Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция (от лат. «inflatio» - вздутие) впервые был употреблен в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865г. Инфляция – это повышение общего уровня цен.[5, с. 399] Наиболее общее определение инфляции – это обесценение бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска.
2.2
Анализ инфляционных
процессов в Республике
Беларусь в первом полугодии 2009
г.
В
первом полугодии 2009 г. индекс потребительских
цен составил 107,3% (за аналогичный период
2008 г. – 107,3%), или в среднемесячном исчислении
– 101,2%. Помесячная динамика роста цен
в Беларуси свидетельствует о существенном
замедлении инфляции начиная с марта текущего
года (рисунок 5). Во II квартале она не превышала
0,37% в месяц. Основными факторами, оказавшими
влияние на развитие ценовой ситуации
в первом полугодии, явились: политика
в отношении обменного курса белорусского
рубля, в области доходов заработной платы,
сокращение внутреннего и внешнего спроса
на рынках: потребительском, промышленной
и сельскохозяйственной продукции.
Рисунок 5 - Темпы роста потребительских цен в 2008 г. и июне 2009 г. (предыдущий месяц = 100%)
Примечание:
Источник: [18, с. 65]
Что
касается обменного курса, то его
влияние на уровень инфляции выразилось
в росте цен в начале года, когда
произошла одномоментная
С одной стороны, спросовые ограничения положительно влияют на ценовую ситуацию, способствуя ее стабилизации, с другой – относительное уменьшение доходов населения, падение заработной платы в долларовом эквиваленте вызывают понижательную реакцию со стороны предложения, что сказывается на темпах роста производства, объемах товарооборота, и предоставления услуг.
Замедление
темпов роста потребительских цен
в первом полугодии 2009 г. был незначительным
(они увеличились лишь на 0,6%). В
сопредельных с Республикой Беларусь
странах Евросоюза, где инфляция
традиционно выше, чем в государствах
зоны евро, он также оказался очень
умеренным: от 102% в Латвии до 103,4% в Польше
(таблица 1).
Таблица 1 - Уровень инфляции в европейских странах, %
Страна | ИПЦ | Продукты питания | ||||||
Май
2009 |
Май 2009 к декабрю
2008 |
Июнь
2009 |
Июнь 2009 к декабрю 2008 | Май
2009 |
Май 2009 к декабрю 2008 | Июнь
2009 |
Июнь 2009 к декабрю 2008 | |
Беларусь | 100,3 | 106,9 | 100,4 | 107,3 | 100,3 | 106,9 | 99,8 | 104,9 |
ЕС-27 | 100,1 | 100,7 | 100,2 | 101,0 | 100,1 | 100,6 | 99,6 | 100,3 |
Страны Еврозоны (16) | 100,0 | 100,4 | 100,2 | 100,6 | 99,9 | 100,0 | 99,7 | 99,7 |
Германия | 99,9 | 99,9 | 100,4 | 100,3 | 99,5 | 99,3 | 100,4 | 99,5 |
Латвия | 99,6 | 102,6 | 99,5 | 102,0 | 99,7 | 99,4 | 99,4 | 98,3 |
Литва | 99,8 | 102,7 | 99,7 | 102,3 | 99,4 | 100,5 | 98,3 | 98,7 |
Польша | 100,6 | 103,3 | 100,2 | 103,5 | 100,7 | 105,9 | 98,9 | 105,0 |
Россия | 100,6 | 106,8 | 100,6 | 107,4 | 100,6 | 106,8 | 100,5 | 107,0 |
Украина | 100,5 | 107,4 | 101,1 | 108,6 | 100,2 | 107,1 | 100,0 | 107,1 |
Примечание:
Источник: [18, с. 66]
В Российской Федерации и Украине рост потребительских цен составил 107,4% и 108,6% соответственно (несколько выше белорусских показателей). Характерным для многих стран являлось практически абсолютное затухание инфляционных процессов в мае-июне, а в отдельных странах в эти месяцы наблюдалась дефляция.
В Беларуси цены на продукты питания (без напитков) в первом полугодии 2009 г. росли значительно меньшими, чем в России и Украине, темпами (4,9%) и соответственно изменению цен данной товарной группы в Польше. В странах ЕС (в целом) цены на продукты питания по сравнению с декабрем 2008 г. практически не изменились (рост на 0,2%), а в Латвии и Литве даже снизились. [22]
В Беларуси рост цен по компонентам потребительской корзины составил: продовольственные товары – 105,9%, непродовольственные – 107,2%, платные услуги населению – 110,9%. Отметим, что, как и в прошлом году, лидирующую позицию занимают платные услуги населению. Тенденции роста цен текущего года на продовольственные и непродовольственные товары диаметрально противоположны наблюдавшимся в прошлом году, когда на продовольственные они увеличивались значительно быстрее, чем на непродовольственные (107,01% и 103,3% соответственно).
В группе товаров и услуг, цены на которые регулируются республиканскими и местными органами, наблюдался относительно небольшой их рост на молоко и молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия (101,4% и 102,5% за первое полугодие текущего года соответственно), стабильными оставались цены на бензин, тарифы на услуги городского пассажирского транспорта. В этом случае стабилизирующую роль сыграли рыночные факторы: с одной стороны, рост предложения, с другой – относительное снижение внешнего спроса позволили ценам оставаться достаточно стабильными на данных сегментах рынка. Вместе с тем складывается достаточно напряженная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве с точки зрения возмещения тарифами затрат, несмотря на удорожание услуг на 17,7%. Уровень возмещения средневзвешенными тарифами фактических затрат организаций ЖКХ каждый год снижается и в настоящее время составляет 30,6%. Самые очевидные последствия этого – увеличение нагрузки на бюджеты всех уровней. Однако в условиях нестабильности финансовых результатов валообразующих предприятий возможны сокращение наполняемости бюджета и, как следствие, уменьшение дотаций, что приведет к ухудшению качества услуг, оказываемых организациями ЖКХ. Нарастающие ценовые диспропорции в жилищно-коммунальной сфере (относительно других сегментов потребительского рынка) указывают на некорректность принятых в предыдущие годы решений по ограничительному регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время целесообразно резко повышать последние в силу существенного сокращения реальных доходов населения: это вряд ли сможет значительно увеличить уровень окупаемости затрат и сократить дотационность отрасли.
Рост цен на продукцию промышленных производителей, как и увеличение потребительских, в первом полугодии 2009 г. составил 107,3%. Основное их повышение в промышленности, также как на потребительском рынке, пришлось на январь-февраль. В последующие месяцы рост промышленных цен белорусских производителей был достаточно низким (среднемесячный прирост во II квартале составил 0,3%), а в мае наблюдалось даже некоторое его снижение (рисунок 6).
Рисунок 6 - Темпы роста цен производителей промышленной продукции в 2008 г. и июне 2009г. (предыдущий месяц = 100%)
Примечание:
Источник: [18, с. 68]
На замедление темпов изменения цен производителей промышленной продукции повлияли как удешевление основных импортируемых комплектующих и сырья, так и ухудшение конъюнктуры для отечественных производителей на внутреннем и внешних рынках. Средние цены импорта в республику в январе-мае 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 21,9%: нефти – на 47,7%, нефтепродуктов – на 62,7%, черных металлов – 43,3%, растительных масел – на 49,9%. Цена на природный газ, импортируемый в республику из Российской Федерации в соответствии с договоренностями, составила в среднем за 5 месяцев текущего года 190 долл. США за 1 тыс. м3.
За этот же период упали средние цены экспорта нефтепродуктов на 48,6%, химических волокон и нитей – на 30,9%, черных металлов – на 49,5%, шин – на 38,4%, лесоматериалов необработанных – на 39,2%, молока и молочных продуктов – на 35,2%. В целом индекс средних цен экспорта за 5 месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. снизился на 31,6%.
Ухудшение условий торговли связано, прежде всего, с продолжающимся кризисом в мировой экономике в целом и в странах – основных экономических партнерах. В этой ситуации необходимо избежать искусственного расширения внутреннего спроса путем денежной экспансии, которая может привести к девальвации и инфляции.
Обобщением
изложенного могут служить
ГЛАВА
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА
Антиинфляционная политика - система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции. [15, с. 193]
Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.
Антиинфляционная
политика является составной частью
экономической политики. Поскольку
инфляция стала одним из элементов
воспроизводства, антиинфляционная политика
направлена на регулирование ее темпа
в пределах, не вызывающих отрицательных
социально-экономических
Как
свидетельствует мировой опыт, набор
основных антиинфляционных мер типичен
для большинства государств. Их специфика
в отдельных странах
Одним
из сложнейших вопросов экономической
политики является управление инфляцией.
Способы управления неоднозначны, противоречивы
по своим последствиям. Диапазон параметров
для проведения такой политики может
быть весьма узок: с одной стороны,
требуется сдерживать раскручивания
инфляционной спирали, а с другой
– поддерживать стимулы производства,
создавать условия для
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов.
Для
антиинфляционного
Основными
инструментами воздействия на совокупный
спрос и совокупное предложение
является налогово-бюджетная и денежно-
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.
В
условиях спада налогово-бюджетная
политика направляется на повышение
совокупного спроса путем наращивания
государственных капитальных
Денежно-кредитное регулирование отличается более гибким косвенным воздействием на совокупный спрос путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении. С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов, однако ему присущи те же издержки, что и налогово-бюджетной политике.
Довольно
эффективной временной мерой
по преодолению инфляции, сопряженной
со спадом, является контроль над заработной
платой и ценами. Такой контроль
при наличии доверия к
Проблема практического применения контроля над заработной платой и ценой и состоит в том, что им часто подменяют управление спросом, вместо того, чтобы его дополнять.
Вышеперечисленные меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпов инфляции. Такого же эффекта можно добиться, воздействуя на совокупное предложение. Эта политика получила название «концепция предложения». [8, с. 35]
Экономическая программа в рамках концепции предложения должна включать комплекс мероприятий. К числу важнейших из них относят уменьшение предельных ставок налогообложения, что способствует усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции. [16]
В целом при разработке антиинфляционной политики с определенной условностью можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.