Особенности функционирования свободных экономических зон в Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Создание СЭЗ преследует следующие цели:
-привлечение иностранной технологии, которая впоследствии распространится по всей территории страны через систему субподрядных отношений,
-обучение рабочей силы, частичная передача ноу-хау и опыта управления; приток иностранной валюты;
-развитие депрессивных районов, а также использование свободных экономических зон в виде полигона для опробования новых форм хозяйствования.

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Понятие свободной экономической зоны в Турции. Порядок, роль и цели создания СЭЗ в Турции ----------------------------------------------------------------------4
2. Законодательство о свободных экономических зонах в Турции ---------6
3. Особенности деятельность в свободных зонах в Турции---------------------11
Заключение --------------------------------------------------------------------------------------------------------------16
Библиографический список ----------------------------------------------------------------------------------18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ СЭЗ .docx

— 46.17 Кб (Скачать)

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)»

 

Кафедра «Таможенное дело и право»

 

Особенности функционирования свободных экономических зон  в Турции

Реферат по дисциплине

«Свободные экономические зоны»

 

 

Студентка

______

«__»__________2012г.

Проверила:

Кандидат экономических  наук

_______

«     » 2012г.

 

 

Омск  2012г.

Содержание

 

Введение -------------------------------------------------------------------------------------------------------3

  1. Понятие свободной экономической зоны в Турции. Порядок, роль и цели создания СЭЗ в Турции ----------------------------------------------------------------------4
  2. Законодательство о свободных экономических зонах в Турции ---------6
  3. Особенности деятельность в свободных зонах в Турции---------------------11

Заключение --------------------------------------------------------------------------------------------------------------16

Библиографический список ----------------------------------------------------------------------------------18 

Введение

Неотъемлемой  частью второй половины XX века международных экономических отношений  стали  свободные (специальные) экономические  зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в первую очередь, как фактор ускоренного  экономического роста за счет активизации международного товарооборота, углубление интеграционных экономических процессов и мобилизация инвестиций.

Создание  СЭЗ преследует следующие цели:

-привлечение иностранной технологии, которая впоследствии распространится по всей территории страны через систему субподрядных отношений,

-обучение рабочей силы, частичная передача ноу-хау и опыта управления; приток иностранной валюты;

-развитие депрессивных районов, а также использование свободных экономических зон в виде полигона для опробования новых форм хозяйствования.

Наибольший  опыт создания СЭЗ имеется в развивающихся странах, например таких как - Китай, Мексика, Вьетнам.

Одной из таких «новых индустриальных стран», где активно функционируют свободные экономические зоны, является Турция. Свободные экономические зоны в Турции способствуют интенсификации капиталовложений, увеличению производства в экспортных отраслях и активизации поступлений в страну новых технологий.  

  1. Понятие свободной экономической зоны в Турции. Порядок, роль и цели создания СЭЗ в Турции

Турецкие свободные экономические зоны являются смежными с большинством турецких портов на Эгейском, Средиземном и Черном море и имеют достаточно простой доступ к международным магистралям и аэропортам. Свободные зоны в Турции считаются находящимися за пределами таможенной территории государства. 

В 1992 году СЭЗ была создана в Трабзоне, в 1993 году - в Адане, в 1994-1995 гг. были созданы еще две СЭЗ – одна в Мардине, а другая в Эрзуруме на востоке Турции, c целью скорейшего освоения этих, более отсталых в экономическом отношении районов. Турецкие СЭЗ максимально используют преимущества геоположения Турции, близость к рынкам, как стран Ближнего и Среднего Востока, так и стран Западной и Восточной Европы. При этом основное внимание уделяется усилению направленности экспорта инвестиций и производства в Турции посредством привлечения иностранного капитала и технологий, обеспечения регулярного и последовательного вклада в развитие экономики, a также расширения использования внешних источников финансирования и возможностей международной торговли.

Всего в  настоящее время в Турции действуют 20 свободных экономических зон:

1.  B Эгейском регионе свободные зоны Эгеймская, Измир, Менемен, Дери и Денизли,

2. B регионе Юго-восточной Анатолии свободные зоны Мардин и Газиантеп к услугам своих пользователей предоставляют развитую инфраструктуру.

3. B регионе Восточной Анатолии Восточная Анатолия в Эрзуруме

4.   B регионе Мраморного моря свободные зоны Стамбульский аэропорт имени Ататюрка, Стамбульская кожевенная промышленность, Бурса, Стамбул Тракья, Коджаэли, Европа и специализирующаяся  на разработках и высоких технологиях со своими научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами ТЮБИТАК-МАМ,

5. B регионе Черного моря свободные зоны Ризе, Трабзон и Самсун,

6. B средиземноморском регионе свободные зоны Мерсин, Анталья, Адана-Юмурталык

7. B регионе Центральной Анатолии Кайсери

B СЭЗ в Турции создается примерно 10% ВВП всей страны. Торговый оборот СЭЗ Турции превышает $25 млрд., в том числе СЭЗ Анталья - $500млн., из них продукция обрабатывающей промышленности составляет 95%.

Каждая  СЭЗ в Турции имеет свою "специализацию", определяющаяся местоположением и  своей ролью. Свободные экономические зоны в Мерсине и Анталии, расположенные в сельскохозяйственных районах, ориентированы преимущественно на создание предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и обслуживанию аграрного сектора этих регионов, а также экспорт продукции агропромышленного сектора. B Измирской СЭЗ упор делается на телекоммуникационное оборудование и электронику. Стамбульская зона свободного предпринимательства в районе аэропорта Ататюрка нацелена на производство и торговлю готовой одеждой и высокотехнологичной электронной продукцией. СЭЗ Аданы специализируется на тяжелой промышленности.

Главными  целями создания свободной экономической  зоны, в такой стране как Турция являются:

- Привлечение  национальных и иностранных инвестиций  для развития производства

- Увеличение  валютных поступлений в бюджет  страны

- Комплексное  развитие отсталых регионов

- Насыщение  национального рынка высококачественными  товарами

- Увеличение  количества рабочих мест и  обеспеченье занятости населения

В соответствии с целями своего, СЭЗ продолжают обеспечивать людей новыми рабочими местами. Так, количество занятого персонала в свободных зонах достигло 50,639 человек. К концу десятилетия 21 века, количество действующих фирм составило 3,607, тогда как количество фирм-производителей увеличилось до 829 единиц. Из общего количества стран с достаточно развитой торговлей на Турцию приходится 42,54% товарооборота, Организация экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/ и страны EC - 36,95%, страны Северной Африки и Среднего Востока - 5,49% и страны СНГ - 4,81%, прочие страны - 10,06% и прочие европейские страны - 0,17%.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Законодательство o свободных экономических зонах в Турции

Вопросы создания и деятельности в Турции свободных экономических зон  урегулированы Законом № 3218 от 6 июня 1985 г. c последующими изменениями. Такие зоны определяются как специальные районы, где не распространяется режим таможенной территории Турции, правовые нормы, регулирующие импортно-экспортные  и операции с валютами, на территории  свободных зон, не действуют. B свободных экономических зонах нет процедурных ограничений в отношении цен, стандартов и качества продукции, предусмотренных законодательством Турции: все решения, принятые государственными институтами или агентствами в отношении цен, качества и контроля, которые обязательны на всей территории Турции, не действуют на территории свободных экономических зон.

Местонахождение и границы свободных экономических зон устанавливаются Советом Министров Турции, равно как и выдача лицензии на право предпринимательской деятельности в таких зонах.

Местные и иностранные физические или  юридические лица осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой Главным управлением  по вопросам СЭЗ, входящим в структуру  «Ведомства внешней торговли аппарата премьер-министра Турции». Все другие разрешения - об аренде земли, строительстве и использовании недвижимости, монтажных работах и др.- выдаются местными органами управления.

B отличие от большинства СЭЗ в других странах режим СЭЗ в Турции допускает поставки производимых в СЭЗ товаров на внутренней рынок Турции, однако к таким поставкам применяется режим внешней торговли (с уплатой 0,5% налога от суммы сделки). При этом если стоимость товаров не превышает 500$, то они освобождаются от налогообложения. Режим внешней торговли не применяется к товарам, поставляемым из СЭЗ в другие страны или другие СЭЗ.

B СЭЗ в качестве средства платежа может использоваться любой вид свободно конвертируемой валюты, которая котируется Центральным банком Турции. Совет Министров может принять решение об осуществлении платежей в лирах, валюте Турции.

Что же касается ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, то Министерство финансов Турции уполномочено осуществлять в этой области необходимое регулирование и принимать соответствующие инструкции вне зависимости от положений общего налогового законодательства Турции и представлять соответствующие предложения Совету Министров.

Следовательно, необходимо отметить принятый 06 февраля 2004 г. Закон № 5084 о поощрении инвестиций и занятости, которым предусмотрено что лица которые осуществляют деятельность в свободных экономических зонах, являются субъектом налогообложения полагаясь на следующие условия:

Физические  и юридические лица, получившие лицензии на предпринимательскую деятельность до 6 февраля 2004 г. (дата вступления в  силу Закона № 5084) могут продолжать пользоваться освобождением от уплаты корпоративного и подоходного налогов на срок действия указанной лицензии, а также освобождаются до 2009 г. от уплаты налога на зарплату своих работников. Они также освобождаются от всех других налогов и сборов – до 2009 г.

Все доходы, возникшие от продаж товаров, произведенных в этих зонах физическими или юридическими лицами, получившими лицензию 6 февраля 2004 и позже, не могут подлежать обложению подоходными или корпоративными налогами до конца налогового периода того года, когда Турция станет полноправным членом Европейского Союза.

С принятием  в 1985 году Закона о СЭЗ в Турции появились и действуют более 20 свободных экономических зон. В этих зонах ведутся и поощряются такие виды предпринимательской деятельности как производство, хранение, упаковка, банковское дело, страхование, торговля и др. СЭЗ располагают помещениями для офисов, мастерскими, складами, которые сдаются инвесторам на льготных условиях.

В соответствии с Законом прибыль и доходы могут без ограничений переводиться в любые страны, включая Турцию.

Срок  действия лицензии на предпринимательскую  деятельность  максимум 10 лет для  предпринимателей – арендаторов  и 20 лет для тех, кто приобретает в собственность офисные и рабочие помещения. Если лицензией предусматривается осуществление производственной деятельности, то ее срок составляет соответственно 15 и 30 лет для пользователей и инвесторов.

Отсутствуют какие-либо ограничения по соотношению  иностранного и местного капитала при  осуществлении инвестиций в СЭЗ;

Товары  могут оставаться в СЭЗ без  ограничений во времени.

Географическое  положение Турции способствует успешному развитию СЭЗ, которые располагаются в основных турецких портах Средиземного, Эгейского и Черного морей, а также в международных аэропортах.

С тех  пор как СЭЗ стали общей с Европейским союзом таможенной территорией, товары, которые производятся в СЭЗ, и находятся в свободном обращении, могут поставляться в страны ЕС в соответствии с сертификатом ATR. Товары, произведенные в третьих странах, также не облагаются таможенными пошлинами при их поставке в СЭЗ. Однако, товары не находящиеся в свободном обращении, могут поставляться в страны ЕС в соответствии с ATR сертификатом, только путем уплаты таможенных пошлин по ставкам, определенным Общим с ЕС таможенным тарифом.

Лицензии  необходимые для осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ выдаются Генеральным управлением СЭЗ Ведомства внешней торговли.

В заявлении  на получение лицензии должна быть представлена информация о заявителе  и те операции, которые он желал  бы осуществлять в СЭЗ;

Также к заявлению должны быть приложены следующие документы:

- образец  подписи и документ, удостоверяющий  личность для физического лица  и соответственно образец подписи, и доверенность на представителя фирмы;

- выписка  из газеты Торгового Регистра, содержащая информацию о создании  фирмы (для иностранных фирм  страна регистрации);

- выписка  из торгового реестра;

- копия  баланса фирмы за последние  три года;

- квитанция  об оплате сбора за право  работы с СЭЗ, полученная из  Центрального банка Турции;

- документ, отражающий инвестиции в Турецкую  экономику за последние три  года (если они имели место).

Физические  и юридические лица, являющиеся резидентами  Турции и зарегистрированные в газете Торгового регистра должны осуществлять свою деятельность в СЭЗ в соответствующих офисах, арендованных или сооруженных.

Иностранные юридические лица для осуществления  предпринимательской деятельности в СЭЗ должны представлять в Главное  управление по вопросам СЭЗ Ведомства  внешней торговли, следующие документы:

а) Документ о регистрации компании;

б) Документ о деятельности компании за предыдущий год, включая балансовый отчет;

Информация о работе Особенности функционирования свободных экономических зон в Турции