Особенности и проблемы приватизации в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:55, реферат

Описание работы

Цель реферата – рассмотреть реформирование отношений собственности, проанализировать процесс разгосударствления и приватизации. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить способы и формы процесса разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть особенности и проблемы приватизации в Беларуси.
3. Проанализировать последствия приватизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1.Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации государственной собственности…………………………………………..
2. Порядок, способы и механизм приватизации…………………………….
3.Особенности и проблемы приватизации в Беларуси……………………...
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Экономика реферат Kristi.docx

— 36.03 Кб (Скачать)

объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты, деятельность которых связана с угрозой  для жизни и здоровья людей, объекты, имеющие особый режим управления и являются монополией государства  и затрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.). Перечень таких  предприятий утверждается Верховным  Советом Республики Беларусь;

объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению  правительства Республики Беларусь;

объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению  Министерства по управлению государственным  имуществом и приватизации Республики Беларусь с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств;

объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии с местными программами приватизации.

В системе лёгкой промышленности нет предприятий, запрещённых к  приватизации.

Если инициатором приватизации выступает трудовой коллектив, то подготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составе представителей планового, финансового отделов  и бухгалтерии, а также представителя  профсоюзного комитета, способного активно  защищать интересы трудового коллектива.

Инициативная группа проводит опрос членов трудового коллектива на предмет выявления числа работников, согласных на выкуп предприятия  и сколько личных средств (паевых взносов) может при этом внести каждый работник. Результаты опроса дают общее  представление о ситуации в коллективе и готовности к преобразованию предприятия.

Для разработки проекта приватизации и ознакомления с ним трудового  коллектива инициативная группа с привлечением специалистов готовит следующие  основные данные:

- отраслевая принадлежность  предприятия;

- место нахождения его;

- численность работающих  с разбивкой по категориям, стажу  работы на данном предприятии;

- структурная характеристика  предприятия;

- среднемесячная заработная  плата;

- степень вредности и  тяжести труда; (необходимо проанализировать, какую численность работников  следует сохранить, какие нужны  структурные преобразования);

- балансовая, восстановительная  и остаточная стоимость основных  фондов;

- стоимость оборотных  средств;

- номенклатура выпускаемой  продукции;

- отчётная и прогнозируемая  прибыль;

- размеры фондов экономического  стимулирования и других фондов, образуемых на предприятии;

- отчётная и прогнозируемая  рентабельность;

- экологическое состояние  предприятия (после приватизации  предприятие будет самостоятельно  нести всю ответственность за  экологический вред, наносимый его  деятельностью).

Анализ этих данных позволяет  определить возможные размеры денежных средств предприятия, аккумулируемые для первоначального взноса; перспективы выплаты платежей при выкупе предприятия; необходимость заёмных средств и сроки погашения кредита, а также возможные размеры дивидендов.

Вторым этапом подготовительной работы для приватизации является предварительная  оценка стоимости имущества и  определение выкупных платежей.

Подготовительная работа завершается проведением собраний или конференций трудовых коллективов  для ознакомления с подготовленными  документами и главное с расчётами  о том, что будет иметь каждый работник от приватизации предприятия.

Протоколом собрания (конференции), принявшего решение о подаче заявки на приватизацию предприятия (с изложением вопросов одобрения проекта приватизации, создания и персонального состава  рабочей группы по приватизации и  персонального состава представителей трудового коллектива, уполномоченных войти в комиссию по приватизации, создаваемую республиканскими и  местными органами приватизации; о  размерах личных средств, вносимых членами  трудового коллектива на приватизацию предприятия) завершается подготовительная работа на предприятии, и готовятся  документы - предложения в соответствующие  органы о приватизации предприятия.

В частности, представляется выписка из протокола общего собрания или конференции трудового коллектива. В предложении на приватизацию указываются  наименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценка стоимости  имущества, источники средств для  выкупа, направления использования  объекта после приватизации. Предложение  рассматривается органом приватизации лишь в тои случае, когда за него проголосовало не менее 2/3 работников предприятия. К предложению на приватизацию прилагается чек-формат, являющийся коммерческим паспортом предприятия.

Чек-формат содержит:

общие сведения о приватизируемом  предприятии, такие, главным образом, как номенклатура и ассортимент  производимой продукции;

сведения об активах предприятия, определяющих его количественную и  качественную характеристику;

территориальную характеристику предприятия (площадь занимаемой территории, характеристика строений);

характеристику рынка  сбыта продукции и рынка основных видов потребляемого сырья и  материалов;

важнейшие экономические  показатели (прибыль, рентабельность и  т.д.);

бухгалтерский баланс на момент подачи предложения на приватизацию и за два предшествующих года.

На основании заключения комиссии Мингосимущества о преобразовании государственного предприятия в  акционерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное  общество регистрируется в порядке, установленном законодательством  и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.

Кроме такого способа акционирования предусмотрены и такие способы  приватизации как продажа предприятия  на аукционе и продажа по конкурсу.

Продажа на аукционе - это  такой способ приватизации, при котором  предприятия государственной собственности  продаются с аукционных торгов.

Предприятие переходит в  собственность того покупателя, который  предложил самую высокую цену.

Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда  от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий по дальнейшему  использованию приватизированного предприятия.

Продажа по конкурсу - это  способ приватизации, при котором  покупатель приватизируемого предприятия  определяется на основе конкурсного  отбора. После оплаты стоимости объекта  покупатель становится его новым  собственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от покупателя требуется выполнение определённых условий по дальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух покупателей.

Условия конкурса предусматривают:

- сохранение на определённый  срок профиля предприятия и  обязательств по производству  конкретных видов товаров;

- проведение природоохранных  мероприятий;

- обеспечение безопасных  условий труда;

- сохранение или создание  новых рабочих мест;

- финансирование или порядок  использования в течение определённого  срока объектов социальной сферы,  входящих в имущественный комплекс  предприятия.

Могут предъявляться и  другие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условий  конкурса обязательно.

Право собственности на объект передаётся победителю конкурса, предложение  которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует  критериям, устанавливаемым органом  приватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу развития предприятия. При определении критерия конкурса учитывается специфика приватизируемого предприятия.

Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее предпочтительна, так как снижается  вероятность приобретения объектов в собственность трудовым коллективом  вследствие роста их цены.

На аукционах и по конкурсу, как правило продаются в первую очередь небольшие убыточные  и низкорентабельные предприятия.

 

 

 

 

 

3 Особенности и проблемы приватизации в Беларуси

 

Особенностью государственной  политики приватизации в Республике Беларусь является значительное участие  государства в собственности  приватизированных предприятий.

С 1 января 2011 года вступил  в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий  в открытые акционерные общества», в основе которого опыт стран, которые  успешно провели у себя экономические  реформы. Закон принят с учетом предложений  МФК и Всемирного банка в целях  создания условий для привлечения  инвестиций.

В целом осуществляется переход  к системной приватизации, основанной на прозрачных механизмах продажи государственной  собственности, ответственности новых  собственников по принятым на себя обязательствам, мониторинге работы реформированных предприятий.

Анализ процесса приватизации в нашей стране выявил ряд серьезных  проблем. В их числе — просчеты государственной политики в области  массовой ("бесплатной") приватизации. Дело в том, что принятой у нас  модели приватизации государственного имущества с использованием ваучеров (именных чеков), безвозмездно распределяемых среди населения, внутренне присущи  серьезные недостатки.

Первый состоит в принципиальной невозможности для участников приватизации в условиях неразвитости рыночных отношений (в особенности фондового рынка) адекватно оценить рыночную стоимость приобретенного в обмен на ваучеры имущества акционированного предприятия.

Вторым недостатком является то, что равномерное распределение приватизационных чеков приводит к распределению титулов собственности между многими акционерами, причем их возможность участвовать в управлении делами акционерного общества минимальна. Поэтому деятельность этого общества в большинстве случаев подчиняется реализации интересов менеджеров, а не собственников капитала — работников приватизированного предприятия.

В 2011 году, в соответствии с планом приватизации, предполагалось продать акции 180 ОАО; поступления от продаж должны были составить Br 1,3 трлн с учетом балансовой стоимости активов. В реальности же, с начала года было проведено 225 торгов, на которые были выставлены акции 140 ОАО. Однако на них были проданы акции лишь 38 предприятий (20,5% от плана) на общую сумму Br 170 млрд. То есть недополученная выручка составила более $ 100 млн по курсу Нацбанка.

 Эти более чем скромные  результаты заставляют всерьез  говорить не только о просчетах  властей, но и о системных  ошибках.

 Многие ОАО были  проданы в этом году лишь  на повторных торгах уже после  снижения начальной продажной  цены.

Планы на 2012 год более  чем скромные. В 2012 году ГКИ рассчитывает продать акции вошедших в план приватизации 44 предприятий и те компании, пакеты акций которых не были проданы в 2011 году. Трудно прогнозировать, насколько успешной будет эта работа, поскольку, как уже сейчас видят представители Юнитера, для 2012 года, скорее всего, будут характерны те же особенности, что проявились в нынешнем году.

 Между тем, эксперты  обращают внимание, что в 2012 году  Беларусь в рамках своих обязательств  перед АКФ ЕврАзЭС должна выручить  от приватизации $ 2,5 млрд.

 Если не продавать  «голубые фишки» белорусской  экономики, получение этой суммы  за счет проведения конкурсов  и аукционов по продаже небольших  компаний просто нереально. В  то же время в ГКИ по этому  поводу не склонны испытывать  пессимизм. Там готовы сформировать  новый список приватизируемых  предприятий именно на требуемую  сумму с учетом поручения президента. Будет ли при этом проведена  реальная оценка стоимости активов  – эксперты с ответом затрудняются.

 

Заключение

 

В заключение можно отметить, что приватизация, формируя разнообразные формы собственности, создает условия для перехода к рыночной системе управления деятельностью, такой, какая не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную среду функционирования. При этом меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.

Предпосылки для устойчивого  долгосрочного развития создают  только частная собственность и  инициатива. Чтобы в стране формировались  рыночные отношения, основанные на частной  собственности и рыночной мотивации, следует создать условия для  появления и роста новых предприятий, а также эффективного реформирования существующих. Для этого нужно:

- максимально ограничить барьеры входа (выхода) на рынок, провести рыночные макроэкономические и институциональные реформы;

 - персонифицировать права собственности и реформировать судебную систему;

- ужесточить бюджетные ограничения, ввести работающие механизмы банкротства и создать равные условия хозяйствования предприятиям всех форм собственности;

Информация о работе Особенности и проблемы приватизации в Беларуси