Основные вопросы регулирования рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:01, реферат

Описание работы

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Работа содержит 1 файл

Реферат РЦБ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Реферат

 

По дисциплине:                                   Рынок ценных бумаг

                                   (наименование учебной дисциплины  согласно учебному плану)

Тема: «ОСНОВНЫЕ  ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА  ЦЕННЫХ БУМАГ»

 

 

Выполнил: ____________                   ____________                               /                              /       

                                                                                                      (подпись)                                                                                     (Ф.И.О.)  

 

Проверил:          ____________                   ____________                               /                              /       

                                             (должность)                                         (подпись)                                                                                     (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Одним из условий успешного  функционирования фондового рынка  является эффективная система его  регулирования, которая охватывает всех участников фондового рынка  и обеспечивает осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами.

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без  создания конкурентоспособного финансового  сектора, способного мобилизовать и  предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Рынок ценных бумаг  как составная часть финансово-кредитной  системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Соответственно  необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении  развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая  будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

Таким образом, рынок ценных бумаг является на сегодняшний  день важной с точки зрения восстановления экономической ситуации в стране. Целью моей работы является создание картины развития рынка ценных бумаг  и роли государственных органов России в его регулировании.

 

 1. Понятие, виды и цели регулирования

 

Регулирование рынка  ценных бумаг - процесс регулирования деятельности всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных участников фондового рынка и регулирование всех видов сделок между ними со стороны уполномоченных на это организаций. Регулирование охватывает все виды деятельности и операций на фондовом рынке: инвестиционные, эмиссионные, посреднические, залоговые, трастовые и спекулятивные.

Регулирование рынка ценных бумаг разделяют на внутреннее и внешнее.

Внутреннее регулирование - подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам, которые определяют правила деятельности данной организации и ее сотрудников.

Внешнее регулирование - подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, различных организаций, имеющих на это право, международным нормам и соглашениям. Выделяют три уровня внешнего регулирования рынка ценных бумаг:

  • государственное регулирование фондового рынка;
  • саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование, т.е. воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения.

Регулирование рынка  ценных бумаг преследует достижение определенных целей, а именно:

1) защита общественных  интересов, т.е. воздействие на  рынок с целью достижения определенных общественных целей. Например, приток инвестиций в производственный сектор не только обеспечивает расширение производственных мощностей, но и способствует активизации хозяйственной деятельности в непроизводственной сфере;

2) формирование свободного  и открытого рынка, что означает  обеспечение свободного и открытого  процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения. Система регулирования должна исключить появление монопольных цен на фондовом рынке, цен, которые не отражают реального состояния дел эмитента, или цен, сложившихся в силу получения конфиденциальной информации;

З) создание справедливого и упорядоченного рынка. Это предполагает защиту всех участников рынка от недобросовестности и мошенничества и др.

Концепция справедливого и упорядоченного рынка предполагает высокую степень ликвидности ценных бумаг, непрерывность совершения сделок и продажу акций с минимальными разницами в ценах.

4) регулирование глубины  и ширины фондового рынка. Одной из задач регулирования является обеспечение достаточной степени глубины и ширины фондового рынка.

Глубиной рынка - число компании, акции которых обращаются на фондовом рынке, а также объемы операций по покупке и продаже акций. Нормально функционирующий рынок ценных бумаг предполагает, что на рынке обращаются акции значительного количества компаний и у инвесторов имеется возможность выбора покупки тех или иных акций. При этом глубина рынка означает, что на фондовом рынке можно купить или продать различные по объему пакеты акции. В сделках с акциями существует два основных метода их группировки.

  • в полные группы по 100 акций (rоипd lots);
  • в неполные группы от 1 акции до 99 акции (odd lons).

При покупке полных групп комиссионные, которые платят инвесторы значительно ниже, чем в неполных группах.

Ширины рынка - это количество акции, которые находится в обращении, т.е. активно оборачиваются на вторичном рынке. В любой акционерной компании имеются достаточно большие пакеты акций, которые принадлежат незначительному числу собственников компаний. Владение этими пакетами акций дает их собственникам возможность реализовать свое право на управление компанией. В то же время нормально функционирующий фондовый рынок предполагает наличие достаточно широкого круга акционеров, которые могут в любой момент предложить акции в открытую продажу. За счет обращений этих акций формируется рыночная цена акции;

5) создание эффективного рынка,  т.е. рынка на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и риск на котором в определенной степени вознаграждается.

В базовом документе Международной  организации комиссии по ценным бумагам  «Цели и принципы регулирования  в области ценных бумаг» отмечается, что «регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту». В нем определены три цели регулирования в этой области:

а) защита инвесторов (против вводящих в заблуждение, манипулятивных, мошеннических  и инсайдерских практик);

б) справедливость (эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестных торговых практик);

в) сокращение системного риска (эффективное управление рисками в индустрии ценных бумаг).

Чтобы реализовать денные цели, необходимо создание системы регулирования фондового рынка, которая включает в себя следующие основные элементы:

  • создание нормативно-правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, методических положений и других нормативных актов;
  • отбор профессиональных участников рынка посредством аттестации специалистов фондового рынка и лицензирования деятельности профессиональных участников фондового рынка;
  • контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Нормативная база регулирования  фондового рынка строится на трех уровнях.

Высшим нормативным актом является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Им регулируются отношения, возникающие при выпуске эмитентом эмиссионных ценных бумаг и их обращении на вторичном рынке, а также устанавливаются правила деятельности профессиональных участников фондового рынка.

Конкретизацию положения закона находят  в принимаемых в соответствии с ним подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти (ФСФР, Министерство финансов, Центробанк и др.). Нормативные акты министерств и ведомств формируют второй уровень нормативного регулирования фондового рынка. Третий уровень составляют инструкции, методики, положения, разрабатываемые самими участниками фондового рынка. Например, фондовая биржа имеет свои правила членства, процедуру листинга и делистинга, проведения расчетов по совершенным сделкам и т.д. Аналогично этому любой профессиональный участник на базе законнодательных и нормативных актов разрабатывает свои внутренние документы: договоры, правила, положения, регламентирующие их взаимодействие с клиентами и другими участниками рынка ценных бумаг. Только наличие правовой базы на всех трех уровнях позволяет обеспечить эффективное функционирование системы регулирования рынка. Важнейшие требования к нормативно-правовой базе это доходчивость, непротиворечивость, недопустимость двойного толкования одного и того же положения.

 

2. Цели, объекты и субъекты государственного регулирования

 

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранным государством целями и принципами со стороны общественных органов государственной власти. Создаваемая государством система peгулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Согласно Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" государственное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется путем:

  • установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
  • регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и преспективов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Ведь российское государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое экономическое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в настоящее время владеет контрольными пакетами свыше 12 000 государственных предприятий, а также является акционером более чем 3800 компаний, не имея при этом цельной программы действий по осуществлению своих прав собственника. Управление активами осуществляется главным образом через государственные комиссии, в состав которых входит более 2000 сотрудников различных министерств и ведомств. Их действия плохо координируются, а полномочия весьма неопределенны. Поэтому важной особенностью этого процесса в России является самостоятельная роль государства не только как регулятора рынка ценных бумаг (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:

  • эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);
  • профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);
  • акционера (временно или на основе закрепления в государственной собственности пакетов акций) значительного числа, созданных в процессе приватизации акционерных обществ;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).

Информация о работе Основные вопросы регулирования рынка ценных бумаг