Особенности интеграции в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность европейской интеграции и её роль на мировой арене.

Содержание

Введение
1. Сущность и причины возникновения экономической интеграции в Западной Европе
2. Этапы развития экономической интеграции в Западной Европе
3. Современное состояние западноевропейской интеграции.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная Интегр doc.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     На  заседании представителей 15 стран-членов ЕС в Мадриде в декабре 1995 г. было принято решение называть единую европейскую валюту «евро» и определены основные этапы ее введения.

     1 января 1999 года были установлены  неизменные обменные курсы для  валют стран-участниц зоны евро. Страны-члены евро начали осуществление  общей валютной политики.

     Прообразом  графического символа евро послужила  греческая буква эпсилон, которая соотносится с первой буквой слова “Европа”. Параллельные линии говорят о стабильности евро.

     Единая  европейская валюта стала одной  из самых сильных в мире. Бесспорно, она увеличила конкурентоспособность  товаров и услуг стран-членов ЕС в борьбе за рынки с США и Японией. Введение евро повысило интерес инвесторов всего мира к ЕС. Переход к евро кардинально изменил финансовую ситуацию всего мира.

     Итак, мы можем прийти к выводу, что  процесс экономической интеграции, как и любой другой процесс  в мире, имеет свои этапы протекания. На каждом этапе экономической интеграции все больше углубляются связи между странами-участницами этого процесса, развиваются торговые, политические взаимоотношения, формируются общие средства ведения внешнеторговой политики по отношению к странам, не входящим в данную группировку.

     Что же касается экономической интеграции в Западной Европе, то можно отметить, что главной ее особенностью является то, что западноевропейская интеграция прошла через все этапы развития интеграции: зону свободной торговли (во время которой страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полною свободу действий в экономических связях с третьими странами; также в это время началась разработка единой сельскохозяйственной политики); таможенный союз (во время которого страны не только сохранили свободную беспошлинную торговлю между собой, но и ввели единый таможенный тариф для стран); экономический союз, становление Общего рынка (который обеспечил свободу межстранового передвижения товаров, услуг и факторов производства) и период формирования заключительного этапа, который продолжается и в настоящее время. В этот период продолжила развиваться валютная интеграция (была введена единая валюта – евро); страны договариваются о проведении совместной торговой, экономической политики по отношению к третьим странам.

3. Современное состояние  западноевропейской  интеграции.

     Проведение  в европейскую жизнь экономико-политических замыслов идеологов интеграции диктовало  необходимость создания международных  механизмов, которые организовывали бы, планировали, направляли и контролировали финансово-экономическое сотрудничество. Исходной точкой западноевропейской интеграции следует считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953 г.

     Новый импульс европейскому строительству  был дан после Мессинской конференции (июнь 1955 г.), на которой обсуждался меморандум Бенилюкс о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем развития общих институтов, постепенного слияния национальных экономик, создания Общего рынка и успешного согласования социальной политики. 25 марта 1957 г. были подписаны Римские договоры, воплотившие в жизнь основные положения Мессинской конференции. Были учреждены Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Вступившие в силу Римские договоры объединили ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

     Как оказалось на практике, пройти четыре этапа процесса международной интеграции и перейти к решению задач  завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу (ныне Европейский союз – ЕС). Впрочем, расширение состава стран-участниц ЕС затрудняет решение этих задач. В частности, осложняются проблемы финансирования из единого бюджета ЕС его бедных регионов. В начале 2004 г. на региональное развитие отстающих регионов в бюджете ЕС было выделено 39 млрд. евро. В связи со вступлением в ЕС 10 новых стран в мае 2004 г. Еврокомиссия увеличивает эту сумму до 51 млрд. евро, что резко ограничивает расходы на единую аграрную политику ЕС. Почти половина этих расходов шла в отстающие регионы ЕС в составе 15 стран (преимущественно в Германию, Испанию, Италию и Великобританию). Указанные регионы получали финансовую помощь, поскольку ВВП на душу населения в них составлял менее 75% от среднего по ЕС. Однако расширение ЕС существенно снижает средний показатель, поэтому многие из этих регионов перестают быть «бедными» .

     Характерно, что практически в одно время  с ЕЭС (в 1957 г.) в Европе была создана  еще одна организация такого же типа – Европейская ассоциация свободной  торговли (ЕАСТ), о которых еще  в начале 60-х гг. говорили как о «равновеликих» интеграционных объединениях или «сравнимых величинах». Но если ЕЭС действительно удалось пройти все основные этапы процесса международной экономической интеграции, то ЕАСТ «остановилась» на первом этапе – этапе формирования зоны свободной торговли. В результате из семи первоначально входивших в ЕАСТ стран (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция) в этой организации остались лишь четыре (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Австрия, Финляндия и Швеция с 1991 г. являются членами ЕС.

     ЕАСТ  была созданаисключительно для развития экономического сотрудничества без  углубления в другие, например политические, функции. В первую очередь ЕАСТ содействовала  либерализации торговли и устранению таможенных барьеров.

     Итак, ЕАСТ считается второй по величине интеграционной группировкой после  ЕС. Фактически ЕАСТ является региональной экономической группировкой, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля между образующими ее странами. В тоже время в отличие от ЕС каждая страна-член ЕАСТ проводит самостоятельную внешнюю экономическую политику в отношении третьих стран.

     ЕАСТ  является «малой зоной свободной  торговли», где не существует наднациональных  органов, издающих законы, и страны-члены  частично не отказываются от своего суверенитета. Международное положение нынешних участников ЕАСТ разное: Лихтенштейн и Швейцария – нейтральные государства и состоят в таможенной унии между собой. Исландия и Норвегия – члены НАТО.

     ЕАСТ  действует по трем направлениям:

     1) управляет отношениями между  государствами-членами ЕАСТ и  контролирует соблюдение всех  договоренностей между ними, прежде  всего Стокгольмской конвенции;

     2) устанавливает и расширяет связи  со странами, не входящими в  ЕС (преимущественно с третьими  странами);

     3) стремится создать единое европейское  экономическое пространство, через  которое страны ЕАСТ могут  выходить на рынок ЕС.

     По  своему экономическому содержанию группировка  ЕАСТ относится к ранней стадии интеграции, т.е. к зонам свободной торговли.

     Регулирование торговли ЕАСТ с ЕС осуществляется посредством договора о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Договор предусматривает:

  • свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей;
  • сотрудничество в областях науки, образования, экологической и социальной политики;
  • создание правовой системы, реализующей общие правила и нормы.

     Договор дополняет соглашения между государствами  ЕС и ЕАСТ об импорте некоторых  сельскохозяйственных продуктов и  двустороннее соглашение между ЕС, Норвегией и Исландией о свободной торговле рыбой.

     По  мнению Шквари Л.В. показатель положения  стран ЕАСТ в мировой торговле в целом снижается. Так, в 1960 г. (начало функционирования ЕАСТ) этот показатель составлял 14,3% против 2,2% в 2000 г. (в 1970 г. – 6,6%, в 1980 г. – 5,8%) [10, 259]. В настоящее время он находится на самой низкой отметке за все существование ЕАСТ. Такое падение позиций ЕАСТ в мире объясняется расширением ЕС и других интеграционных объединений и региональных организаций. В то же время показатели экспорта и импорта внутри ЕАСТ весьма оптимистичны. Взаимная торговля играет важную роль в экономическом развитии этих стран, хотя они и не выступают основными внешнеторговыми партнерами.

     Помимо  ЕС и ЕАСТ в Западной Европе существует также Северное сотрудничество, которое включает в себя Северный Совет, основанный в 1952 г., и Северный Совет министров, образованный в 1971 г. Его членами являются пять стран: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. Как показало исследование, в экономической области Северное сотрудничество предполагает:

     1) оказание содействия трансграничному  сотрудничеству и реализации  тех проектов, которые приносят  пользу местному населению;

     2) содействие повышению качества  и конкурентоспособности продукции,  производимой в северных странах;

     3) охрану окружающей среды и экологически устойчивое использование природных ресурсов;

     4) повышение уровня занятости, улучшение  условий труда и социального  обеспечения.

     Сотрудничество  с ЕС касается вопросов экологической  политики и сбалансированного использования природных ресурсов, борьбы с международной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, политики в области исследований.

     Что же касается самого ЕС, то в целом  уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и на процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 г. Доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта – 35% общего импорта, то к концу 1990-х гг. эти показатели достигли 61,7 и 62% соответственно. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.

     На  данном этапе в состав ЕС входят 27 государств. Последними в союз вступили Румыния и Эстония (2007 г.).

     Итак, по результатам проведенного исследования мы можем прийти к выводу, что  перспективы европейской экономики  связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков. Можно отметить, что уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности. Так же растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности.

     Существуют  также различные проблемы:

  • проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;
  • проблемы реформирования системы социального обеспечения;
  • проблемы государственного долга;
  • большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.

     Даже  при простом анализе экономической  ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран.

     Реальными альтернативами на ближайшие одно-два  десятилетия являются либо расширяющаяся  и объединяющаяся Европа, которая  преследует, хотя и нерешительно, –  цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию.

 

      Заключение

Информация о работе Особенности интеграции в Западной Европе