Основы рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:35, практическая работа

Описание работы

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.59 Кб (Скачать)

-государственное регулирование  экономики стало необходимым  условием экономического роста,  и государство стало активным  субъектом экономики;

-наблюдается тенденция к формированию  социально-ориентированных систем  и стремление к открытой экономике

 

3. Для современных исследований характерен подход, при котором поиск решения социально-экономических проблем осуществляется на основе анализа парного соотношения «государство-рынок», что справедливо подвергается критике в научной литературе . Эффективно регулируемый рынок выступает лишь как элемент-атрибут современной социально-экономической системы, главной характеристикой которой является социально-ориентированный характер. Макромасштабным компонентом, взаимодействие которого с государством порождает массу проблем, выступает не рынок, а экономика в целом. Поэтому наиболее адекватным и корректным подходом к анализу следует считать выделение соотношения «государство- экономика».

Современная экономическая мысль  трактует эти два феномена жизнедеятельности  социума как системы взаимозависимые, но внешние по отношению друг к  другу. При этом специфика их взаимодействия обусловлена тем, что в отличие  от других институтов общества государство  выступает и как субъект экономики. На основе методологического принципа имманентности государству экономических  функций можно осуществить анализ коэволюции государства и экономики  как двух подсистем общества. При  расположении экономических функций  государства. которые принято считать  классическими, в хронологическом  порядке, по мере их появления, на наш  взгляд, вскрывается тенденция к  их увеличению и усложнению по мере расширения и усложнения экономики. Показательным является тот факт, что ни одна из этих функций, возникнув, не исчезает и не утрачивает своей  роли.

Первыми проявились такие экономические  функции государства как организация  единого экономического пространства на основе сложившихся мезоподпространств, производство общественных благ и услуг (обеспечение внутренней и внешней  безопасности экономической деятельности, ирригационные системы, дороги, связь, почта, маяки и т.п.), защита прав собственности  и обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере. Затем, по мере зарождения и развития рыночных отношений складываются функции  обеспечения свободы предпринимательства, стимулирования деловой активности, контроля и поддержки внешнеэкономической  деятельности субъектов, включая организацию  таможенной системы, регулирования  денежного обращения. Следующая  стадия эволюции экономики вызвала  к жизни функции борьбы с монополистическими тенденциями в экономике, регулирования  отношений между трудом и капиталом, обеспечения устойчивости национальной валюты, зашиты экономической безопасности страны и т.п. В экономической  теории констатируется появление на современном этапе развития качественно  новых функций государства, обусловленное  постепенным становлением постиндустриального  общества. К таким функциям относятся: обеспечение все возрастающего  уровня социальной защиты, формирование и поддержка фундаментальной  науки, обеспечение необходимого образовательного уровня в обществе, создание и содействие развитию инновационных зон, разработка и проведение четкой структурной  и промышленной политики.

Функции рынка. В современной экономической  системе рынок выполняет такие  позитивные функции:

• ценообразовательную и ценообразующую - осуществляет окончательное определение  стоимости товаров и услуг  и их реализацию, превращает продукт  труда в товар;

• воспроизводительную - обеспечивает непрерывность процесса общественного  воспроизводства (в частности, связь  между производством и потреблением), формирует целостность национальной системы и ее связь с другими  национальными экономиками в  масштабе мирового рынка;

• стимулирующую - побуждает производителей товаров и услуг снижать индивидуальные затраты ниже общественно необходимых, повышать общественную полезность товаров  и услуг, их качество и потребительские  свойства;

• регулирующую - осуществляет регулирующее воздействие на экономику в целом, на пропорции между различными сферами  и отраслями экономики, приводит в соответствие платежеспособный спрос  и предложение, накопления и потребления  и другие пропорции;

• контролирующую - способствует контролю потребителей над производством, выравниванию цен;

• конкурентно стимулирующую - усиливает  конкуренцию между производителями  товаров и услуг как в масштабе отдельной страны, так и в рамках мирового хозяйства, а значит стимулирует  движущие силы экономической системы;

• санирующие - способствует банкротству  нежизнеспособных предприятий, благодаря  чему оздоравливает экономическую  систему.

6. В современной экономике действуют три формы собственности:

  • частная
  • государственная
  • коллективная

 

Эти формы собственности функционируют  в современной системе экономических  отношений не изолированно друг от друга, а с учетом своей специфики  неизменно переплетаясь и трансформируясь. В результате возникают смешанные  формы собственности, которые успешно  дополняют друг друга и максимально  используют специфические возможности, которые изначально заложены в каждой форме собственности. Например, формы  собственности в строительстве, особенно в плане возведения муниципального или массового строительства, часто  имеют именно смешанную форму  собственности.

Каждая форма собственности  в современном государстве имеет  свои сферы применения. Например, государственная  собственность успешно функционирует  в сфере, где ограничены возможности  рыночного регулирования. Государственная  и муниципальная формы собственности  тоже тесно переплетены в рамках уже одной формы собственности -  государственной, и разнятся только по территориальному признаку, где  также присутствует региональная форма  государственной собственности. Распоряжаются  такой формой собственности органы власти на местах, а не всего государства. Все имущество в рамках государственной  собственности, муниципальное или  региональное, как правило, нельзя продать  или передать другому лицу. Процесс  отторжения может быть только в рамках приватизации, в результате которой  субъектами собственности становятся частные лица, различных форм частной  собственности.

Очень важная проблема в развитии всех форм государственной собственности  – это преодоление монополизма, который характерен для административно-командной  системы. Хотя экономическое явление  монополизма коснулось и частной  собственности, но в данном случае у  государства есть все рычаги воздействия  на частный капитал. Как бы то ни было, но именно частная собственность  является наиболее эффективной в  любой сфере бизнеса, и только она служит источником благополучия человека, гарантом его независимости  и свободы.

7. Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

  • индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
  • рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

 

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это  движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или  услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

  • доходы потребителей;
  • вкусы и предпочтения потребителей;
  • цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
  • запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
  • информация о товаре;
  • время, затраченное на потребление.

 

При изменении прочих факторов и  постоянной цене товара произойдет изменение  самого спроса. В результате изменения  спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем  раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров  более высокую цену.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент  эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.

E=% роста или снижения  объема спроса/% снижения или роста  цены товара

Эластичность спроса характеризует  степень зависимости объема покупаемого  товара от колебания рыночных цен. Когда  снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка  возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая  выручка остается неизменной, говорят  о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров  является соль, т. к. ее нельзя ничем  заменить; 2) удельный вес стоимости  товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При  этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее  эластичен спрос; 5) степень необходимости  товара. На продукты питания спрос  менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов  товара; 7) потребительские ожидания.

8.  Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

Объём предложения (объём выпуска) — количество товара, которое готов  предложить товаропроизводитель (фирма) по определённой цене за определённый период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже  при определённой цене.

Как правило, между уровнем цен  и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен  приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить  производство, привлекает новых производителей на рынок.

Предложение — определённое количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определённого периода  времени.

Производитель решает задачу: сколько  товара производить при данной цене. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.

Факторы, от которых зависит эластичность предложения:

  • особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен)
  • временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)
  • способность данного товара к длительному хранению

 

Факторы, приводящие к изменению  предложения:

  • изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения)
  • изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары
  • перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен — предложение (экономика) увеличивается)
  • количество товаропроизводителей

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и  величиной предложения блага  в течение определенного периода.

 

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и  величина предложения; со снижением  цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают  влияние как ценовые, так и  неценовые факторы.

 

Зависимость между ценами и количеством  благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем  выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится  увеличить свой доход. Однако при  очень высокой цене достаточно большой  доход можно получить и без  увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

 

Закон предложения имеет две  формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.

 

Шкала предложения - это табличное  выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

 

Кривая предложения - это графическое  выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

 


Информация о работе Основы рыночной экономики