Особенности фискальной политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 22:55, реферат

Описание работы

Налогово-бюджетная политика—это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она находит выражение в законах и других нормативных актах. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры.

Содержание

1.Сущность и виды фискальной политики 3
2.Проблемы проведения фискальной политики. Особенности фискальной политики в России в современных условиях 8
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

      Фискальная  политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации  экономики.  Экономическая стабильность не является единственной целью правительственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство вовлечено также в решение задач обеспечения товаров и услуг общего потребления и перераспределения доходов.  Также проявляется пристрастие политиков к стимулирующим мерам. Дефициты  имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные издержки воспринимаются в политическом плане более болезненно.  Сокращение налогов очень популярны в политическом плане. Так же популярны приросты государственных расходов, особенно  если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш.  Целью политических деятелей не обязательно является действие в интересах национальной экономики, а скорее стремление быть переизбранным. Политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимизации поддержки избирателей, даже если их решения имеют тенденцию  дестабилизировать экономику.

      Также  представители неоклассического направления  в экономической теории выделяют и такую проблему как дефицит бюджета. Инструментами  стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Особенно сильно проблема бюджетного дефицита выразилась в большинстве развитых стран, использовавших после II Мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит», при котором дефицит государственного бюджета совмещался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

      Попытаемся  рассмотреть особенности фискальной политики в РФ. На переживаемом этапе нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры   фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в период кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной  политики  в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с  некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

      Встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны – так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

      В странах с развивающейся экономикой стимулирования фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается ассиметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем.

      В частности, это может привести к  тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема—обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги  или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности актикризисной фискальной политики—адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.

      Перед нашей страной стоят следующие  задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений.

      Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Ключевым вопросом здесь  является: как определить оптимальные  меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям – инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т.д.

      Использование мер фискальной политики для решения  острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедление темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции России, как и другие страны,  может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой—замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

      Поддержка реального сектора экономики  в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в  реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.

     Меры  по созданию благоприятных налоговых  условий, стимулирующих инвестиционную деятельность, предусмотрены принятым  22 июля 2008г.  федеральным законом  №158-ФЗ. В конце ноября принято  решение о снижении с 1 января 2009г. ставки налога на прибыль организаций с 24% до 20% и расширении прав субъектов Российской Федерации по снижению ставки единого налога для малых предприятий, охваченных режимом упрощенной системы налогообложения. Таким образом, экономическое стимулирование  в результате всех предусмотренных мер осуществляется сегодня в форме пониженной налоговой ставки и освобождение от налога, так и форме целевых налоговых льгот.  Это направлено на  разрешение или, по крайней мере, на смягчение кризисной ситуации в стране  экономике страны путем оставления в распоряжении хозяйствующих субъектов   дополнительных финансовых ресурсов. Последние оцениваются примерно в 400млрд. руб., а с учетом всех других налоговых мер 600-659 млрд. руб.

 

       Список литературы

 
  1.  Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие/ Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева—М.: ИНФРА-М, 2004.—190с
  2. Вечканов Г.С. Макроэкономика: учебник для студентов вузов/ Г.С.Вечканов, Г.Р. Вечканова. – 2-е изд. М.: Питер, 2008-539с
  3.    Курс экономической теории: учебник/Под редакцией проф. М.Н. Чепурина, проф. В.Е.Киселевой —6 исправленное, дополненное и переработанное издание- Киров: АСА, 2007-848с.
  4. Марыганова Е.А. Макроэкономика : экспресс-курс: учебное пособие для студентов вузов/ Е.А.Марыганова, С.А.Шапиро; Российская академия предпринимательства.—М.: Кнорус, 2008.—269 стр.
  5. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: пер с англ./Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л.-11-е издание М.: Республика,1993.-400с.
  6.    Экономическая теория: учебное пособие/ Под редакцией А.Г.Грязновой, В.М.Соколинского—4-е изд., стер.—М.: Кнорус,2008-464с.
  7.    Экономическая теория: учебник для студентов вузов/ Под редакцией В.Д.Камаева—12-е изд., перераб. и доп.—М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2006-591с.
  8. Экономическая теория: учебник.—изд. испр. и доп./ Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. –М.:  ИНФРА-М, 2007.—672с.
  9.    Бюджетное послание президента Российской Федерации федеральному собранию Российской Федерации 23 июня 2008 года.//Финансы №7- 2008 г.   с 3—12
  10. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию/ А.Кудрин.//  Вопросы экономики №1—2009, с. 9-27

Информация о работе Особенности фискальной политики в РФ