Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:55, реферат
Цель реферата – рассмотреть реформирование отношений собственности, проанализировать процесс разгосударствления и приватизации. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить способы и формы процесса разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть особенности и проблемы приватизации в Беларуси.
3. Проанализировать последствия приватизации.
Введение……………………………………………………………………….
1.Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации государственной собственности…………………………………………..
2. Порядок, способы и механизм приватизации…………………………….
3.Особенности и проблемы приватизации в Беларуси……………………...
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… 1.Сущность, цели и задачи разгосударствления
и приватизации государственной
собственности…………………………………………. 2. Порядок, способы и механизм приватизации……………………………. 3.Особенности и проблемы
приватизации в Беларуси………………… Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы………………………………………... |
|
Введение
В 1991 году в Республике Беларусь начался процесс приватизации, который вызвал множество споров и дискуссий. Приватизация рассматривалась как способ выхода из экономического кризиса, сложившегося после распада СССР, путем продажи государственных предприятий в частные руки. Для нашей страны, в которой подавляющая часть собственности была государственная, это было ново. А все новое не сразу внушает доверие. Но приватизация тогда все-таки была необходима, принимая во внимание очень сложную ситуацию в экономике молодого государства.
Приватизация - процесс очень
сложный, требующий осторожных продуманных
решений. Ведь в каждой стране существуют
свои особенности, которые оказывают
большое влияние на экономику, и
здесь не может быть однотипных способов
проведения реформ. Но часто странами
просто слепо выбирался тот путь,
который прошли до них развитые государства.
Так Польша, например, выбрала путь
масштабной приватизации по схеме стран
Западной Европы. Продажа государственного
сектора экономики
Опыт реформ в странах
Центральной и Восточной Европы
показал, что приватизация успешна
тогда, когда она сопровождается
последовательными
На сегодняшний же день в стране по вопросам приватизации действует около ста законов и подзаконных актов, большинство из них создавалось как реакция на сложившуюся ситуацию, а не как программа для последующего реформирования. В таких условиях более вероятными результатами и последствиями приватизации могут стать стагнация и сокращение активов предприятий, а не повышение эффективности их работы и улучшения финансово-экономических показателей.
Цель реферата – рассмотреть реформирование отношений собственности, проанализировать процесс разгосударствления и приватизации. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить способы и формы процесса разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть особенности и проблемы приватизации в Беларуси.
3. Проанализировать последствия приватизации.
Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.
Закон "О собственности в Республике Беларусь" предусматривает четыре формы собственности :
частную - имуществом владеет гражданин, как физическое лицо;
коллективную - имуществом владеет
группа лиц, коллектив. Коллективная собственность
может выступать в форме
государственную - имущество
принадлежит государству, его народу
и от имени народа управляется
Кабинетом Министров и местными
Советами депутатов. Государственная
собственность разделяется на 2 вида
: республиканскую и
Закон допускает образование
смешанных форм собственности на
основе объединения имущества
Кроме того, имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким лицам независимо от форм собственности.
В республиканской собственности
находятся природные ресурсы : земля,
её недра, воздушное пространство над
территорией республики. В республиканской
собственности находятся также
предприятия и организации, имущество
которых обеспечивает суверенитет,
хозяйственную
В коммунальной собственности
находятся объекты (имущество), принадлежащие
административно-
Переход к рыночным отношениям
и эффективное функционирование
рыночного механизма
Именно в условиях рыночной
экономики и действуют
Разгосударствление
Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.
Разгосударствление
Основными принципами разгосударствления являются : добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.
Главные критерии реформы
разгосударствления экономики –
сокращение принудительного госзаказа,
расширение свободной продажи продукции
на рынке, либерализация цен, конкуренция
товаропроизводителей, и обеспечение
экономической ответственности. За
государством при этом сохраняются
функции регулирования
Одним из основных направлений
разгосударствления экономики является
приватизация. Этот процесс характеризуется
передачей государством права собственности
на предприятия, имущественные комплексы
и иное имущество гражданам и
юридическим лицам, деятельность которых
основана на негосударственной
Необходимо обратить внимание на то, что разгосударствление может проводиться быстрее, чем приватизация. Приватизация - процесс более длительный. В литературе, например, приводится такой факт: в Англии - этой классической капиталистической стране потребовалось 10 лет для приватизации всего 10 крупных корпораций.
Приватизация государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:
- выкупом арендного имущества арендным предприятием;
- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
- продажей государственной
доли акций акционерных
Сущность основных принципов приватизации заключатся в следующем:
во-первых, в сочетании
возмездного и безвозмездного способов
приватизации, при которых часть
государственного имущества, подлежащего
приватизации, бесплатно передается
в собственность граждан
во-вторых, в праве каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином Республики Беларусь закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путём выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа;
в-третьих, в дифференциации
методов, форм и процедур приватизации.
То есть в связи с тем, что приватизируемые
объекты различаются размерами
производства, значимостью и
в-четвёртых, в предоставлении
определённых социальных гарантий членам
трудовых коллективов приватизируемых
предприятий. Государство обеспечивает
более благоприятные условия
для участия трудовых коллективов
в приватизации своих предприятий.
Трудовой коллектив может выступить
инициатором приватизации предприятия,
т.е. подать предложение на приватизацию
в соответствующие органы. Члены
трудового коллектива имеют первоочередное
право приобретать акции
Члены трудового коллектива
имеют право на некоторые льготы
при участии в приватизации своих
предприятий. В частности юридические
лица, образованные трудовыми коллективами
с целью приватизации своих предприятий,
приобретают их по цене на 20% меньше
той суммы, которая подлежит оплате
деньгами. Эта льгота применяется
и в том случае, если государственное
или арендное предприятие преобразуется
в акционерное общество. Члены
трудового коллектива приобретают
акции за счёт денежных средств со
скидкой в размере
Пятый принцип приватизации - обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы.
Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:
- усиления стимулов к
труду, повышение
- устранения бесхозяйственности,
уменьшения масштабов
- возрождения общечеловеческих ценностей.
Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.
Работа по приватизации предприятия начинается с изучения законодательной базы т.е. с анализа республиканской и местных программ приватизации, который необходим прежде всего для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения.
В этой связи республиканской программой определены предприятия по отдельным группам:
Информация о работе Особенности и проблемы приватизации в Беларуси