Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:01, реферат
Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Выполнил: ____________
____________
(должность)
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Одним из условий успешного функционирования фондового рынка является эффективная система его регулирования, которая охватывает всех участников фондового рынка и обеспечивает осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами.
Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Рынок ценных бумаг
как составная часть финансово-
Соответственно необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.
Таким образом, рынок ценных бумаг является на сегодняшний день важной с точки зрения восстановления экономической ситуации в стране. Целью моей работы является создание картины развития рынка ценных бумаг и роли государственных органов России в его регулировании.
1. Понятие, виды и цели регулирования
Регулирование рынка ценных бумаг - процесс регулирования деятельности всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных участников фондового рынка и регулирование всех видов сделок между ними со стороны уполномоченных на это организаций. Регулирование охватывает все виды деятельности и операций на фондовом рынке: инвестиционные, эмиссионные, посреднические, залоговые, трастовые и спекулятивные.
Регулирование рынка ценных бумаг разделяют на внутреннее и внешнее.
Внутреннее регулирование - подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам, которые определяют правила деятельности данной организации и ее сотрудников.
Внешнее регулирование - подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, различных организаций, имеющих на это право, международным нормам и соглашениям. Выделяют три уровня внешнего регулирования рынка ценных бумаг:
Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение определенных целей, а именно:
1) защита общественных
интересов, т.е. воздействие
2) формирование свободного
и открытого рынка, что
З) создание справедливого и упорядоченного рынка. Это предполагает защиту всех участников рынка от недобросовестности и мошенничества и др.
Концепция справедливого и упорядоченного рынка предполагает высокую степень ликвидности ценных бумаг, непрерывность совершения сделок и продажу акций с минимальными разницами в ценах.
4) регулирование глубины и ширины фондового рынка. Одной из задач регулирования является обеспечение достаточной степени глубины и ширины фондового рынка.
Глубиной рынка - число компании, акции которых обращаются на фондовом рынке, а также объемы операций по покупке и продаже акций. Нормально функционирующий рынок ценных бумаг предполагает, что на рынке обращаются акции значительного количества компаний и у инвесторов имеется возможность выбора покупки тех или иных акций. При этом глубина рынка означает, что на фондовом рынке можно купить или продать различные по объему пакеты акции. В сделках с акциями существует два основных метода их группировки.
При покупке полных групп комиссионные, которые платят инвесторы значительно ниже, чем в неполных группах.
Ширины рынка - это количество акции, которые находится в обращении, т.е. активно оборачиваются на вторичном рынке. В любой акционерной компании имеются достаточно большие пакеты акций, которые принадлежат незначительному числу собственников компаний. Владение этими пакетами акций дает их собственникам возможность реализовать свое право на управление компанией. В то же время нормально функционирующий фондовый рынок предполагает наличие достаточно широкого круга акционеров, которые могут в любой момент предложить акции в открытую продажу. За счет обращений этих акций формируется рыночная цена акции;
5) создание эффективного рынка, т.е. рынка на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и риск на котором в определенной степени вознаграждается.
В базовом документе
а) защита инвесторов (против вводящих в заблуждение, манипулятивных, мошеннических и инсайдерских практик);
б) справедливость (эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестных торговых практик);
в) сокращение системного риска (эффективное управление рисками в индустрии ценных бумаг).
Чтобы реализовать денные цели, необходимо создание системы регулирования фондового рынка, которая включает в себя следующие основные элементы:
Нормативная база регулирования фондового рынка строится на трех уровнях.
Высшим нормативным актом
Конкретизацию положения закона находят в принимаемых в соответствии с ним подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти (ФСФР, Министерство финансов, Центробанк и др.). Нормативные акты министерств и ведомств формируют второй уровень нормативного регулирования фондового рынка. Третий уровень составляют инструкции, методики, положения, разрабатываемые самими участниками фондового рынка. Например, фондовая биржа имеет свои правила членства, процедуру листинга и делистинга, проведения расчетов по совершенным сделкам и т.д. Аналогично этому любой профессиональный участник на базе законнодательных и нормативных актов разрабатывает свои внутренние документы: договоры, правила, положения, регламентирующие их взаимодействие с клиентами и другими участниками рынка ценных бумаг. Только наличие правовой базы на всех трех уровнях позволяет обеспечить эффективное функционирование системы регулирования рынка. Важнейшие требования к нормативно-правовой базе это доходчивость, непротиворечивость, недопустимость двойного толкования одного и того же положения.
2. Цели, объекты и субъекты государственного регулирования
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранным государством целями и принципами со стороны общественных органов государственной власти. Создаваемая государством система peгулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.
Согласно Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" государственное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется путем:
Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Ведь российское государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое экономическое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в настоящее время владеет контрольными пакетами свыше 12 000 государственных предприятий, а также является акционером более чем 3800 компаний, не имея при этом цельной программы действий по осуществлению своих прав собственника. Управление активами осуществляется главным образом через государственные комиссии, в состав которых входит более 2000 сотрудников различных министерств и ведомств. Их действия плохо координируются, а полномочия весьма неопределенны. Поэтому важной особенностью этого процесса в России является самостоятельная роль государства не только как регулятора рынка ценных бумаг (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:
Информация о работе Основные вопросы регулирования рынка ценных бумаг