Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:35, практическая работа
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).
-государственное
-наблюдается тенденция к
3. Для современных исследований характерен подход, при котором поиск решения социально-экономических проблем осуществляется на основе анализа парного соотношения «государство-рынок», что справедливо подвергается критике в научной литературе . Эффективно регулируемый рынок выступает лишь как элемент-атрибут современной социально-экономической системы, главной характеристикой которой является социально-ориентированный характер. Макромасштабным компонентом, взаимодействие которого с государством порождает массу проблем, выступает не рынок, а экономика в целом. Поэтому наиболее адекватным и корректным подходом к анализу следует считать выделение соотношения «государство- экономика».
Современная экономическая мысль
трактует эти два феномена жизнедеятельности
социума как системы
Первыми проявились такие экономические
функции государства как
Функции рынка. В современной экономической системе рынок выполняет такие позитивные функции:
• ценообразовательную и
• воспроизводительную - обеспечивает
непрерывность процесса общественного
воспроизводства (в частности, связь
между производством и
• стимулирующую - побуждает производителей
товаров и услуг снижать
• регулирующую - осуществляет регулирующее воздействие на экономику в целом, на пропорции между различными сферами и отраслями экономики, приводит в соответствие платежеспособный спрос и предложение, накопления и потребления и другие пропорции;
• контролирующую - способствует контролю потребителей над производством, выравниванию цен;
• конкурентно стимулирующую - усиливает
конкуренцию между
• санирующие - способствует банкротству нежизнеспособных предприятий, благодаря чему оздоравливает экономическую систему.
6. В современной экономике действуют три формы собственности:
Эти формы собственности
Каждая форма собственности
в современном государстве
Очень важная проблема в развитии
всех форм государственной собственности
– это преодоление монополизма,
который характерен для административно-командной
системы. Хотя экономическое явление
монополизма коснулось и
7. Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.
E=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).
Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).
Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.
8. Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.
Объём предложения (объём выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определённой цене за определённый период времени при прочих равных условиях.
Величина предложения —
Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.
Предложение — определённое количество
товара, которое продавцы готовы предложить
в течение определённого
Производитель решает задачу: сколько товара производить при данной цене. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.
Факторы, от которых зависит эластичность предложения:
Факторы, приводящие к изменению предложения:
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую
зависимость между ценой и
величиной предложения блага
в течение определенного
Закон предложения гласит: с повышением
цен соответственно возрастает и
величина предложения; со снижением
цен сокращается также и
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.
Шкала предложения - это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
Кривая предложения - это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.