Основы рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:35, практическая работа

Описание работы

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.59 Кб (Скачать)

1. Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).

Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они  передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных  методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в  пользу лучше хозяйствующих субъектов.

В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями  и потребителями экономических  благ.По широте охвата различают: локальные, национальные и международные рынки.По объектам купли-продажи различают: рынки потребительских товаров  и услуг, рынки ресурсов. Наряду с  товарным существует денежный рынок.

 По мнению Ф. Котлера, рынок  состоит из всех потенциальных  потребителей, имеющих частные нужды  или желания, готовых их удовлетворить  и способных оплатить такое  удовлетворение [14]. Основа рыночной  практики - способность идентифицировать  потребителя или клиента, способность  адаптироваться к точке зрения  потребителя.Как следует из главы  3, потребители могут группироваться  по ряду факторов. Их позиция  по отношению к этим факторам  определяет истинные границы  рынка.

С другой стороны, производители, особенно без рыночных экспертов, склоняются к тому, чтобы считать, что рынок  значительно шире. Практически определение  рынка вращается вокруг следующих  факторов:

- категория продукта или услуг;

- география;

- “физическая” группировка потребителей;

- неосязаемость (“невидимая рука”).

На этом рынке следует различать  покупателей и пользователей, что  не одно и то же. Важным является и  то, что лишь часть потенциальных  покупателей покупает товар данной марки, а часть - нет. Мерой этой разницы  является проникновение - часть (процент) лиц на рынке, которые являются действительными  пользователями специфического продукта или услуг по отношению к общему числу потенциальных пользователей.

Наиболее часто пользуются объемом  рынка (или данной номенклатурой  позиции) - полным объемом продаж каждой позиции номенклатуры в общем  объеме продаж подобной продукции.

Для исследования этих соотношений  важно помнить о так называемом эффекте Парето: “20% потребителей покупают 80% товаров по объему стоимости” (для  промышленного маркетинга) или “20% наиболее покупаемых товаров составляют 80% объема продаж” (для потребительского маркетинга).

Особенности рынка труда

1) большая продолжительность взаимоотношений  продавца и покупателя. Если на  рынке большинства потребительских  товаров (исключение составляют  дорогостоящие изделия, продающиеся  в кредит, и товары, имеющие гарантийное  обслуживание) контакт продавца  и покупателя мимолетен и заканчивается  передачей прав собственности  на объект торговли, то на рынке  труда взаимоотношения продавца  и покупателя длятся такое  количество времени, на которое  заключается договор найма работника.  Длительность контактов продавца  и покупателя является необходимым  условием постоянного возобновления  операций купли-продажи услуг  труда;

2) большая роль неденежных факторов  – сложность и престижность  работы, условия труда, его безопасность  для здоровья, гарантии занятости  и профессионального роста, моральный  климат в коллективе и др.;

3) значительное воздействие различных  институциональных структур –  профессиональных союзов, трудового  законодательства, государственной  политики занятости и профессиональной  подготовки, союзов предпринимателей  и другие. Это связано, прежде  всего, с тем, что продавцы  трудовых услуг – наемные работники  – составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.

2. Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные  для американской модели черты:

- абсолютное преобладание частной  собственности;

- законодательное обеспечение  максимальной свободы субъектов  рынка;

- ограничение сферы государственного  регулирования в основном проведением  макроэкономической политики;

- относительно небольшая доля  государственного бюджета в ВВП  и удельного веса госинвестиций  и выплат по линии социального  обеспечения в структуре государственных  расходов.

Германская  модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.  В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно». Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие  основные черты:

- смешанная экономика характеризуется  более или менее значительным  государственным сектором;

- осуществляется государственное  регулирование не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

- социальная ориентация экономики,  существенный патернализм (отеческое  отношение) государства реализуется  по отношению ко всем членам  общества, обеспечивая таким путем  гарантии определенного уровня  удовлетворения потребностей населения  в услугах здравоохранения, образования,  культуры, в жилье;

- направленность регулирования  на поддержание свободной конкуренции,  уменьшение концентрации капиталов  в немногих руках, создание  новых хозяйственных единиц;

- регулирование занятости населения  с ориентацией на минимизацию  безработицы;

- большой удельный вес госбюджета  в ВВП (хотя ФРГ находится  в середине развитых капиталистических  стран по этому показателю);

- регулирование экономики в  основном через кредитно-денежную  политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость  населения и стабильность цен  путем проведения общей рестриктивной  экономической политики, дополненной  селективными мерами для поддержания  высокого уровня занятости и капиталовложений.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Специфические черты шведской модели:

-низкая безработица;

-профсоюзная политика солидарности  в области зарплаты;

-централизованные переговоры по  зарплате;

-значительный государственный  сектор;

-тяжелое налоговое бремя.

 

Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность  состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

-значительна роль госсектора, в  структуре которого преобладают  объекты социального назначения;

-доля госбюджета в ВВП превышает  50%, в расходной части бюджета  доминируют статьи, по которым  финансируется социальная сфера;

-регулирование трудовых отношений  не на уровне предприятий и  отраслей, а на национальном уровне;

-государственная социальная политика  включает средства, минимизирующие  уровень безработицы и дифференциацию  населения по уровню доходов;

-развитая система производственной  демократии.

Японская  модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель характеризуется  определенным отставанием уровня жизни  населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно  высоком , самосознании, приоритете интересов  нации над интересами конкретного  человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в  Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его  уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского  образа жизни. На базе этих моральных  ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни  общества.

Китайская модель в принципе не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений — все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый государственный аппарат, регулирующий большинство процессов экономической деятельности. Этой стране свойственна значительная региональная дифференциация в одних регионах развиваются новые рыночные предприятия, а другие по-прежнему живут в социалистическом режиме.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Французская модель  не имеет ярких особенностей. Эта модель - среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы - индикативное планирование. А. Самуэльсон отмечал, что французское "государственное планирование" является замечательным вкладом Франции в государственное планирование. "Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления"[4]  Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно  прийти к выводу, что при наличии  частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

-господство частной собственности  и частной инициативы;

-рыночная экономика играет решающую  роль в их развитии;

-основными производителями являются  крупные объединения, контролирующие  движение капитала;

Информация о работе Основы рыночной экономики