Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 22:55, реферат
Налогово-бюджетная политика—это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она находит выражение в законах и других нормативных актах. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры.
1.Сущность и виды фискальной политики 3
2.Проблемы проведения фискальной политики. Особенности фискальной политики в России в современных условиях 8
Список литературы 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
макроэкономики и экономической теории
Индивидуальная работа №1
на тему:
«Особенности фискальной политики в
РФ»
Выполнила: Мансурова Д.Ф.
Группа:
Проверил:
Гарипов Л.М.
Казань 2010
Налогово-бюджетная
политика—это воздействие государства
на уровень деловой активности посредством
изменения государственных
Фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:
Для определения налогово-бюджетной политики нужно сначала рассмотреть, что представляет собой государственный бюджет. Его можно определить форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В ряде стран существуют помимо федерального бюджета и внебюджетные фонды социальной сферы. В Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержание на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать весьма четкий механизм функционирования этой политики. Налогово-бюджетную политику принято разделять на два типа:
1) дискреционная (гибкая) фискальная политика;
2)
недискреционная (
Важным звеном фискальной политики является дискреционная политика. Дискреционная налогово-бюджетная политика—это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.1 Это воздействие оказывающее влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. Законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введение новых налогов и т.п. В дискреционную политику входят: государственная программа занятости, различные социальные программы, изменение налоговых ставок.
Дискреционная политика бывает двух видов— фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и снижение налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновения дефицита госбюджета могут породить инфляцию.
Другой вид фискальной политики, направленный на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает понижение государственных расходов и повышение налогов, что позволяет снизить вызванную бумом инфляцию из-за падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы. При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором, ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. Это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.
Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства.
Недискреционная фискальная политика—это автоматическое изменение в уровне налоговых поступлений, независимых от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Она предполагает автоматическое увеличение или уменьшение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста или уменьшения ВНП, которые оказывают стабилизирующее действие на экономику.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Их
суть заключается в увязке ставок
налогов с величиной
К
основным встроенным стабилизаторам относят
изменение налоговых
В настоящее время в России поставлены задачи стимулирования роста реального сектора экономики и обеспечение сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщика. В соответствии с этим значительно сократилось количество налогов. Ставка налога на прибыль сократилось до 20%. Принципиально изменился подход к определению его налоговой базы. Расширен состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организаций. Реализован принципиально новый подход в порядке определения амортизационных отчислений, включаемых в состав затрат. Отменен налог с оборота, что приблизило российскую систему косвенного налогообложения к мировой практике. Снижена ставка НДС до 18%. Расширен перечень товаров облагаемых по ставке НДС 10%.
К сожалению, имеется огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политике на практике. Поэтому необходимо разобрать проблемы, появляющиеся в процессе реализации соответствующей фискальной политики.
Основным недостатком фискальной политики является эффект вытеснения частных инвестиций. Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает увеличение спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются. Поэтому с целью стимулирования частных инвестиций в период спада целесообразно использовать стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег. Целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска.
В
бюджетно-налоговой сфере
Исходным при формировании политического курса являются прогнозирование. Оно включает:
Результатом должен стать прогноз для будущего года, состояние рынков капитала и труда, экономического роста.
Прогнозные оценки конъюнктуры – ориентир как для политиков, так и для предпринимателей, принимающих решения об инвестициях и объеме производства.
Следует отметить, что практика экономического прогнозирования не свидетельствует об исчерпывающей корректности оценок. Наглядным подтверждением является неспособность службы прогнозирования предвидеть крупные потрясения в экономике. Факторам мешающим прогнозированию, выступает идеологизация экономической политики. Порой идеологическая приверженность не позволяет понять всей многомерности процессов или фальсифицированным результатам.
Слабо
изучен психологический аспект экономики,
в частности процесс
Особое значение имеет рациональность ожиданий, т.е. степень информированности, экономической грамотности, опытности хозяйственных субъектов, в том числе инвесторов и потребителей
Существует такой недостаток как неопределенность. Это характерно не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается как проблемы идентификации экономической ситуации, так и с определением на какую величину следует изменить влияние. Первое объясняется сложность определения момента, когда подъем превращается в перегрев, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент и т.п. Именно потому, что на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики, ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики может привести к дестабилизации экономики благодаря такой оценке. Вторая определяется сложностью точно определить, например, насколько нужно уменьшить или увеличить государственные закупки чтобы обеспечить нормальную деятельность экономики, при которой нет не перегрева, не состояние депрессии.