Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование налогообложения и бюджетно-налоговой политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность налогообложения и фискальной политики;
изучить виды фискальной политики;
изучить функции налогообложения
рассмотреть налоговую систему и фискальную политику Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Налоговая система государства 5
Сущность и функции налогообложения 5
Содержание налоговой системы 8
Особенности налоговой системы в Республике Беларусь 12
Фискальная политика современного государства 17
Содержание и разновидности фискальной политики 17
Особенности фискальной политики в Республике Беларусь 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Налоговая система государства 5
    1. Сущность и функции налогообложения 5
    2. Содержание налоговой системы 8
    3. Особенности налоговой системы в Республике Беларусь 12
  2. Фискальная политика современного государства 17
    1. Содержание и разновидности фискальной политики 17
    2. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь 20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета  за январь-

    июнь 2009-2010 гг. ….………………………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Консолидированный бюджет Республики Беларусь……………………...31 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая отчасти реализуется средствами фискальной политики, которая состоит в манипулировании государственными закупками, налогами и трансфертами для достижения поставленных целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

     Выбранная нами тема «Налоговая система и фискальная политика» актуальна в наше время, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Перед РБ стоит задача разработки эффективной бюджетно-налоговой политики и совершенствования бюджетной и налоговой систем, что позволит улучшить финансовое положение республики.

     Цель работы: исследование налогообложения и бюджетно-налоговой политики.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность налогообложения и фискальной политики;
  • изучить виды фискальной политики;
  • изучить функции налогообложения
  • рассмотреть налоговую систему и фискальную политику Республики Беларусь.

     Предметом исследования является налогообложение  и фискальная политика.

     Объект  исследования – виды налогообложения и фискальной политики и функции налогообложения.

     Цель  и задачи данной работы определили выбор в качестве основных методов исследования - метод описания, графический метод.

     Для написания данной курсовой работы использовалась литература представителей современной экономической мысли Беларуси (М.И. Плотницкий, Н.И. Базылев, И.М. Лемешевский и др.), использовались также источники, отражающие взгляды знаменитых экономистов-классиков (К.Р. Макконнелл) и современных экономистов (Н.И. Базылев, И.М. Лемешевский, А.В. Сидорович).

     Работа  состоит из ВВЕДЕНИЯ, ОСНОВНОЙ ЧАСТИ, которая включает 2 главы («Налоговая система государства» и «Фискальная политика современного государства»), ЗАКЛЮЧЕНИЯ, СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЙ и помещена на страницах. 

 

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 

    1.1 Сущность и функции  налогообложения 

     В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов [8, с. 356].

     Итак, налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности[2, с. 112-113]. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

     Налоги  выполняют две основные и три  дополнительные функции, с помощью которых проявляются социально-экономическая сущность (выражается в принудительном изъятии определённой части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения) и внутреннее содержание налогообложения (рис. 1.1). Каждая функция отражает определённую сторону налоговых и финансовых отношений.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.1 Функции налогов

     Источник [3, с.8] 

     Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги, в первую очередь, выполняли фискальную функцию(обеспечение финансирования государственных расходов) – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.). Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но государственный бюджет можно сформировать и без них.

     Важною  роль играет функция, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая (государственное регулирование экономики) — регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Суть её сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

  • стимулирующая — оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений;
  • сдерживающая — целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;
  • воспроизводственная — предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

     Социальная (перераспределительная) функция налогов (поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними). Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

     Следующая функция налогов –  контрольная – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

     Последняя функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично[7, с. 352].

     Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. 

     1.2 Содержание налоговой  системы 

      Налоговые системы современных государств - результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговые системы различных государств, а главное, - международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий.

      Налоговая система - единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование. Кроме уровня развития экономики, отношений собственности, большое значение для построения налоговой системы имеют политико-правовые принципы.

      С институциональных позиций налоговую систему можно представить как совокупность принципов, форм и методов установления, изменения и отмены налогов , соответствующих налоговому законодательству[ 6, с. 639].

     Одновременно  налоговая система предстаёт  как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов  организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма обеспечиваются устойчивость и целевая направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика [7, с. 354].

      Инструментами налогового механизма, или элементами налоговой системы выступают:

  • субъект налога,
  • предмет и объект налогообложения,
  • база налогообложения,
  • источники выплаты налоговых платежей,
  • ставка налога,
  • налоговые льготы,
  • налоговый и отчетный периоды,
  • санкции [1, с. 38].

      Анализ  и оценка нормативных, законодательных и научно – методических источников выделяют пять желательных характеристик любой налоговой системы:

  • Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным  распределением ресурсов;
  • Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.
  • Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия.
  • Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.
  • Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в подходе к различным индивидуумам.

      Задачи  налоговой системы - обеспечение  государства финансовыми ресурсами  с помощью перераспределения  национального дохода; противодействие  спаду производства, создание благоприятных  условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

      Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции – ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности. Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

  • Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
  • Минимизация расходов по взиманию налогов.

        Эффективность налоговой системы  определяется как чистый доход  государства от поступления   налогов, т.е. как разница между  взысканными  налогами  и издержками  взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов[11].

Информация о работе Особенности фискальной политики в Республике Беларусь