Антиинфляционная
стратегия включает 4 основных компонента:
- преодоление
инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием
сбережений. Хорошие результаты в мировой
практике достигаются при создании конкурентной
среды и условий для развития предпринимательства,
стимулировании диверсификации производства,
проведении антимонопольной политики,
ослаблении таможенных и импортных ограничений;
- долгосрочную
денежно-финансовую политику, направленную
на введение жестких лимитов на ежегодные
приросты денежной массы;
- сокращение
бюджетного дефицита и перестройку структуры
доходов и расходов государственного
бюджета в соответствии с требованиями
рыночной экономики;
- увеличение
совокупного предложения посредством
структурного преобразования народного
хозяйства, государственное стимулирование
научно-технического прогресса, мотивации
инвестиционных процессов, конверсии.
[6, с. 215]
Меры
антиинфляционной тактики в зависимости
от цели условно можно разделить
на две группы:
- При необходимости
увеличения совокупного предложения без
адекватного увеличения совокупного спроса
применяется льготное налогообложение,
приватизация государственной собственности.
- Для снижения
текущего спроса без соответствующего
падения предложения используются повышение
процентных ставок по вкладам и депозитам,
развитие акционерных форм собственности,
стимулирование приобретения недвижимости,
проведение денежных реформ. [21, с. 458]
Практика
показывает, что бороться можно только
с открытой инфляцией, подавленная
- регулированию не подлежит. Поэтому
первоочередная задача - это переключение
подавленной инфляции на открытый ее
тип.
Как
свидетельствует опыт, остановить инфляцию
с помощью одних организационных
мер весьма трудно, если не сказать
невозможно. Для этого необходима
структурная реформа, направленная
на преодоление возникших в экономике
диспропорций.
Инфляция
может носить монетарный или преимущественно
структурный характер, ее источниками
могут быть чрезмерный спрос (инфляция
спроса) или опережающий рост заработков
и цен на материалы и комплектующие
(инфляция издержек). Инфляция может
стимулироваться неоправданно низким
курсом национальной валюты (бегство
от дешевых денег) или неоправданным
снятием ограничений на регулируемые
цены ценообразующих товаров (топливо,
сельскохозяйственное сырье). Практически
же действует не одна, а комплекс
причин и переплетающихся, взаимосвязанных
факторов. Поэтому и методы борьбы
с инфляционным заболеванием должны
носить комплексный характер, своевременно
уточняться, корректироваться, максимально
соответствовать конкретной ситуации.[11,
с. 14]
Инфляцию
в Беларуси к 2010 году планируется
сократить до 5% в год. К 2010 году предполагается
также довести ресурсосбережение
до 30%, повысить производительность труда
в 1,5 раза. В денежно-кредитной сфере
планируется снижение до 3% налоговой
нагрузки на экономику, укрепление банковской
системы. Долю производства малого бизнеса
в ВВП к 2010 году планируется довести
до 15%. В промышленности - обеспечить
производство инновационной продукции
до 40% в ее общем объеме. Удельный
вес услуг в производстве к
концу следующей пятилетки должен
составить 60%. [12, с. 20]
Подытоживая
сказанное, можно сделать следующие выводы.
- В экономике
республики достаточно сильны немонетарные
факторы инфляции. Рост цен с определенным
лагом обуславливает увеличение номинальных
размеров потоков платежей. Это приводит
к соответствующему увеличению номинальных
величин денежных агрегатов. В данном
случае монетарная политика является
преимущественно «ведомой», а не «ведущей»
составляющей этого процесса.
- Что касается
активной роли денежной политики, то она
проявляется, прежде всего, во влиянии
на динамику валютного курса. При этом
наиболее приемлемым вариантом валютной
политики представляется такая, которая
предполагает поддержание значений темпов
девальвации несколько ниже по сравнению
с темпами инфляции, но не на порядок, тем
более не на фиксированном уровне. В этом
случае: а) создаются благоприятные условия
для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует
ряд исследований, в долгосрочной перспективе
для стран с переходной экономикой объективно
характерна тенденция к росту реального
валютного курса; в) создаются необходимые
условия для поддержания нормального
состояния экспортеров, а также недопущения
существенной разницы между валютной
доходностью процентных операций в национальной
валюте и нормой процента на международных
финансовых рынках.
Инфляция
представляет собой комплексную
проблему. Для ее решения необходима
системная программа, охватывающая
как аспекты, связанные с энерго-
и ресурсосбережением, так и совершенствованием
системы ценообразования, налогообложения,
ужесточением бюджетных ограничений и
смягчением проблемы неплатежей. Что касается
денежно-кредитной политики, то она должна
последовательно ужесточаться, но без
разного рода «шоковых потрясений» и по
мере проведения общеэкономических преобразований.
Последний
вывод, на который хотелось бы указать,
заключается в том, что как не стоит
пренебрегать достижениями современной
западной экономической науки, также нет
смысла искать в ней готовые рецепты для
решения наших проблем. [20, стр. 3-4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С
проблемой высокой инфляции сталкивались
практически все страны мира, и
каждая из них в решении этой проблемы
шла своим путем, хотя в действиях,
направленных на снижение инфляции, имелось
и много общего.
Проведенный
анализ позволил проанализировать особенности
инфляционных процессов в Республике
Беларусь, а также выявить направления
и методы реализации антиинфляционного
регулирования.
Таким
образом, можно сделать следующие
выводы:
- В настоящее
время инфляция один из самых болезненных
и опасных процессов, негативно воздействующих
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает не
только снижение покупательной способности
денег, она подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по
проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций.
- По своему
характеру, интенсивности, проявлениям
инфляции бывают весьма различными. Инфляционные
процессы не могут рассматриваться как
прямой результат только определенной
политики расширения денежной эмиссии,
так как рост цен оказывается не просто
следствием непродуманных действий государственных
чиновников, а неизбежным результатом
глубинных процессов в экономике, объективным
следствием нарастания диспропорций между
спросом и предложением, производством
предметов потребления и средств производства,
накоплением и потреблением и т.д. Нельзя
сказать, что инфляция в различных ее проявлениях
носит случайный характер. Напротив, инфляция
носит весьма устойчивый и практически
неизбежный характер.
- В зависимости
от разных факторов выделяют различные
виды инфляции. В экономике чаще всего
происходит взаимодействие и переплетение
этих видов, и она развивается как полномасштабная
инфляция. Необходимо подчеркнуть, что
в современной экономической действительности
достаточно сложно отделить один вид инфляции
от другого, так как часто она порождается
комплексом взаимосвязанных экономических,
социальных и политических причин, согласовать
которые далеко не просто, тем более что
сама инфляция весьма динамична и изменчива.
- Инфляция
представляет собой комплексную проблему.
Для ее решения необходима системная программа,
охватывающая как аспекты, связанные с
энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием
системы ценообразования, налогообложения,
ужесточением бюджетных ограничений и
смягчением проблемы неплатежей. Что касается
денежно-кредитной политики, то она должна
последовательно ужесточаться, но без
разного рода «шоковых потрясений» и по
мере проведения общеэкономических преобразований.
- Текущая ситуация
в экономике Беларуси по своим характеристикам
в целом соответствует признакам финансовой
стабилизации. Однако в экономике сохраняются
мощные инфляционные факторы структурного,
технологического, институционального
характера. В связи с этим исключительно
актуальной остается проблема антиинфляционного
регулирования экономического развития
страны.
- Антиинфляционная
политика в первую очередь направлена
на устранение причин инфляции, поэтому
главными её составляющими являются контроль
и регулирование совокупного спроса и
предложения.
- Последний
вывод, на который хотелось бы указать,
заключается в том, что как не стоит пренебрегать
достижениями современной западной экономической
науки, также нет смысла искать в ней готовые
рецепты для решения наших проблем. [20,
стр. 3-4]