Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 03:20, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений.
Уровень безработицы в течение третьего квартала стабилизировался и составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы - 1,2 -1,5 процента).
Стабилизации ситуации на рынке труда способствует устойчивая работа экономики республики. Большая роль отводится реализации активных мер политики занятости. Динамично идет процесс создания рабочих мест за счет различных источников финансирования.
Правительство Беларуси ежегодно утверждает Государственную программу содействия занятости населения. Этот комплексный документ определяет основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.
Главные приоритеты программы – создание рабочих мест, улучшение ситуации на рынке труда малых городов, а также обеспечение занятости целевых групп населения, прежде всего инвалидов. Среди целей программы – не только увеличение численности экономически активного населения, но и повышение качества трудовых ресурсов.
В основном государственное регулирование безработицы проявляется в воздействии на уровень официально контролируемой безработицы и на ее формы (молодёжная, женская, длительная), в меньшей степени оно затрагивает её виды – структурная, скрытая, вынужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государственной службой занятости населения Республики Беларусь, следует продолжить. Он является достаточно эффективным в современных условиях. Однако в контексте предлагаемой концепции представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных – для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики [14].
Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:
- расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения;
- требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест;
- совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты [2].
В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки Программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;
2) регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
3) развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
4) повышения качества создаваемых рабочих мест;
5) предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.
Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей, формирование механизма финансирования создания рабочих мест.
В
качестве инструмента прямого
1)
определение приоритетных форм
занятости, производств,
2)
определение форм и
Реализация указанных мероприятий требует совершенствования правового, организационного, финансового обеспечения.
Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет необходимо использовать дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.
Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан необходимо активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.
Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ надо в первоочередном порядке направлять на профессионального обучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям необходимо усовершенствовать система профориентации. Необходимо увеличить объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы. [14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность
высвобождения и
Следует отметить, что за последние годы ситуация на национальном рынке рабочей силы изменилась к лучшему, стала более стабильной и управляемой.
Если раньше численность занятых в экономике неуклонно сокращалась, то в 2009 году наметилась положительная тенденция увеличения этого показателя. В прошлом году она укрепилась. Увеличилось количество работающих в отраслях материального. Наиболее существенный рост отмечен в торговле и общественном питании, строительстве и промышленности. В большинстве непроизводственных отраслей также произошло увеличение численности занятых (кроме непроизводственных видов бытового обслуживания населения, образования, науки и научного обслуживания).
Рынок труда республики в прошлом году формировался под воздействием нескольких основных факторов. Это сокращение численности трудовых ресурсов за счет уменьшения трудоспособного населения в трудоспособном возрасте; сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом; наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при ее дефиците на локальных рынках труда; сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, матерей малолетних детей, инвалидов, людей предпенсионного возраста и др.).
Несмотря
на объективный характер безработицы,
социально-экономические
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профессионально-ориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ