Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 22:55, реферат
Налогово-бюджетная политика—это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она находит выражение в законах и других нормативных актах. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры.
1.Сущность и виды фискальной политики 3
2.Проблемы проведения фискальной политики. Особенности фискальной политики в России в современных условиях 8
Список литературы 15
Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики. Экономическая стабильность не является единственной целью правительственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство вовлечено также в решение задач обеспечения товаров и услуг общего потребления и перераспределения доходов. Также проявляется пристрастие политиков к стимулирующим мерам. Дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные издержки воспринимаются в политическом плане более болезненно. Сокращение налогов очень популярны в политическом плане. Так же популярны приросты государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Целью политических деятелей не обязательно является действие в интересах национальной экономики, а скорее стремление быть переизбранным. Политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимизации поддержки избирателей, даже если их решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику.
Также представители неоклассического направления в экономической теории выделяют и такую проблему как дефицит бюджета. Инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Особенно сильно проблема бюджетного дефицита выразилась в большинстве развитых стран, использовавших после II Мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит», при котором дефицит государственного бюджета совмещался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
Попытаемся
рассмотреть особенности
Встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны – так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.
В
странах с развивающейся
В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема—обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности актикризисной фискальной политики—адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.
Перед нашей страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений.
Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Ключевым вопросом здесь является: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям – инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т.д.
Использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедление темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции России, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой—замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.
Поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.
Меры по созданию благоприятных налоговых условий, стимулирующих инвестиционную деятельность, предусмотрены принятым 22 июля 2008г. федеральным законом №158-ФЗ. В конце ноября принято решение о снижении с 1 января 2009г. ставки налога на прибыль организаций с 24% до 20% и расширении прав субъектов Российской Федерации по снижению ставки единого налога для малых предприятий, охваченных режимом упрощенной системы налогообложения. Таким образом, экономическое стимулирование в результате всех предусмотренных мер осуществляется сегодня в форме пониженной налоговой ставки и освобождение от налога, так и форме целевых налоговых льгот. Это направлено на разрешение или, по крайней мере, на смягчение кризисной ситуации в стране экономике страны путем оставления в распоряжении хозяйствующих субъектов дополнительных финансовых ресурсов. Последние оцениваются примерно в 400млрд. руб., а с учетом всех других налоговых мер 600-659 млрд. руб.