Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:56, реферат
Создание СЭЗ преследует следующие цели:
-привлечение иностранной технологии, которая впоследствии распространится по всей территории страны через систему субподрядных отношений,
-обучение рабочей силы, частичная передача ноу-хау и опыта управления; приток иностранной валюты;
-развитие депрессивных районов, а также использование свободных экономических зон в виде полигона для опробования новых форм хозяйствования.
Введение -------------------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Понятие свободной экономической зоны в Турции. Порядок, роль и цели создания СЭЗ в Турции ----------------------------------------------------------------------4
2. Законодательство о свободных экономических зонах в Турции ---------6
3. Особенности деятельность в свободных зонах в Турции---------------------11
Заключение --------------------------------------------------------------------------------------------------------------16
Библиографический список ----------------------------------------------------------------------------------18
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)»
Кафедра «Таможенное дело и право»
Особенности функционирования свободных экономических зон в Турции
Реферат по дисциплине
«Свободные экономические зоны»
Студентка
______
«__»__________2012г.
Проверила:
Кандидат экономических наук
_______
« » 2012г.
Омск 2012г.
Содержание
Введение ------------------------------
Заключение ------------------------------
Библиографический список ------------------------------
Введение
Неотъемлемой частью второй половины XX века международных экономических отношений стали свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в первую очередь, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, углубление интеграционных экономических процессов и мобилизация инвестиций.
Создание СЭЗ преследует следующие цели:
-привлечение иностранной технологии, которая впоследствии распространится по всей территории страны через систему субподрядных отношений,
-обучение рабочей силы, частичная передача ноу-хау и опыта управления; приток иностранной валюты;
-развитие депрессивных районов, а также использование свободных экономических зон в виде полигона для опробования новых форм хозяйствования.
Наибольший опыт создания СЭЗ имеется в развивающихся странах, например таких как - Китай, Мексика, Вьетнам.
Одной из
таких «новых индустриальных стран»,
где активно функционируют свободные
экономические зоны, является Турция.
Свободные экономические зоны в Турции
способствуют интенсификации капиталовложений,
увеличению производства в экспортных
отраслях и активизации поступлений в
страну новых технологий.
Турецкие свободные экономические зоны являются смежными с большинством турецких портов на Эгейском, Средиземном и Черном море и имеют достаточно простой доступ к международным магистралям и аэропортам. Свободные зоны в Турции считаются находящимися за пределами таможенной территории государства.
В 1992 году СЭЗ была создана в Трабзоне, в 1993 году - в Адане, в 1994-1995 гг. были созданы еще две СЭЗ – одна в Мардине, а другая в Эрзуруме на востоке Турции, c целью скорейшего освоения этих, более отсталых в экономическом отношении районов. Турецкие СЭЗ максимально используют преимущества геоположения Турции, близость к рынкам, как стран Ближнего и Среднего Востока, так и стран Западной и Восточной Европы. При этом основное внимание уделяется усилению направленности экспорта инвестиций и производства в Турции посредством привлечения иностранного капитала и технологий, обеспечения регулярного и последовательного вклада в развитие экономики, a также расширения использования внешних источников финансирования и возможностей международной торговли.
Всего в настоящее время в Турции действуют 20 свободных экономических зон:
1. B Эгейском регионе свободные зоны Эгеймская, Измир, Менемен, Дери и Денизли,
2. B регионе Юго-восточной Анатолии свободные зоны Мардин и Газиантеп к услугам своих пользователей предоставляют развитую инфраструктуру.
3. B регионе Восточной Анатолии Восточная Анатолия в Эрзуруме
4. B регионе Мраморного моря свободные зоны Стамбульский аэропорт имени Ататюрка, Стамбульская кожевенная промышленность, Бурса, Стамбул Тракья, Коджаэли, Европа и специализирующаяся на разработках и высоких технологиях со своими научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами ТЮБИТАК-МАМ,
5. B регионе Черного моря свободные зоны Ризе, Трабзон и Самсун,
6. B средиземноморском регионе свободные зоны Мерсин, Анталья, Адана-Юмурталык
7. B регионе Центральной Анатолии Кайсери
B СЭЗ в Турции создается примерно 10% ВВП всей страны. Торговый оборот СЭЗ Турции превышает $25 млрд., в том числе СЭЗ Анталья - $500млн., из них продукция обрабатывающей промышленности составляет 95%.
Каждая СЭЗ в Турции имеет свою "специализацию", определяющаяся местоположением и своей ролью. Свободные экономические зоны в Мерсине и Анталии, расположенные в сельскохозяйственных районах, ориентированы преимущественно на создание предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и обслуживанию аграрного сектора этих регионов, а также экспорт продукции агропромышленного сектора. B Измирской СЭЗ упор делается на телекоммуникационное оборудование и электронику. Стамбульская зона свободного предпринимательства в районе аэропорта Ататюрка нацелена на производство и торговлю готовой одеждой и высокотехнологичной электронной продукцией. СЭЗ Аданы специализируется на тяжелой промышленности.
Главными целями создания свободной экономической зоны, в такой стране как Турция являются:
- Привлечение
национальных и иностранных
- Увеличение валютных поступлений в бюджет страны
- Комплексное развитие отсталых регионов
- Насыщение
национального рынка
- Увеличение
количества рабочих мест и
обеспеченье занятости
В соответствии с целями своего, СЭЗ продолжают обеспечивать людей новыми рабочими местами. Так, количество занятого персонала в свободных зонах достигло 50,639 человек. К концу десятилетия 21 века, количество действующих фирм составило 3,607, тогда как количество фирм-производителей увеличилось до 829 единиц. Из общего количества стран с достаточно развитой торговлей на Турцию приходится 42,54% товарооборота, Организация экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/ и страны EC - 36,95%, страны Северной Африки и Среднего Востока - 5,49% и страны СНГ - 4,81%, прочие страны - 10,06% и прочие европейские страны - 0,17%.
Вопросы создания и деятельности в Турции свободных экономических зон урегулированы Законом № 3218 от 6 июня 1985 г. c последующими изменениями. Такие зоны определяются как специальные районы, где не распространяется режим таможенной территории Турции, правовые нормы, регулирующие импортно-экспортные и операции с валютами, на территории свободных зон, не действуют. B свободных экономических зонах нет процедурных ограничений в отношении цен, стандартов и качества продукции, предусмотренных законодательством Турции: все решения, принятые государственными институтами или агентствами в отношении цен, качества и контроля, которые обязательны на всей территории Турции, не действуют на территории свободных экономических зон.
Местонахождение и границы свободных экономических зон устанавливаются Советом Министров Турции, равно как и выдача лицензии на право предпринимательской деятельности в таких зонах.
Местные и иностранные физические или юридические лица осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой Главным управлением по вопросам СЭЗ, входящим в структуру «Ведомства внешней торговли аппарата премьер-министра Турции». Все другие разрешения - об аренде земли, строительстве и использовании недвижимости, монтажных работах и др.- выдаются местными органами управления.
B отличие от большинства СЭЗ в других странах режим СЭЗ в Турции допускает поставки производимых в СЭЗ товаров на внутренней рынок Турции, однако к таким поставкам применяется режим внешней торговли (с уплатой 0,5% налога от суммы сделки). При этом если стоимость товаров не превышает 500$, то они освобождаются от налогообложения. Режим внешней торговли не применяется к товарам, поставляемым из СЭЗ в другие страны или другие СЭЗ.
B СЭЗ в качестве средства платежа может использоваться любой вид свободно конвертируемой валюты, которая котируется Центральным банком Турции. Совет Министров может принять решение об осуществлении платежей в лирах, валюте Турции.
Что же касается ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, то Министерство финансов Турции уполномочено осуществлять в этой области необходимое регулирование и принимать соответствующие инструкции вне зависимости от положений общего налогового законодательства Турции и представлять соответствующие предложения Совету Министров.
Следовательно, необходимо отметить принятый 06 февраля 2004 г. Закон № 5084 о поощрении инвестиций и занятости, которым предусмотрено что лица которые осуществляют деятельность в свободных экономических зонах, являются субъектом налогообложения полагаясь на следующие условия:
Физические
и юридические лица, получившие лицензии
на предпринимательскую
Все доходы, возникшие от продаж товаров, произведенных в этих зонах физическими или юридическими лицами, получившими лицензию 6 февраля 2004 и позже, не могут подлежать обложению подоходными или корпоративными налогами до конца налогового периода того года, когда Турция станет полноправным членом Европейского Союза.
С принятием в 1985 году Закона о СЭЗ в Турции появились и действуют более 20 свободных экономических зон. В этих зонах ведутся и поощряются такие виды предпринимательской деятельности как производство, хранение, упаковка, банковское дело, страхование, торговля и др. СЭЗ располагают помещениями для офисов, мастерскими, складами, которые сдаются инвесторам на льготных условиях.
В соответствии
с Законом прибыль и доходы
могут без ограничений
Срок действия лицензии на предпринимательскую деятельность максимум 10 лет для предпринимателей – арендаторов и 20 лет для тех, кто приобретает в собственность офисные и рабочие помещения. Если лицензией предусматривается осуществление производственной деятельности, то ее срок составляет соответственно 15 и 30 лет для пользователей и инвесторов.
Отсутствуют какие-либо ограничения по соотношению иностранного и местного капитала при осуществлении инвестиций в СЭЗ;
Товары могут оставаться в СЭЗ без ограничений во времени.
Географическое положение Турции способствует успешному развитию СЭЗ, которые располагаются в основных турецких портах Средиземного, Эгейского и Черного морей, а также в международных аэропортах.
С тех пор как СЭЗ стали общей с Европейским союзом таможенной территорией, товары, которые производятся в СЭЗ, и находятся в свободном обращении, могут поставляться в страны ЕС в соответствии с сертификатом ATR. Товары, произведенные в третьих странах, также не облагаются таможенными пошлинами при их поставке в СЭЗ. Однако, товары не находящиеся в свободном обращении, могут поставляться в страны ЕС в соответствии с ATR сертификатом, только путем уплаты таможенных пошлин по ставкам, определенным Общим с ЕС таможенным тарифом.
Лицензии необходимые для осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ выдаются Генеральным управлением СЭЗ Ведомства внешней торговли.
В заявлении на получение лицензии должна быть представлена информация о заявителе и те операции, которые он желал бы осуществлять в СЭЗ;
Также к заявлению должны быть приложены следующие документы:
- образец
подписи и документ, удостоверяющий
личность для физического лица
и соответственно образец
- выписка
из газеты Торгового Регистра,
содержащая информацию о
- выписка из торгового реестра;
- копия баланса фирмы за последние три года;
- квитанция об оплате сбора за право работы с СЭЗ, полученная из Центрального банка Турции;
- документ,
отражающий инвестиции в
Физические и юридические лица, являющиеся резидентами Турции и зарегистрированные в газете Торгового регистра должны осуществлять свою деятельность в СЭЗ в соответствующих офисах, арендованных или сооруженных.
Иностранные
юридические лица для осуществления
предпринимательской
а) Документ о регистрации компании;
б) Документ о деятельности компании за предыдущий год, включая балансовый отчет;
Информация о работе Особенности функционирования свободных экономических зон в Турции