Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование налогообложения и бюджетно-налоговой политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность налогообложения и фискальной политики;
изучить виды фискальной политики;
изучить функции налогообложения
рассмотреть налоговую систему и фискальную политику Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Налоговая система государства 5
Сущность и функции налогообложения 5
Содержание налоговой системы 8
Особенности налоговой системы в Республике Беларусь 12
Фискальная политика современного государства 17
Содержание и разновидности фискальной политики 17
Особенности фискальной политики в Республике Беларусь 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

      Каждое  государство имеет свою систему  налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998 году на международные стандарты в области бюджетной классификации.

      В налоговых отношениях участвуют  две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Они могут действовать как самостоятельные органы государственного управления либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов [1, с. 34].

      Принципиальным  в налоговой системе является ее логичность, отлаженность, эффективность  и эластичность, то есть приспособляемость  к изменяющимся условиям. При этом важна не только официально декларированная  налоговая система, но и ее реальная действенность, включая отклонения от декларированных принципов и правил, бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата, необязательность выполнения налоговых предписаний. По мнению Ф. Бэкона, подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа.

      Совокупность  инструментов налоговой системы, которая  представляет собой налоговое обязательство, выражает взаимосвязь и взаимозависимость  составляющих элементов налога как  экономико-правового явления. В структуре налогового обязательства налоговая норма (налоговый закон, нормативный акт) определяет общие правила в налоговой сфере. Она устанавливается и утверждается в определенном порядке. Именно налоговая норма регулирует возникновение, изменение, исполнение и прекращение налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться установленной в законном порядке и в рыночной экономике не влечет за собой финансовых последствий для субъектов хозяйствования.

      1.3 Особенности налоговой системы в Республике Беларусь 

      В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах продолжается налоговая  реформа, которая обеспечивает закрепление  сложившихся положительных тенденций  в области налогообложения и  дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов и сборов.

      За  период с 2006 по 2009 год отменено 17 налоговых  платежей, 34 самостоятельных сбора  и платы включено в состав государственной  пошлины. В 2010 году отменены 4 налоговых  платежа: два «оборотных» налога (сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей; местный налог с продаж) и два малоэффективных налога (налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор за парковку транспортных средств).

      Реформирование  налоговой системы, осуществляемое одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, создаёт условия для снижения к концу 2010 года доходов консолидированного бюджета (без Фонда социальной защиты населения) по отношению к ВВП на 3—4 процентных пункта по сравнению с уровнем 2005 года.

      В январе-июне 2010 года доходы консолидированного бюджета на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, – на 1,5%) (рис. 1.2). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года[11].

      
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.2 Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Источник: [11]

      Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов – на 15,5% в реальном выражении.

      Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (см. приложение А).

      В I полугодии 2010 года в консолидированный  бюджет Республики Беларусь поступило 22,1 трлн. рублей доходов (не учитывая доходы Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) ), или 91,5% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 63,9%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета без учета расходов ФСЗН профинансированы в сумме 24,3 трлн. рублей увеличились на 3,6% по сравнению с январем-июнем 2009 года. Дефицит консолидированного бюджета за январь-июнь 2010 года составил 2,2 трлн. рублей, или 3,2% к ВВП (в январе-июне 2009 года дефицит составлял 1,6 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП) (см. приложение Б).

      Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия  в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение  налоговой системы Республики Беларусь:

  • улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
  • снижение нагрузки на фонд заработной платы;
  • оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
  • выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
  • оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей [14, с. 42].

     На  сегодняшний день налоговая система Республики Беларусь сформирована налоговыми платежами, адаптированными к применению в рыночной экономике, что позволяет сделать вывод о завершении важного этапа реформирования налогообложения, характерного для стран с переходной экономикой, и необходимости нового этапа, соответствующего перспективной стратегии социально-экономического развития национальной экономики.

      В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

      Закон предусматривает с 1 января 2011 года отмену:

  • местного сбора на развитие территорий (уплачивается по ставке 3% из прибыли);
  • местного налога на услуги (уплачивается по ставке 5 процентов от выручки);
  • платежи в составе экологического налога: за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений[10].

      В результате отмены данных налоговых  платежей в 2011 году снижение налоговой  нагрузки на экономику составит 0,4% к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.

      В отношении основных налогов Закон  предусматривает упрощение порядка  их исчисления и уплаты. 

     Таким образом, налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.

     Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.

     Налоги  выполняют фискальную, регулирующую (основные), социальную, контрольную и стимулирующую (дополнительные) функции.

     Основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь за период с 2006 по 2010 год являются упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки

 

      2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА 

    2.1 Содержание и разновидности  фискальной политики 

     Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Под фискальной политикой понимают систему регулирования экономики посредством формирования величины и структуры расходов государственного бюджета и налоговых платежей (поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой). Целями фискальной политики являются:

  • обеспечение стабильного экономического роста;
  • достижение высокого уровня занятости;
  • снижение инфляции.

     В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещённого в реальном секторе экономики (рис. 2.1).

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.1 Основные компоненты современной  фискальной политики

     Источник: [7, с.356]

     Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент – это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы[7, с.358].

     Инструментами фискальной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Они могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находиться экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

     Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов.

     Сдерживающая  фискальная политика (фискальная рестрикция) предполагает снижение государственных  расходов, увеличение налогов  или  комбинирование этих мер с целью  ограничения циклического подъёма экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развёртыванию механизма стагфляции. [9, с. 109].

     Фискальная  политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику, в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования [15, с. 266].

     Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных  расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных  решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.[3, с.117].

Информация о работе Особенности фискальной политики в Республике Беларусь