Особенности и проблемы приватизации в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:55, реферат

Описание работы

Цель реферата – рассмотреть реформирование отношений собственности, проанализировать процесс разгосударствления и приватизации. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить способы и формы процесса разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть особенности и проблемы приватизации в Беларуси.
3. Проанализировать последствия приватизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1.Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации государственной собственности…………………………………………..
2. Порядок, способы и механизм приватизации…………………………….
3.Особенности и проблемы приватизации в Беларуси……………………...
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Экономика реферат Kristi.docx

— 36.03 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

1.Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации   государственной собственности…………………………………………..

2. Порядок, способы и механизм приватизации…………………………….

3.Особенности и проблемы  приватизации в Беларуси……………………...

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………...

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В 1991 году в Республике Беларусь начался процесс приватизации, который  вызвал множество споров и дискуссий. Приватизация рассматривалась как  способ выхода из экономического кризиса, сложившегося после распада СССР, путем продажи государственных  предприятий в частные руки. Для  нашей страны, в которой подавляющая  часть собственности была государственная, это было ново. А все новое не сразу внушает доверие. Но приватизация тогда все-таки была необходима, принимая во внимание очень сложную ситуацию в экономике молодого государства.

Приватизация - процесс очень  сложный, требующий осторожных продуманных  решений. Ведь в каждой стране существуют свои особенности, которые оказывают  большое влияние на экономику, и  здесь не может быть однотипных способов проведения реформ. Но часто странами просто слепо выбирался тот путь, который прошли до них развитые государства. Так Польша, например, выбрала путь масштабной приватизации по схеме стран  Западной Европы. Продажа государственного сектора экономики стимулировала  развитие частного бизнеса, но в то же время в стране усилилась макроэкономическая нестабильность, что свидетельствовала  о нарастании экономического кризиса. Более того, в процесс приватизации начали активно включаться прежние  владельцы имущества и иностранный  капитал, в результате многие группы населения оказались устранены  от приватизационных процессов.

Опыт реформ в странах  Центральной и Восточной Европы показал, что приватизация успешна  тогда, когда она сопровождается последовательными институциональными реформами, которые вводят жесткие  бюджетные ограничения для предприятий, делают прозрачной деятельность открытых акционерных обществ, защищают права  акционеров, создают эффективный  фондовый рынок. В Беларуси в связи  с отсутствием нормативно-правовой базы образовался своеобразный институциональный вакуум, при этом никто не был в состоянии обеспечить эффективное функционирование приватизированных предприятий в долгосрочном периоде.

На сегодняшний же день в стране по вопросам приватизации действует около ста законов и подзаконных актов, большинство из них создавалось как реакция на сложившуюся ситуацию, а не как программа для последующего реформирования. В таких условиях более вероятными результатами и последствиями приватизации могут стать стагнация и сокращение активов предприятий, а не повышение эффективности их работы и улучшения финансово-экономических показателей.

Цель реферата – рассмотреть реформирование отношений собственности, проанализировать процесс разгосударствления и приватизации. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Определить способы и формы процесса разгосударствления и приватизации;

2. Рассмотреть особенности и проблемы приватизации в Беларуси.

3. Проанализировать последствия приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации   государственной собственности

 

Разгосударствление и  приватизация государственной собственности  является одним из важнейших направлений  перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.

Закон "О собственности  в Республике Беларусь" предусматривает четыре формы собственности :

частную - имуществом владеет  гражданин, как физическое лицо;

коллективную - имуществом владеет  группа лиц, коллектив. Коллективная собственность  может выступать в форме арендных и народных предприятий, хозяйственных  обществ и товариществ, других организаций  и объединений.

государственную - имущество  принадлежит государству, его народу и от имени народа управляется  Кабинетом Министров и местными Советами депутатов. Государственная  собственность разделяется на 2 вида : республиканскую и коммунальную.

Закон допускает образование  смешанных форм собственности на основе объединения имущества физических и юридических лиц и государства (например, совместные предприятия).

Кроме того, имущество может  принадлежать на праве общей (долевой  или совместной) собственности нескольким лицам независимо от форм собственности.

В республиканской собственности  находятся природные ресурсы : земля, её недра, воздушное пространство над  территорией республики. В республиканской  собственности находятся также  предприятия и организации, имущество  которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность  республики, её экономическое и социальное развитие.

В коммунальной собственности  находятся объекты (имущество), принадлежащие  административно-территориальным органам. Ими управляют соответствующие  местные Советы депутатов.

Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда  основная часть товаропроизводителей - предприятий будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право  для использования принадлежащего им арендного или переданного  в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной  деятельностью и развитием производства.

Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности  и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление собственности - термин "отечественного производства", родившийся в странах бывшего  союза. Во всех других государствах процесс  преобразования государственной собственности  называется приватизацией.

Разгосударствление экономики  в нашей республике - это процесс  формирования многоукладной, смешанной  экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций  прямого хозяйственного управления.

Разгосударствление собственности  осуществляется путем, как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих  государственных.

Основными принципами разгосударствления являются : добровольность, экономическая  заинтересованность трудовых коллективов  и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства  и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.

Главные критерии реформы  разгосударствления экономики –  сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции  на рынке, либерализация цен, конкуренция  товаропроизводителей, и обеспечение  экономической ответственности. За государством при этом сохраняются  функции регулирования общественного  производства экономическими и юридическими нормами.

Одним из основных направлений  разгосударствления экономики является приватизация. Этот процесс характеризуется  передачей государством права собственности  на предприятия, имущественные комплексы  и иное имущество гражданам и  юридическим лицам, деятельность которых  основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство  утрачивает право владения, пользования  и распоряжения объектами государственной  собственности, а государственные  органы - право управления ими.

Необходимо обратить внимание на то, что разгосударствление может  проводиться быстрее, чем приватизация. Приватизация - процесс более длительный. В литературе, например, приводится такой факт: в Англии - этой классической капиталистической стране потребовалось 10 лет для приватизации всего 10 крупных  корпораций.

Приватизация государственной  собственности в соответствии с  законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:

- выкупом арендного имущества  арендным предприятием;

- продажей объектов на  аукционе и по конкурсу;

- продажей государственной  доли акций акционерных обществ,  преобразованных из государственных  и арендных предприятий, негосударственным  юридическим и физическим лицом.

Сущность основных принципов  приватизации заключатся в следующем:

во-первых, в сочетании  возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть  государственного имущества, подлежащего  приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая продаётся частным  и негосударственным юридическим  лицам;

во-вторых, в праве каждого  гражданина Республики Беларусь на часть  безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности  за каждым гражданином Республики Беларусь закреплено право получить часть  приватизируемого государственного имущества  бесплатно. Практически это право  реализуется путём выдачи именных  приватизационных чеков на сумму, зависящую  от возраста гражданина и его трудового  стажа;

в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые  объекты различаются размерами  производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической  оснащённости, финансовым положением, и т. д., данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия  могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в  акционерные общества; платежи в  бюджет за приобретённое государственное  имущество могут быть одноразовые  и в рассрочку;

в-четвёртых, в предоставлении определённых социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых  предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия  для участия трудовых коллективов  в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить  инициатором приватизации предприятия, т.е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены  трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных  обществ, созданных путём преобразования государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества.

Члены трудового коллектива имеют право на некоторые льготы при участии в приватизации своих  предприятий. В частности юридические  лица, образованные трудовыми коллективами с целью приватизации своих предприятий, приобретают их по цене на 20% меньше той суммы, которая подлежит оплате деньгами. Эта льгота применяется  и в том случае, если государственное  или арендное предприятие преобразуется  в акционерное общество. Члены  трудового коллектива приобретают  акции за счёт денежных средств со скидкой в размере установленной  льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости. Кроме того, заработная плата и  дивиденды, полученные по акциям и использованные на цели приватизации, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота действует до тех пор, пока гражданин владеет  указанным имуществом или акциями. При их продаже доходы, ранее освобождённые  от налогообложения, подлежат обложению  налогом на общих основаниях.

Пятый принцип приватизации - обеспечение широкой гласности  процесса приватизации. Этот принцип  предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых  объектов; участие представителей администрации  и трудового коллектива предприятия  в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы.

Правительство республики предусматривает  путём приватизации достичь:

- усиления стимулов к  труду, повышение эффективности  производства, деловой активности  предпринимательской деятельности;

- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции  и теневой экономики; 

- возрождения общечеловеческих  ценностей.

Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Порядок, способы и механизм приватизации

 

Работа по приватизации предприятия  начинается с изучения законодательной  базы т.е. с анализа республиканской  и местных программ приватизации, который необходим прежде всего  для того, чтобы убедиться, что  предприятие не попадает под какие-либо ограничения.

В этой связи республиканской  программой определены предприятия  по отдельным группам:

Информация о работе Особенности и проблемы приватизации в Беларуси