, ширилась эмиграция на американский континент. С 1881 по 1891г. прусские области покинул почти миллион человек, а в следующие пять лет еще миллион. Бегство из деревень приводило к тому, что крупным хозяйствам становилось все труднее находить свободные рабочие руки. Юнкера призывали правительство принять чрезвычайные меры по удержанию рабочих рук в деревне, но эти призывы не получали поддержки в ландтаге (парламенте).
Колониальная политика Германии, начавшись с поощрения колонизаторских попыток частных лиц, постепенно привела к созданию имперских колоний и как известно, для империи начала XX века характерной особенностью было наличие колониальной системы. Германская империя в 1916г. располагала колониями площадью около 3.0 млн. кв. км. с населением в 124 млн. человек. Африканские колонии (Камерун, Юго-Западная и Юго-Восточная Африка (имели 2.7 млн. кв. км. население 11.5 млн. человек . Немецкие колонии в Океании занимали 245 тыс. кв. км. с населением 641 тыс. человек. В Азиатских колониях Германии (порты Китая) проживало 209 тыс. человек. Эти колонии были захвачены, либо куплены в самом конце ХIХ века, а в ХХ веке колониальных приобретений у Германии уже не было.
Конечно, колониальные владения Германии были значительно меньше, чем колониальная империя Великобритании или Франции, но расположены они были в богатых ресурсами регионах и имели важное стратегическое значение. В самом начале ХХ века колониальная экспансия Германии тесно переплеталась с экспансией немецких фирм и банков, прежде всего на юге Африки и на Ближнем Востоке немецкие банки во главе «Дойче банком» финансировали освоение Юго-Западной и Юго-Восточной Африки, установили контроль над финансовой системой Трансваам, затем поддерживали буров в их противоречии с Великобританией.
В экономическом развитии страны важную роль играло вмешательство государства в экономическую жизнь. В 1880г. был учрежден Высший экономический совет, занимавшийся выработкой законопроектов и уставов, регулировавших экономику. С 1896г. проводилась реорганизация торговых палат, направленная на расширение их роли в развитии промышленности и торговли; принят новый торговый устав. Государство поощряло синдицирование промышленности.
С момента начала войны перевод народного хозяйства Германии на военные рельсы, а затем руководство экономикой были поставлены под непосредственный контроль крупнейших промышленных компаний. Сразу после начала войны глава электротехнической компании «АЭГ» Вольтер Ранетау возглавил в рамках военного министерства Военно-сырьевой комитет. Этот комитет осуществлял контроль над всем производством, распределением и использованием сырья и материалов.
Под формальным контролем со стороны правительства были организованы подчиненные Военно-сырьевому комитету частные компании – военно-акционерные общества, которые вели учет, закупали и затем хранили сырьевые материалы , составляли программы импорта сырья и производства военных синтетических материалов, заменявших природное сырье. Однако военно-акционерные общества считались бесприбыльными, т.к. выполняли общенациональные функции в системе милитаризованного народного хозяйства страны, ведущей боевые действия кроме правительственных и полуправительственных органов, таких как Военно-сырьевой комитет и военно-акционерные общества, существенную роль в мобилизационной экономики играли представительные органы немецких крупных компаний – Центральное объединение германских промышленников и союз промышленников. В августе 1914г. эти два союза создали единых Военный комитет германской промышленности, в состав которого вошли директор «Дойче банка» Гвинер, директор «Дрезднер банка» Мюллер, главный директор предприятий Круппа Гугенберг, а также видные предприниматели Сименс, Вебер и др. Под контролем Военного комитета оказалась внешняя торговля страны.
Механизм функционирования народного хозяйства в Германии в период 1914-16гг. был следующим: Военно-акционерные общества получили в свое распоряжение все имевшиеся в стране запасы сырья. Правительство в свою очередь запрашивало Военный комитет германской промышленности о возможности размещения своих заказов, а тот рекомендовал ему списки соответствующих фирм и передавал дальнейшее ведение дел одному из военно-акционерных обществ.
Осенью 1916г. в Германии были предприняты дополнительные меры по организации мобилизационной экономики военного периода. Эти мероприятия находились в русле особой «программы Гинденбурга» предусматривавшей всеобщую мобилизацию населения и хозяйства Германии под руководством военных властей, а также введение «патриотической подсобной работы» (всеобщая трудовая повинность, принудительное перемещение работников, запрет забастовок).
Осуществление «программы Гинденбурга» на практике привело к усилению экономической власти монополий и фактическому подчинению им государственного аппарата. Центральный орган крупных промышленных компаний – Военный комитет германской промышленности, созданный в октябре 1916г., вскоре был преобразован в более специализированную организацию – Германский промышленный совет, представителями которого стали 54 крупнейших компании и банка страны. По настоянию вновь сформированного органа вопросы, связанные с военным хозяйством, переходили в компетенцию единого координационного центра – Военного управления, оперировавшего на мощь военной диктатуры. Хотя официально Военным управлением руководил генерал Гренер, но фактически руководство осуществлялось «Шефом технического штаба, бывшим руководителем заводов Круппа в Магденбурге Зорге. В качестве отдела в Военное управление был полностью включен и военно-сырьевой комитет. Германский промышленный совет руководил всей деятельностью Военного управления через свои органы – военные комитеты. В отличие от военно-акционерных обществ военные комитеты охватывали целые отрасли промышленности.
В данном виде организация немецкой экономики просуществовала вплоть до окончания войны, и это был, пожалуй, первый в мировой истории пример внедрения плановой административно-командной системы в народное хозяйство страны. Действительно, руководство хозяйственной жизнью Германии велось из единого центра, при этом принялись элементы жесткой военной диктатуры. Однако подобная модель управления на деле означала сращивание экономической власти крупнейших компаний с политической властью в стране. Война была на руку монополиям, которые выполняя гарантированные военные заказы правительства получали баснословные прибыли, пользовались всеми преимуществами в сфере внешней торговли, а также государственным финансированием в форме субсидий и различных дотаций. К примеру, компания Круппа при довоенном акционером капитале в 160млн. марок в период 1914-18гг. получила валовую прибыль в размере 800 млн. марок. В период войны за государственный счет были построены и затем переданы крупным немецким компаниям десятки химических, металлургических и машиностроительных предприятий.
Быстрое развитие немецкой экономики, ее выход на мировые товарные и финансовые рынки, колониальная экспансия обострили соперничество между Германией и Великобританией. Наиболее остро оно проявилось в военно-морской сфере. В конце ХIХ века германский военно-морской флот был пятым в мире, но после осуществления программы строительства флота адмирала Тирпица Германия вышла на второе место в мире. Военные расходы Германии постоянно росли: в1887г.- 408 млн. марок, в 1891г.- 531 млн. марок, 1908г. – 1069 млн. марок, 1912г.- 1.4 млрд. марок, а в 1913г. – уже 2.4 млрд. марок. Увеличивающиеся расходы центрального правительства финансировались не только за счет косвенных налогов и займов, но после 1906г. был принят целый ряд прямых имперских налогов: налог с наследства (1906г.), подоходный налог на дивиденды и выплаты процентов по займу (1909г.) имперский налог на прирост имущества (1913г.). Германия готовилась к войне, ее экономика все более милитаризировалась. Фактически вся мощь экономического развития Германии начала ХХ века оказалась в конечном результате направлена на будущую войну. Глобальный характер этой войны, ее разрушительные масштабы во многом объяснялись мощью экономического потенциала Германии. Первая мировая война, растянувшаяся на целых четыре 4 года, потребовала полной трансформации экономики, мобилизации всех ресурсов, введения государства иного регулирования, принудительного картелирования и синдицирования.
В период войны крайне жестко регулировался и рынок труда. С осени 1916г. по так называемому «Закону о вспомогательной отечественной службе была введена милитаризация условий труда. Переход рабочего с одного предприятия на другие без согласия предпринимателя воспрещался. Стачки и забастовки были объявлены вне закона.
Поражение Германии в Первой мировой войне и подписание 11 ноября 1918г. капитуляции было началом конца Прусско-Германской монархии.
Император Вильгельм II отрекся от престола и в тот же день бежал в Голландию, а глава социал-демократической партии (СДПГ) Фридрих Эберт стал рейхсканцлером. 9 ноября 1918г. одним из лидеров СДПГ Филиппом Шейдеманном с балкона Рейхстага была провозглашена «Свободная германская республика», а несколькими часами позже К.Либкнехт (группа «Спартак») объявил, что конечно целью восставших является « Свободная социалистическая республика». Берлин стал настоящей сценой политической борьбы, поскольку в условиях германской революции вопрос был поставлен следующим образом: советская власть или буржуазный парламент, диктатура пролетариата или парламентская демократия.
Кульминаций политической дискуссии стало
восстание против «контрреволюции», которое
инициировали прокоммунистические силы
в начале января 1919г. Однако правительственные
войска достаточно жестко подавили коммунистический
мятеж, которой угрожал становлением пролетарской
диктатуры советского типа. Лидеры коммунистов
К.Либкнехт и Р.Люксембург были арестованы
и почти сразу же уничтожены. Хотя в поддержку
выступления берлинских рабочих демонстраций,
митинги и стачки прошли во многих германских
городах, они уже не могли оказать заметного
влияния на изменения хода событий. Выборы
в национальное собрание, приобретенные
19 января 1919г., ознаменовали торжество
парламентской демократии
и завершение революции.
2.Германская
экономическая наука
начала ХХ века.
Нужно отметить, что в начале ХХ века немецкая наука являлась, пожалуй, самой передовой в мире на тот момент времени. Германия при этом лидировала не только в области научно-технических достижений(символично, что первым в мире Нобелевским лауреатом стал немецкий физик Конрад Вильгельм Рентген), но и в гуманитарных науках. Не являлась исключением и сфера экономических знаний, в которой к мнениям авторитетных немецких ученых прислушивался весь мир. Это не было случайно, поскольку динамизм немецкой экономики стимулировал развитие экономической науки, способствовал укреплению ее авторитета. Этот авторитет был завоеван еще в конце ХIХ века экономистами исторической и новой исторической школ, а также теоретиками концепции государственного социализма. Речь идет о таких крупных экономистах как А.Вагнер, Г.Шмоллер, В.Зомбарт, М.Вебер, продолжавших активную научную деятельность в первые десятилетия ХХ века.
Так, А.Вагнер (1835-1917) был последним представителем старой исторической школы и виднейшим теоретиком государственного социализма.
А.Вагнер – один из создателей финансовой науки, теоретик государственных финансов. Он многое сделал в налоговой теории, успешно соединив идеи А.Смита о необходимости налогов и принципах организации налогообложения и маржиналистскую теорию, введя в научный оборот, в частности, такое понятие как предельная налоговая ставка.
В своей теории государственного социализма А.Вагнер обосновывает необходимость расширения системы государственных органов по мере распространения государством «цивилизации и благосостояния». Причем, государство должно заботиться об «общих условиях развития частного лица», должно «способствовать переходу национальной экономики от индивидуалистической организации к общественной».
Информация о работе Особенности экономического развития Германии в 20-е годы ХХ века