Особенности инфляционных процессов в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция (от лат. «inflatio» - вздутие) впервые был употреблен в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865г. Инфляция – это повышение общего уровня цен.[5, с. 399] Наиболее общее определение инфляции – это обесценение бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 124.95 Кб (Скачать)

     2.2 Анализ инфляционных  процессов в Республике Беларусь в первом полугодии 2009 г. 

     В первом полугодии 2009 г. индекс потребительских  цен составил 107,3% (за аналогичный период 2008 г. – 107,3%), или в среднемесячном исчислении – 101,2%. Помесячная динамика роста цен в Беларуси свидетельствует о существенном замедлении инфляции начиная с марта текущего года (рисунок 5). Во II квартале она не превышала 0,37% в месяц. Основными факторами, оказавшими влияние на развитие ценовой ситуации в первом полугодии, явились: политика в отношении обменного курса белорусского рубля, в области доходов заработной платы, сокращение внутреннего и внешнего спроса на рынках: потребительском, промышленной и сельскохозяйственной продукции. 

     

     Рисунок 5 - Темпы роста потребительских цен в 2008 г. и июне 2009 г. (предыдущий месяц = 100%)

     Примечание: Источник: [18, с. 65] 

     Что касается обменного курса, то его  влияние на уровень инфляции выразилось в росте цен в начале года, когда  произошла одномоментная девальвация  белорусского рубля. Дальнейшая понижательная  ценовая динамика связана с уменьшением  и стабилизацией цен на биржевые товары, в первую очередь на энергетические ресурсы, а также с незначительным ростом доходов населения и платежеспособного  спроса.

     С одной стороны, спросовые ограничения  положительно влияют на ценовую ситуацию, способствуя ее стабилизации, с другой – относительное уменьшение доходов  населения, падение заработной платы  в долларовом эквиваленте вызывают понижательную реакцию со стороны предложения, что сказывается на темпах роста производства, объемах товарооборота, и предоставления услуг.

     Замедление  темпов роста потребительских цен  в первом полугодии 2009 г. был незначительным (они увеличились лишь на 0,6%). В  сопредельных с Республикой Беларусь странах Евросоюза, где инфляция традиционно выше, чем в государствах зоны евро, он также оказался очень  умеренным: от 102% в Латвии до 103,4% в Польше (таблица 1). 

Таблица 1 - Уровень инфляции в европейских странах, %

Страна ИПЦ Продукты  питания
Май

2009

Май 2009 к декабрю

2008

Июнь

2009

Июнь 2009 к декабрю 2008 Май

2009

Май 2009 к декабрю 2008 Июнь

2009

Июнь 2009 к декабрю 2008
Беларусь 100,3 106,9 100,4 107,3 100,3 106,9 99,8 104,9
ЕС-27 100,1 100,7 100,2 101,0 100,1 100,6 99,6 100,3
Страны  Еврозоны (16) 100,0 100,4 100,2 100,6 99,9 100,0 99,7 99,7
Германия 99,9 99,9 100,4 100,3 99,5 99,3 100,4 99,5
Латвия 99,6 102,6 99,5 102,0 99,7 99,4 99,4 98,3
Литва 99,8 102,7 99,7 102,3 99,4 100,5 98,3 98,7
Польша 100,6 103,3 100,2 103,5 100,7 105,9 98,9 105,0
Россия 100,6 106,8 100,6 107,4 100,6 106,8 100,5 107,0
Украина 100,5 107,4 101,1 108,6 100,2 107,1 100,0 107,1

     Примечание: Источник: [18, с. 66] 

     В Российской Федерации и Украине  рост потребительских цен составил 107,4% и 108,6% соответственно (несколько  выше белорусских показателей). Характерным  для многих стран являлось практически  абсолютное затухание инфляционных процессов в мае-июне, а в отдельных  странах в эти месяцы наблюдалась  дефляция.

     В Беларуси цены на продукты питания (без  напитков) в первом полугодии 2009 г. росли  значительно меньшими, чем в России и Украине, темпами (4,9%) и соответственно изменению цен данной товарной группы в Польше. В странах ЕС (в целом) цены на продукты питания по сравнению с декабрем 2008 г. практически не изменились (рост на 0,2%), а в Латвии и Литве даже снизились. [22]

     В Беларуси рост цен по компонентам потребительской корзины составил: продовольственные товары – 105,9%, непродовольственные – 107,2%, платные услуги населению – 110,9%. Отметим, что, как и в прошлом году, лидирующую позицию занимают платные услуги населению. Тенденции роста цен текущего года на продовольственные и непродовольственные товары диаметрально противоположны наблюдавшимся в прошлом году, когда на продовольственные они увеличивались значительно быстрее, чем на непродовольственные (107,01% и 103,3% соответственно).

     В группе товаров и услуг, цены на которые  регулируются республиканскими и местными органами, наблюдался относительно небольшой  их рост на молоко и молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия (101,4% и 102,5% за первое полугодие текущего года соответственно), стабильными  оставались цены на бензин, тарифы на услуги городского пассажирского транспорта. В этом случае стабилизирующую роль сыграли рыночные факторы: с одной стороны, рост предложения, с другой – относительное снижение внешнего спроса позволили ценам оставаться достаточно стабильными на данных сегментах рынка. Вместе с тем складывается достаточно напряженная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве с точки зрения возмещения тарифами затрат, несмотря на удорожание услуг на 17,7%. Уровень возмещения средневзвешенными тарифами фактических затрат организаций ЖКХ каждый год снижается и в настоящее время составляет 30,6%. Самые очевидные последствия этого – увеличение нагрузки на бюджеты всех уровней. Однако в условиях нестабильности финансовых результатов валообразующих предприятий возможны сокращение наполняемости бюджета и, как следствие, уменьшение дотаций, что приведет к ухудшению качества услуг, оказываемых организациями ЖКХ. Нарастающие ценовые диспропорции в жилищно-коммунальной сфере (относительно других сегментов потребительского рынка) указывают на некорректность принятых в предыдущие годы решений по ограничительному регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время целесообразно резко повышать последние в силу существенного сокращения реальных доходов населения: это вряд ли сможет значительно увеличить уровень окупаемости затрат и сократить дотационность отрасли.

     Рост  цен на продукцию промышленных производителей, как и увеличение потребительских, в первом полугодии 2009 г. составил 107,3%. Основное их повышение в промышленности, также как на потребительском  рынке, пришлось на январь-февраль. В  последующие месяцы рост промышленных цен белорусских производителей был достаточно низким (среднемесячный прирост во II квартале составил 0,3%), а в мае наблюдалось даже некоторое его снижение (рисунок 6).

     

     Рисунок 6 - Темпы роста цен производителей промышленной продукции в 2008 г. и июне 2009г. (предыдущий месяц = 100%)

     Примечание: Источник: [18, с. 68] 

     На  замедление темпов изменения цен  производителей промышленной продукции  повлияли как удешевление основных импортируемых комплектующих и  сырья, так и ухудшение конъюнктуры для отечественных производителей на внутреннем и внешних рынках. Средние цены импорта в республику в январе-мае 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 21,9%: нефти – на 47,7%, нефтепродуктов – на 62,7%, черных металлов – 43,3%, растительных масел – на 49,9%. Цена на природный газ, импортируемый в республику из Российской Федерации в соответствии с договоренностями, составила в среднем за 5 месяцев текущего года 190 долл. США за 1 тыс. м3.

     За  этот же период упали средние цены экспорта нефтепродуктов на 48,6%, химических волокон и нитей – на 30,9%, черных металлов – на 49,5%, шин – на 38,4%, лесоматериалов необработанных – на 39,2%, молока и молочных продуктов  – на 35,2%. В целом индекс средних  цен экспорта за 5 месяцев текущего года по сравнению с соответствующим  периодом 2008 г. снизился на 31,6%.

     Ухудшение условий торговли связано, прежде всего, с продолжающимся кризисом в мировой  экономике в целом и в странах  – основных экономических партнерах. В этой ситуации необходимо избежать искусственного расширения внутреннего спроса путем денежной экспансии, которая может привести к девальвации и инфляции.

     Обобщением  изложенного могут служить следующие  выводы и предложения:

  • доминирующим фактором, стимулирующим инфляцию в начале года, явилась девальвация белорусского рубля. Оценивая влияние на ценовую ситуацию в стране курса белорусского рубля, валютных цен на энергоносители и заработной платы следует отметить, что инфляционные риски связаны в основном с девальвацией белорусского рубля;
  • в последние месяцы наблюдается положительная динамика инфляции. Ее уровень по индексу потребительских цен во II квартале не превышал 0,3 – 0,4%. Если во втором полугодии удастся удержать среднемесячный показатель на уровне 0,4 – 0,5%, то годовая инфляция не превысит 11% (декабрь к декабрю), что соответствует прогнозному параметру на 2009 г.
  • в условиях ухудшения внешней конъюнктуры необходимо избежать искусственного расширения внутреннего спроса путем денежной экспансии, что может привести к девальвации и инфляции;
  • на рынке потребительских товаров и услуг существуют определенные ценовые диспропорции. В первую очередь это касается тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, где крайне низок уровень возмещения средневзвешенными тарифами фактических затрат организаций ЖКХ. В настоящее время трудно резко повышать тарифы в силу существенного сокращения реальных доходов населения. Решение этой задачи должно стать приоритетным в следующем году, для чего необходимо в прогнозе на 2010 г. предусмотреть и согласовать траекторию повышения тарифов на услуги ЖКХ, рост реальных доходов населения и возможность бюджетов всех уровней. [18, с. 65-69]

 

    ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 

     Антиинфляционная  политика - система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые  государством меры зависят от характера  и уровня инфляции. [15, с. 193]

     Необходимо  отметить, что комбинация различных  способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.

     Антиинфляционная  политика является составной частью экономической политики. Поскольку  инфляция стала одним из элементов  воспроизводства, антиинфляционная политика направлена на регулирование ее темпа  в пределах, не вызывающих отрицательных  социально-экономических последствий.

     Как свидетельствует мировой опыт, набор  основных антиинфляционных мер типичен  для большинства государств. Их специфика  в отдельных странах определяется темпом инфляции, состоянием экономики, экономической политикой государства, теоретической концепцией, на которой  она основана.

     Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы  по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может  быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивания  инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения  рынка товарами. [19, с. 4]

     Управление  инфляцией предполагает использование  комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов.

     Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:

  1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии с темпом роста ВНП.
  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. [2, с. 39-40]

     Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение  является налогово-бюджетная и денежно-кредитная  политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

     При инфляционном, избыточном спросе государство  ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может  привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

     В условиях спада налогово-бюджетная  политика направляется на повышение  совокупного спроса путем наращивания  государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком  стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения  инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

     Денежно-кредитное  регулирование отличается более  гибким косвенным воздействием на совокупный спрос путем изменения ставки ссудного процента и количества денег  в обращении. С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов, однако ему  присущи те же издержки, что и  налогово-бюджетной политике.

     Довольно  эффективной временной мерой  по преодолению инфляции, сопряженной  со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным  мерам должен сократить уровень  ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения  цен на привлекаемые факторы производства, фирмы не станут сокращать объем  производства и повышать цены.

     Проблема  практического применения контроля над заработной платой и ценой  и состоит в том, что им часто  подменяют управление спросом, вместо того, чтобы его дополнять.

     Вышеперечисленные меры воздействуют на изменение совокупного  спроса с целью сдерживания темпов инфляции. Такого же эффекта можно  добиться, воздействуя на совокупное предложение. Эта политика получила название «концепция предложения». [8, с. 35]

     Экономическая программа в рамках концепции  предложения должна включать комплекс мероприятий. К числу важнейших  из них относят уменьшение предельных ставок налогообложения, что способствует усилению трудовой мотивации, росту  сбережений и инвестиций, развитию конкуренции. [16]

     В целом при разработке антиинфляционной политики с определенной условностью  можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного  характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в РБ