Особенности и методы конкуренции в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала реформ, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств отдельных компаний затмевают в обыденном сознании проблемы конкуренции.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.61 Кб (Скачать)

Понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства.

Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности  хозяйственной деятельности, ускорение  НТП.

Конкуренция относится к  неконтролируемым факторам, которые  воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться  организацией.

Функции конкуренции.

Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению  спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого  влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”( “Экономикс” ).

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия  производства и реализации товаров  и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная  цена на данный вид товара, больше прибыли  будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при  избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение  цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким  образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия  производства. Макконнелл отмечает, что  “ в условиях чистой конкуренции  руководствующиеся мотивом прибыли  предприниматели будут производить  каждый товар до той точки, в которой  цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в  условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция стимулирует  научно-технический прогресс и повышение  эффективности производства. Так  как конкуренция служит уравнительницей  цен, то можно сделать вывод, что  при рыночном соперничестве будет  побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально  низкой себестоимостью. А для этого  необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается  их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество  мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать  этого соперничества и через  некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют  предприятия и становятся полноправными  и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Краткая характеристика структур рынка.

Структура рынка - это основные характерные черты  рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации. Всего существует 4 типа рыночных структур:

Чистая конкуренция

Характеризуется: 

1. Множеством мелких фирм.

2. Однородностью продукции.

3. Отсутствием затруднений  на вход и выход (из отрасли).

4. Равным доступом ко  всем видам информации.

Монополистическая конкуренция

Характеризуется: 

1. Множеством мелких фирм.

2. Неоднородностью продукции.

3. Отсутствием затруднений  на вход и выход (из отрасли).

4. Несколько ограниченным  доступом к информации.

Олигополия (Дуополия)

Характеризуется: 

1. Небольшим числом крупных  фирм.

2. Неоднородностью (или  однородностью) продукции.

3. Возможными затруднениями  при выходе (из отрасли).

4. Несколько ограниченным  доступом к информации.

Монополия

Характеризуется: 

1. Одной фирмой.

2. Уникальностью продукции.

3. Практически не преодолимыми  барьерами на вход.

4. Несколько ограниченным  доступом к информации.

Разнообразие  видов монополий:

Закрытая монополия 

Естественная монополия

Открытая монополия

Монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает  весь рынок. Монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

2. Конкуренция в торговле.

В настоящее время не существует единого определения понятия  «конкуренция». Так, конкуренция - в  повседневном понимании – это  соперничество экономических субъектов  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров. В соответствии с толковым словарем русского языка, конкуренция определяется как соперничество, борьба за достижение больших выгод  и преимуществ. С данным определением можно согласиться только в узком  смысле слова, поскольку определение  конкурентных преимуществ требует  наличие специальной системы  управления ими.

В законодательстве РФ конкуренция  определена  как, состязательность хозяйствующих субъектов, когда  их независимые действия эффективно ограничивают потенциал каждого  из них в одностороннем порядке  воздействовать на всеобщие условия  товарооборота на соответствующем товаром рынке.

Данное  определение дает возможность характеризовать конкуренцию  как экономическую категорию, сущностью  которой являются определенные экономические  отношения  по поводу  экономического состязания между определенными  хозяйствующими субъектами (конкурентами) во время осуществлении ими своей  предпринимательской деятельности, осуществляя при этом в своих  собственных интересах независимые (конкурентные) действия, которые привлекают покупательский (потребительский) спрос, необходимый для  получения наибольшей суммы прибыли (конкурентные отношения).

Не существует и единого  определения понятия «конкурентоспособности». Возможность множественности трактовок  этого понятия обусловлена различными исходными позициями экономистов.

Изучение различных подходов к определению конкуренции позволило  сделать вывод, что конкуренция  представляет собой легализованную, развитую  форму соперничества  за существование и один из эффективнейших механизмов регулирования и отбора в рыночной экономике.4

М.Портер рассматривает конкуренцию  как процесс, который находится  в постоянной динамике и развитии,  ландшафт, который постоянно изменяется, в связи с появлением новых  товаров, направлений  маркетинга, и  новых рыночных участников. По определению Я. Гордона, «конкуренция это не просто состояние ума, а конкурентная борьба требует, чтобы субъект понимал необходимость формировать и постоянно поддерживать собственную конкурентоспособность».

Анализ литературы, посвященной  проблеме конкуренции, позволил сделать  вывод, что в основном имеют место  три основных подхода к пониманию  конкуренции. В первом случае конкуренция  определяется как состязательность на рынке. При втором подходе конкуренция  рассматривается как часть рыночного  механизма, которая позволяет сбалансировать спрос и предложение. В третьем  варианте конкуренция определяется  как характеристика, позволяющая  определить тип отраслевого рынка. С указанными подходами следует  согласиться, а использование каждого  подхода в каждом конкретном случае определяется исходя из управленческих задач (стратегий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Виды конкуренции в торговле.

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.

     Функциональная конкуренция - возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

     Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

     Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей  состояния рынка. Основными показателями являются:

1.  Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2.  Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

3.  Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

4.  Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы и стратегии конкуренции в торговле.

В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

     Ценовая конкуренция  восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались

на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до  6-7 долларов)5   и    соответствующего повышения массы прибыли.

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства. Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать. Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Информация о работе Особенности и методы конкуренции в торговле