Особенности и методы конкуренции в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала реформ, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств отдельных компаний затмевают в обыденном сознании проблемы конкуренции.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.61 Кб (Скачать)

При прямой ценовой конкуренции  фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин - Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.) до 5 долларов (середина 1982г.)6.

При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов,  а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повсилась только на 15%.

     Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства»7. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

Сильнейшим орудием неценовой  конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только    доносят     до покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.

    

Стратегии конкуренции.

Для производственного предприятия  имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли.

     1. Предприятие  (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать

рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.

     2.  Изделие  и предприятие отличаются от  других конкурентов особыми

свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж. Такого рода USP могли бы, например, возникнуть, если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию пятилетнюю гарантию. В этом случае предприятие обеспечивает решение проблемы в большом сегменте рынка.

     3. Для малых  и средних предприятий в качестве  альтернативной стратегии

рекомендуется селективная  обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и, следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня можно с удовлетворением  констатировать, что традиционно  существовавший разрыв между Россией  и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к  рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к  этому

Особенность ситуации состоит и  в том, что в распоряжении российского  бизнеса находится теоретический  и огромный практический опыт мировой  конкуренции. Есть возможность, не теряя  времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся  условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и  на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного  производства, с другой — сложившейся  в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

Опыт последних лет свидетельствует  об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и  организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение  на российский рынок иностранных  компаний - все это значительно  осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса с другой, создали условия, в которых конкуренция  стала обыденным делом.

Как показала практика, большинство  российских предприятий не готово к  активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом  положении, что сколько-нибудь серьезные  инновации, связанные с усилением  конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополии на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.
  2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ.
  3. «Толковый словарь рыночной экономики». Москва. 1993.
  4. Л. Завьянов,  Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке». Москва. 1992.
  5. Элвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей «Рынок: микроэкономическая модель». Санкт-Петербург. 1992.
  6. Дж. В. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Москва. 1986.
  7. Э. Х. Чемберлин «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости». Москва. 1959.
  8. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2000.
  9. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №1.
  10. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Дж. В. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Москва. 1986. С. 55

2 Э. Х. Чемберлин «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости». Москва. 1959. С.283, С. 119.

3 Элвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей «Рынок: микроэкономическая модель». Санкт-Петербург. 1992. С. 223-224

4 Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5.

5 Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто

ответов, как действовать на внешнем  рынке», Москва, 1992 , стр. 61.

6 Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто

ответов, как действовать на внешнем  рынке», Москва, 1992 , стр. 61.

7 Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто

ответов, как действовать  на внешнем рынке», Москва, 1992


Информация о работе Особенности и методы конкуренции в торговле