Основы внешне экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:11, реферат

Описание работы

Внешнеэкономические связи - это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Содержание

Экономические связи и их реализация в мировой экономике………….3
Международное разделение труда………………………………………..7
Виды внешнеэкономической деятельности……………………………...9
Механизм внешнеэкономической деятельности предприятия………...17
Заключение…………………………………………………………………...23
Практическая часть…………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Основы внешнеэкономич. деят-ти.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

      Аукционы  оповещают поставщиков о сроках проведения торга. Принятые от поставщиков товары сортируются по партиям (лотам), от каждой из них отбирается образец. Лоты со сходным качеством товара объединяются в стринги. По завершении сортировки аукцион выпускает каталог и рассылает его возможным покупателям.

      Аукционный  торг начинается с объявления номера партии товара (лота) и отправной цены. Покупатели делают свои предложения цены, набавляя не ниже установленной для данного товара минимальной надбавки. На некоторых аукционах в качестве отправной объявляют наивысшую цену, а затем снижают ее, пока один из покупателей не выражает согласия купить данный товар по этой цене. Известные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Калькутте, Коломбо.

      Одним из наиболее распространенных методов  современной торговли является размещение заказов через международные торги.

      Торги (торговля тендерами) - метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар на наиболее выгодных для покупателя (заказчика) условиях. В процессе торгов сделка не заключается, а лишь определяется будущий контрагент.

      Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, которые публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решение о передаче заказов.

      В современной международной практике применяются открытые и закрытые торги. В открытых торгах имеют возможность принимать участие все желающие фирмы, выкупив у тендерных комитетов условия торгов. Приглашения к участию в закрытых торгах рассылаются устроителями непосредственно наиболее известным поставщикам и подрядчикам. Получив такие приглашения, продавцы также выкупают условия торгов у тендерных комитетов. Закрытые торги обычно проводятся на сооружение сложных промышленных объектов или на выполнение специальных работ, требующих высокой квалификации и использования высоких технологий. Различают также гласные и негласные, международные и национальные торги.

      Совместное  предпринимательство как вид внешнеэкономической деятельности представляет собой широкий диапазон различных форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях. Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласования экономических интересов всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки позиций - по общему фонду, кадровой политике, способам управления, производственной и торговой политике, инструментам тактики и стратегии и обеспечение на этой основе движения товаров (услуг) от производителей к потребителям. В основе этой деятельности лежит объединение усилий, финансовых средств и материальных ресурсов, долгосрочная гарантия сбыта товаров, систематическое обновление продукции, научно-производственная и торговая кооперация, участие в прибыли, распределение технических, инвестиционных и коммерческих рисков.

      Совместное  предпринимательство осуществляется в следующих формах: обмен технологиями и услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и  их реализации, концессии, консорциумы, акционерные общества и компании с производственно-сбытовой деятельностью, международные экономические и хозяйственные организации различных видов, совместные и смешанные предприятия, свободные экономические зоны в различных модификациях.

      Принципиальными особенностями сотрудничества участников совместных предприятий являются:

  • соединение собственности партнеров и образования на этой основе начального объема основных фондов и оборотных средств совместного предприятия;
  • совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продукции и услуг;
  • совместное несение производственного и коммерческого рисков предприятия;
  • раздел части прибыли совместного предприятия между партнерами.

      Типичными комбинациями взаимодополняющих элементов, которые кладутся местным и иностранным партнером в основу совместного предприятия являются:

  • научно-технические решения плюс оборудование (промышленная технология) для их производственной реализации;
  • право пользования природными ресурсами принимающей страны плюс технология их эффективной переработки;
  • производственные площади, рабочая сила, инфраструктура принимающего партнера плюс инвестируемая технология сборки и комплектующие изделия для выпуска продукции;
  • вторичные ресурсы плюс оборудование для их коммерческой утилизации;
  • результаты маркетингового анализа, элементы владения местным рынком (реклама, торговая сеть и т.п.) плюс технология и финансирование, ресурсы для организации производства.

      Наиболее  типичными являются следующие формы  совместных предприятий: акционерная компания, общество с полной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью.

      Привлекательность принимающей страны для создания совместных предприятий и других видов совместного предпринимательства  определяется следующими основными  элементами, объединяемым понятием “инвестиционный климат”:

  • характер законодательства об иностранных инвестициях, включая вопрос о гарантиях защиты и репатриации прибыли и инвестиций;
  • наличие запасов природного сырья;
  • наличие квалифицированной рабочей силы;
  • степень развития производственной инфраструктуры, в особенности транспорта, средств связи;
  • наличие энергетических ресурсов;
  • емкость местного рынка, наличие платежеспособного спроса на товары и услуги;
  • характер внутреннего хозяйственного механизма, возможность свободных рыночных отношений с другими товаропроизводителями;
  • конвертируемость местной валюты, гарантии вывоза прибыли в твердой валюте из страны.

      Для повышения технического и технологического уровня экономики страны, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития технико-экономических связей между странами является предпринимательская деятельность, связанная с представлением лицензий, патентов, “ноу-хау” и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности и аналогичная деятельность за рубежом национальных субъектов внешнеэкономических связей.

      Формы этой деятельности могут быть различны:

  1. Передача, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности. Лицензионное соглашение - это внешнеторговая сделка, по которой одна из сторон (лицензиар) представляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта лицензии. Объектом лицензии, как правило, является патентное изобретение, монопольное право на которое закреплено законодательно и подтверждено выдаваемым государственным ведомством патентов.
  2. Предоставление “ноу-хау” и технического опыта. “Ноу-хау” (дословно “знаю как”) - обобщающий термин для различных “секретов производства”, полностью или частично конфиденциальных знаний, сведений технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу или фирме, их получившим. Договоры на передачу “ноу-хау” отличаются от лицензионных соглашений тем, что владелец технологии или изобретения отказался от их патентования, не отказываясь в то же время от продажи самой технологии.
  3. Предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования машин и оборудования, полученных за счет закупки, аренды, лизинга и др.
  4. Промышленное и техническое сотрудничество в части, касающейся технического содержания машин и оборудования.
  5. Оказание инжиниринговых услуг, к которым относятся подготовка технико-экономических обоснований, проектов; консультации; строительный,  инвесторский  и технический надзор; кратко- и долгосрочные консультационные услуги; проектирование новой технологии; техническое содействие при проведении специализированных работ; проведение испытаний и проверки оборудования и машин и переработка сырья заказчика с использованием оригинальной технологии.
  6. Передача технологии в рамках научно-технической и производственной кооперации.
  7. Передача технологии в рамках инвестиционного сотрудничества.

      Следует обратить внимание на то, что продажа  лицензий и “ноу-хау” - это реализация новых, в данный момент не воспроизводимых знаний производственного назначения, которыми обладает ограниченное число продавцов. Объектом купли-продажи в этом случае становятся не услуги по обеспечению использования указанных знаний, а сами эти знания как монопольный товар. В результате цена “ноу-хау” определяется не затратами труда на получение соответствующих знаний, а соотношение спроса и предложения на них и является монопольной ценой.

      Инжиниринговые  услуги - воспроизводимые, т.е. на рынке таких услуг налицо множество агентов, а стоимость услуг определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство.

      Инжиниринговые  услуги как особая форма производственной деятельности имеет ряд особенностей:

  1. Инжиниринг непосредственно воплощается не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может в ряде случаев иметь материальный носитель (например, проектная и техническая документация). Другие виды инжиниринговых услуг могут вообще не иметь материального носителя (например, обучение специалистов, управление процессом строительства объекта).
  2. Инжиниринговые услуги связаны в конечном счете с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации материальных благ и услуг (например, выполняются проектные работы по созданию банка, жилищного комплекса, но сама деятельность банка, эксплуатация жилья не является сферой инжиниринга).
  3. Инжиниринговые услуги носят коммерческий характер, т.е. становятся объектом купли-продажи, труд, затраченный на инжиниринг, не влияет на стоимость произведенной продукции на предприятии, которому были предоставлены инжиниринговые услуги.
 

    ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий  и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёмов и сроков поставки и является их производственно-коммерческой деятельностью как с внутренними, так и зарубежными партнерами. Таким образом, ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

      Целью производственной деятельности любого субъекта внешнеэкономических связей является реализация своего экономического (материального) интереса. При этом стремления к получению максимального результата безгранично. В  то же время экономические ресурсы, обеспечивающие получение результата (материальные, трудовые и финансовые) ограничены. Поэтому механизм регулирования производственной деятельности предприятия, в том числе и внешнеэкономической, призван в оптимальной мере обеспечивать разрешение этого противоречия. Складывается этот механизм под влиянием внутренних и внешних факторов. В данной теме основное внимание необходимо сосредоточить на рассмотрении тех факторов, которые обуславливают внешнеэкономическую деятельность предприятия.

      Внешнеэкономическая деятельность предприятия (компании, фирмы, банка, организации и т.д.) означает, что их производственный процесс вышел за пределы границ национальных воспроизводственных комплексов и они выступают на мировом рынке (товаров, услуг, рабочей силы, капиталов). Функциональная роль предприятий на мировом рынке заключается в том, что они:

  • обеспечивают спрос и предложение;
  • создают конкуренцию;
  • устанавливают ценовые параметры;
  • обеспечивают большую часть международного обмена товарами, услугами и капиталом для производственного потребления;
  • создают совместные предприятия;
  • создают филиалы, дочерние компании в других странах.

      Предприятие - это основной субъект внешнеэкономической деятельности. Только на уровне предприятия соединяются факторы производства (орудия труда, предметы труда, рабочая сила) и непосредственно создаются товары и услуги, в обеспечение производства и обмена которыми включаются другие национальные и интернациональные субъекты внешнеэкономической деятельности.

      Деятельность предприятия на международном рынке осуществляется в трех основных формах:

  • экспорт (импорт) товаров;
  • экспорт (импорт) услуг;
  • заграничные капиталовложения в виде прямых и портфельных инвестиций, т.е. создание международных производственно-коммерческих систем.

Информация о работе Основы внешне экономической деятельности