Особенности интеграции в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность европейской интеграции и её роль на мировой арене.

Содержание

Введение
1. Сущность и причины возникновения экономической интеграции в Западной Европе
2. Этапы развития экономической интеграции в Западной Европе
3. Современное состояние западноевропейской интеграции.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная Интегр doc.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Единый  таможенный тариф ЕС базируется на Брюссельской таможенной номенклатуре, которая содержит 1010 позиций и  объединяет около 3 тыс. наименований товаров. Для стратегических целей используется более подробная номенклатура, охватывающая свыше 7 тыс. наименований товаров. Страны ЕС перешли с 1988 г. на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров.

     В этот период Европейское сообщество начинает разрабатывать общую внешнеторговую политику, которую должны придерживаться все страны-члены интеграционной группировки. Так, в соответствии с товарной классификацией общего внешнего тарифа Европейского сообщества его импорт подразделяется на беспошлинный и облагаемый пошлинами. Большинство пошлин являются адвалорными, т.е. взимаются в виде процента со стоимости товара. Важное значение имеют не только сами пошлины, но и их сокращение или отмена в отношении импорта отдельных товаров. Это свойственно, как правило, для двусторонних соглашений об ассоциированном членстве или зоне свободной торговли.

     Кроме таможенных пошлин, Европейское сообщество применяет и другие инструменты  внешнеторговой политики, в частности  некоторые сохраненные ограничения. Среди них можно отметить следующие: тарифные квоты на сельскохозяйственные товары; тарифные квоты на текстильные товары в рамках многостороннего соглашения по текстилю; квоты, устанавливаемые в рамках соглашений о «добровольном ограничении экспорта» из третьих стран; экспортные квоты.

     Что касается экспорта стран интеграционного блока, то он по существу освобожден от пошлин и количественных ограничений. Однако экспортный контроль и количественные ограничения экспорта из стран Сообщества все же сохраняется в следующих случаях: при ограничении экспорта в соответствии со списками КОКОМ. КОКОМ был создан в 1949 г. по инициативе США. Английское сокращение "СоСоm" произошло от полного наименования "Coordinating Commute of East-West Trade Policy". Переводов его на русский язык в отечественных публикациях встречается несколько, например: "Координационный комитет по экспортному контролю" или "Координационный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны", хотя в англоязычном наименовании, если его придерживаться строго, речь идет не о контроле, а о координации торговой политики между Западом (имелся в виду капиталистический мир) и Востоком (лагерь социализма). Комитет публикует следующие списки товаров, экспорт которых контролируется:

  • товары и оборудование, используемые в атомной энергетике;
  • военные товары (оружие и боеприпасы; товары, материалы и оборудование для их производства);
  • промышленное оборудование и материалы "двойного назначения".

     Экспорт товаров, включенных в первые два  списка, запрещен полностью. Основной объем текущей деятельности КОКОМ  приходится на последний из списков, который охватывает товары, имеющие двойное применение (в гражданских и военных целях). Поставка товаров из этого списка может осуществляться "в порядке исключения" по разрешению КОКОМ.

     В свою очередь, он включает десять групп: металлообрабатывающее оборудование; химическое и нефтяное оборудование; электрооборудование и оборудование для производства электроэнергии; продукция общего машиностроения; транспортное оборудование; электронные приборы и прецизионные инструменты; металлы, минералы и изделия из них; химикаты и металлоиды; нефтепродукты; изделия из резины.). Также экспортный контроль и количественные ограничения экспорта из стран Сообщества сохраняется при ограничении экспорта при выполнении международных обязательств стран Сообщества, особенно когда это касается химических продуктов и радиоактивных отходов; при экспорте некоторых товаров, производство которых является недостаточным в рамках интеграционного блока.

     Как показало исследование, на втором этапе  западноевропейской интеграции единая сельскохозяйственная политика дополнилась единой политикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития.

     С 1979 г. начала функционировать Европейская  валютная система, что ознаменовало начало интеграции в валютно-финансовой сфере.

     Третий  этап экономической интеграции –  возникновение экономического союза, представляющего собой начальную  фазу реальной экономической интеграции. Автор данной работы пришел к выводу, что на этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство.

     Этот  этап западноевропейской интеграции называется в экономической литературе Общим рынком или Единым внутренним рынком стран ЕЭС (1987–1992 гг.). Исходным для его официального формирования стало подписание Единого европейского акта 27 февраля 1986 г., который вступил в силу с 1 июля 1987 г. В достижении общей цели, в первую очередь высокой степени экономического сотрудничества, соединились 12 стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Испания, Португалия, Греция, Дания и Ирландия.

     По  мнению Семенова К.А. центральным положением Единого европейского акта является указанная в нем цель создания единого европейского рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц. Для конкретизации идеи создания Общего рынка стороны выдвинули более 300 предложений для устранения различных барьеров на пути свободного межгосударственного передвижения товаров, услуг и факторов производства. В частности, было намечено ликвидировать следующие барьеры:

  • физические в виде пограничных таможенных постов и паспортного контроля;
  • технические, обусловленные различиями в стандартах и непризнанием образовательных сертификатов;
  • фискальные, находившие свое выражение в различных системах налогообложения.

     Единый европейский рынок действует в определенных рамках, установленных ещё Римским договором. Этот документ запрещает странам Европейского сообщества заключать какие-либо союзы, которые наносят ущерб функционированию Общего рынка. Не разрешены также любые соглашения между разными национальными предприятиями или их ассоциациями, действия которых могут воспрепятствовать или ограничить развертывание конкуренции между странами Единого внутреннего рынка.

     Становление Общего рынка, обеспечившего под защитой единого внешнего тарифа свободу межстранового передвижения товаров, услуг и факторов производства, потребовало значительного повышения организационного уровня межгосударственной координации экономической политики стран ЕЭС. Этот более высокий уровень координации обеспечивают периодические совещания глав государств и правительств стран-членов Сообщества, а также частые встречи руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся в своей работе на постоянно действующий секретариат.

     Создание Общего рынка – это весьма примечательное явление в мировой практике. Впервые в мире усилиями нескольких стран сформирован единый внутренний рынок с населением в 340 млн. человек и равнозначный по объему взаимного обмена стран-членов примерно одной пятой взаимного экспорта. Это не замедлило сказаться на итогах экономического развития всей интеграционной группировки. Ее участники получили возможность в условиях резко возросшего единого экономического пространства использовать выгоды массового производства, появились новые стимулы для оживления деловой активности и ускорения научно-технического прогресса, создана база для сокращения расходов на межстрановые экономические связи. Оживление экономической ситуации побудило фирмы США и Японии увеличить свои инвестиции в страны ЕЭС, чтобы обойти их внешнеторговые таможенные барьеры.

     Четвёртый этап экономической интеграции – полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. По мнению авторов учебной литературы, достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства, с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

     Четвертый этап западноевропейской интеграции начинается в 1993 г. и продолжается до сих пор. С 1993 года ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом. По мнению автора данной работы, по сравнению с другими этапами четвертый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является ее самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в Экономический союз.

     Семенов К.А. утверждает, что Экономический  союз 27 стран Западной Европы предусматривает  соблюдение следующих требований:

     1) полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

     2) необходимость проведения политики  поощрения конкуренции на всем  едином экономическом пространстве, что позволяет устранить препятствия  к доступу на рынок и нарушения  в его функционировании вследствие поведения как частных, так и государственных хозяйственных агентов;

     3) поощрение общей политики, направленной  на структурное выравнивание  и региональное развитие, чтобы  способствовать оптимальному распределению  ресурсов и процветанию всего  союзного пространства, особенно регионов, которые находятся в неблагоприятных условиях;

     4) координация макроэкономической  политики, в том числе применение  ограничительных правил относительно  объема и финансирования национальных  бюджетных дефицитов, а также  осуществление определенной налоговой гармонизации;

     5) преодоление различий в разных  национальных экономических параметрах.

     На  четвертом этапе западноевропейской интеграции естественно возникает  потребность в органах, наделенных полномочиями не просто координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-членов, но и принимать оперативные решения от всей группы интегрирующихся стран. Их правительства передают часть своего государственного суверенитета общим надгосударственным органам. Эти межстрановые органы с наднациональными функциями обладают правом принимать решения по вопросам развития интеграции без согласования с правительствами стран-членов объединения. В рамках ЕС, согласно Маастрихтскому договору, основные направления экономической политики стран-членов в процессе создания Экономического союза определяются Советом Министров этой организации. Совет Министров обязан контролировать процесс экономического развития в каждой стране-участнице ЕС и при нарушении обусловленной экономикой политики принимать соответствующие меры. При этом особое внимание контролеры уделяют исполнению государственного бюджета.

     Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Валютная интеграция, как показало исследование, началась еще в 70-е годы, когда страны находились на этапе развития Таможенного союза. Решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) стороны приняли в конце декабря 1978 г., а с 13 марта 1979 г. она начала действовать, преследуя следующие цели:

  • установить повышенную валютную устойчивость внутри Союза;
  • стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
  • упростить единение направлений экономического развития и придать новый импульс европейскому процессу.

     Маастрихтский договор стран-членов ЕС 1991 г. принял решение о переходе к единой валюте. Договор предусматривал следующие необходимые для участия в ЕВС условия, которые должны были подготовить почву для введения единой валюты:

     1) годовая инфляция не может  более чем на 1,5% превышать уровень,  усредненный по трем странам ЕС с наибольшей стабильностью цен;

     2) предел колебания обменных курсов  национальных валют устанавливается  в 2,25%;

     3) дефицит государственного бюджета  должен составлять не более  3% ВВП, а госдолг – менее  60%;

     4) средний размер банковского процента  должен быть не выше 2% среднего уровня по трем странам ЕС с наиболее низкими процентными ставками.

Информация о работе Особенности интеграции в Западной Европе