Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 03:20, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы [7].
Основной причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест.
Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанимирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных «подачках» в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход из «долговой ямы» невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолженностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д.
В
большинстве случаев для
С другой стороны, позиция «закрытых дверей» и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому «голоду» (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).
Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу. [10]
Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.
Все имеющиеся взгляды на причины безработицы в Республике Беларусь можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.
Во-вторых,
безработица может быть результатом
изменений в структуре
В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.
В-пятых, генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.
Все эти причины влияют на размер и динамику безработицы. [2]
Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок
предъявляет и требует
Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае – трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся [11].
Следует
отметить, что в текущем году сохраняется
позитивная динамика ряда показателей,
характеризующих состояние
В
Беларуси официальный уровень безработицы
на 1 января составил 0,8% к численности
экономически активного населения, для
сравнения: на конец 2009 г. уровень безработицы
составлял 0,9%. Уровень безработицы к численности
экономически активного населения среди
регионов республики представлены в табл.1.
Таблица 2.1 Уровень безработицы на декабрь 2010 года
Регион | Уровень безработицы к численности экономически активного населения, % |
г. Минск | 0,4 |
Минская область | 0,7 |
Могилевская область | 0,9 |
Гомельская область | 1,0 |
Гродненская область | 0,9 |
Брестская область | 0,9 |
Витебская область | 1,0 |
За последние годы ситуация на национальном рынке рабочей силы изменилась к лучшему, стала более стабильной и управляемой [13]. Об этом говорит и динамика уровня безработицы в 2009-2010 годах.:
Однако, не смотря малый процент безработицы, на рынке труда ощущается дефицит рабочих строительных профессий (каменщики, кровельщики, монтажники, штукатуры), рабочих по металлообработке (токари, фрезеровщики, шлифовщики). По-прежнему высок спрос на врачей, инженеров-программистов, инженеров-строителей, инженеров-конструкторов и других специалистов. Вместе с тем практически не востребованы на рынке рабочей силы педагоги, товароведы, юристы, экономисты, особенно со средним специальным образованием. Это не новость – такая ситуация остается неизменной на протяжении нескольких последних лет [15].
Увеличение
численности занятых в
За январь- сентябрь текущего года в государственной службе занятости состояли на учете 159,0 тыс. (в прошлом году 213 тыс.)безработных. Уровень безработицы равнялся 0,8% к численности экономически активного населения (год назад было 0,9%). Стал короче период трудоустройства безработных.
Безусловно, реализация мероприятий Государственной программы содействия занятости населения на 2010 год в значительной степени способствовала снижению напряженности на рынке труда. В целом основные показатели программы выполнены. Однако это не означает, что на рынке труда республики не осталось острых проблем.
По-прежнему сохраняется значительный структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Некоторые наниматели предоставляют вакансии с оплатой труда на уровне минимальной заработной платы, что делает их непривлекательными для соискателей рабочего места и бесперспективными с точки зрения заполнения таких вакансий. Особенно это характерно для сельской местности.
Ряды безработных продолжают пополнять люди с низким образовательным и профессиональным уровнем. Меняется структура обращающихся в органы по труду, занятости и соцзащите – увеличивается количество тех, кто не может самостоятельно трудоустроиться. Каждый пятый безработный относится к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы (этим категориям государство предоставляет дополнительные гарантии занятости). Сложно решаются проблемы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также тех, кто имеет длительный перерыв в работе [12].
Таким образом, по данным Министерства Труда и Социальной Защиты Республики Беларусь состав безработных по категориям на 01.10.2010 имел данные, представленные на диаграмме:
В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание в госпрограмме-2010 уделяется вопросам организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных. На профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации за январь-сентябрь текущего года было направлено 19,3 тыс. человек (в 2009 году эта цифра составила 25,0 тыс. человек). Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров будет осуществляться в тесной связи с нанимателями с учетом их потребности и требований производства.
В минувшем году в Беларуси трудоустроено, в том числе и безработных, -104 тыс. человек. Оказано содействие безработным в организации предпринимательской деятельности - 2344 ты. человек, направлено на оплачиваемые общественные работы - 75,6 тыс. человек.
В сельской местности обеспечено создание рабочих мест для трудоустройства 16,5 тыс. человек, в том числе 767 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 434 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд. Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых и средних городских поселениях (далее – малые города). За январь-сентябрь 2010 г. в них создано 24,1 тыс. рабочих мест, или 94,7 процента к заданию. Из общего количества рабочих мест 1,1 тыс. создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.
В целях обеспечения занятости населения в малых городах органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы: оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 42,5 тыс. чел, в том числе 26,9 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 3,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 659 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 23,1 тыс. человек, в том числе 10,3 тыс. безработных.
В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 1118 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до 6440 на 1.10.2010), или на 14,8 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,9 тыс. рабочих мест, или на 62,9 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2 безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.10.2010 (по республике 0,6). Этот показатель варьируется от 0,9 в Брестской и Витебской областях до 0,4 в Минской.