Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:45, контрольная работа
В литературе почти на равных правах употребляются названия Нидерланды и Голландия. Последнее, собственно говоря, относится к двум западным провинциям — Северной и Южной Голландии, ставшим ядром формирования государства и до сих пор сохраняющим важное социально-экономическое и культурное значение. Другое название - Нидерланды, что в буквальном переводе означает "низкие (низменные) земли", имеет более общий смысл, является официальным. В государственных документах, международных договорах и в дипломатии употребляется полное название государства - Королевство Нидерландов. Что же представляет собой эта небольшая, но во многом уникальная страна, играющая заметную роль в современной европейской и мировой политике и экономике.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Экрномика-географическое расположение страны. Краткая история развития и экономического становления. Политическая система……………………………………………………………………….-
1.1География. Климат…………………………………………………………….-
1.2Краткий экскурс в историю Нидерландов………………………………….. -
1.3 Политическая система………………………………………………………...9
Глава 2.Современное состояние экономики страны…………………….10
2.1Экономика на рубеже 90-х годов………………………………………….... -
2.2 Структура экономики………………………………………………………..13
Глава 3.Основные тенденции внешнеэкономической деятельности государства. Приоритеты внешней торговли. Государственное регулирование ВЭД………………………………………………………..20
3.1Нидерланды в международной торговле…………………………………...20
3.2Импорт и экспорт товаров………………………………………………….. 24
Глава 4 Состояние внешнеэкономических связей с Россией………...…27
4.1 Нидерландско-российское экономическое сотрудничество…………….. -
4.2 Российско-нидерландская торговля. Проблемы развития двусторонних торговых отношений…………………………………………………………… 28
4.3 Российский экспорт в Нидерланды………………………………………...30
4.4 Импорт России из Нидерландов……………………………………………32
Глава 5.Предложения о расширении внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………..39
Сокращение расходов на промышленные исследования и развитие имеет прямое влияние на состояние экспорта, причем негативное, поскольку Нидерланды и без того экспортируют много товаров, спрос на которые фактически приблизился к пределу возможностей дальнейшего роста. Это относится, например, к сырью и полуфабрикатам (базисные химические продукты и сталь), на которые в нидерландском экспортном пакете приходится весьма большая доля. Ослабление спроса на сырье и полуфабрикаты объясняется тем, что из-за налогов на энергию и охрану окружающей среды промышленность совершенствует технологию и потребляет все меньше химикалий, горючего и т.д. для производства единицы продукции.
Следует отметить, однако, что переменчивость рыночной конъюнктуры иногда не совпадает с общей тенденцией. Так, экспорт химической продукции Нидерландов в 1994 г. возрос по сравнению с 1993 г. на 10%. Химические предприятия использовали то благоприятное для них обстоятельств, во, что американские фирмы меньше экспортировали в Европу из-за растущего спроса на собственном внутреннем рынке, вызванного оживлением американской экономики. На долю Западной Европы пришлось 70% всех поставок голландских химикалий.
Озабоченность в Голландии вызывает экспорт промышленной продукции. В то время как рост нидерландского экспорта должен был бы идти за счет высокотехнологичных товаров, как раз эти отрасли переживали в последние годы не лучшие свои времена.
То, что в Нидерландах в целом отмечается опережающий рост экспорта промышленных товаров по сравнению с конкурентами из ЕС, объясняется активным реэкспортом, т.е. речь идет об импортных товарах, которым в Нидерландах добавляется стоимость в форме, например услуг по распределению, торговле, перевозкам, страхованию, и которые затем вывозятся.
Структура и основные показатели внешней торговли Нидерландов
ПОКАЗАТЕЛЬ | 1985 г | 1990 г. | 1993 г. | 1994 г. |
Импорт, млрд. гульд. | ||||
Весь импорт | 216 | 230 | 235 | 246 |
Пищевые товары, напитки, табачные изделия | 26 | 25 | 30 | 32 |
Сырьевые материалы | 15 | 13 | 13 | 16 |
Минеральное топливо | 48 | 24 | 23 | 20 |
Химические продукты | 22 | 24 | 28 | 29 |
Машины и оборудование | 34 | 51 | 53 | 56 |
Промышленные товары | 57 | 72 | 68 | 71 |
Транспортное оборудование | 14 | 20 | 21 | 22 |
Доля стран ЕС, % | 56 | 64 | 61 | 59 |
Экспорт, млрд. гульд. | ||||
Весь экспорт | 226 | 239 | 258 | 265 |
Пищевые товары, напитки, табачные изделия | 41 | 46 | 53 | 53 |
Сырьевые материалы | 14 | 15 | 17 | 18 |
Минеральное топливо | 52 | 23 | 23 | 21 |
Химические продукты | 37 | 41 | 41 | 45 |
Машины и оборудование | 28 | 42 | 51 | 53 |
Промышленные товары | 46 | 57 | 60 | 61 |
Транспортное оборудование | 8 | 14 | 14 | 14 |
Доля стран ЕС, % | 73 | 77 | 74 | 73 |
Импорт | 100 | 82 | 75 | 76 |
Экспорт | 100 | 82 | 75 | 76 |
Ведущими конкурентоспособными
отраслями экономики
Общую картину
положения Нидерландов на мировом
рынке рисуют результаты исследований
Мирового экономического форума относительно
конкурентных позиций всех стран в мире
по 300 критериям. Из них следует, что позиции
Нидерландов по отношению с другими странами
ЕС достаточно прочные: 6-е место в мире,
впереди из членов ЕС только Дания и Германия.
Имеется отставание в области высоких
технологий, научных разработок и интернационализации.
По первым двум показателям Нидерланды
спустились с 6-го на 12-е место. По качеству
самодеятельного населения - с 6-го на 8-е
место. Уровень менеджмента остался на
7-м месте. Даже по такому показателю, как
интернационализация, где Нидерланды
традиционно сильны, сделан шаг назад
- со 2-го на 3-е место. По уровню развития
инфраструктуры Нидерланды поднялись
с 14-го на 11-е место в мире.
3.2 Импорт и экспорт товаров. Внешнеторговое регулирование
Помощь национальным производителям в освоении внешних рынков является одним из основных элементов экономической политики Нидерландов. Можно назвать следующие инструменты такой политики:
прямое и косвенное субсидирование экспортеров;
кредитование экспорта;
страхование экспорта;
содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры;
содействие в
обеспечении экспортеров
внешнеполитическая
деятельность по обеспечению максимально
благоприятных условий для
моральное поощрение экспортеров.
Прямое субсидирование экспорта применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции. Однако такая политика вызывает неизбежные контрмеры и может привести к общей дестабилизации мировой торговли. Поэтому ГАТТ призывает страны-участницы Соглашения ограничивать субсидирование экспорта. Помимо прямых дотаций из бюджета могут использоваться такие средства, как налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов.
В 1976 г. страны-члены ОЭСР, в которой состоят Нидерланды, достигли договоренности об ограничении льготности экспортных кредитов с целью выравнивания условий торговли. Они согласились предоставить кредиты на срок не свыше 8,5 лет для развитых и 10 лет для бедных и средне-обеспеченных государств, устанавливая при этом минимальные процентные ставки, а также требовать оплаты наличными не менее 15% стоимости кредитуемого контракта. Соглашение, однако, не распространяется на кредитование экспорта аграрной продукции, судов, самолетов, оборудования для атомных электростанций, военного оборудования.
Важным средством
государственной поддержки
Наиболее эффективными инструментами внешнеторгового регулирования являются квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Верные принципам свободы торговли Нидерланды поддерживают благоприятный торговый режим.
Большинство экспортно-импортных операций осуществляется без каких-либо ограничений. Однако согласно Закону о внешней торговле, введенному в действие с 1 января 1963 г. (последние изменения в этот Закон были внесены 24 марта 1988 г.), соответствующим постановлениям и распоряжениям, принятым в рамках ЕС, все внешнеторговые и валютные операции могут быть подвергнуты государственному контролю.
Единственным
товаром, подпадающим под
Для основной части нидерландского экспорта не требуется ни лицензий, ни валютного разрешения. Права регулирования экспорта и импорта, включая решение вопросов о выдаче лицензий, предоставлены по промышленным товарам Центральной экспортно-импортной службе в Гронингене, а по сельскохозяйственным товарам, включая продукты рыбного промысла, - 15 "Продуктсхаппам".
Как правило, лицензии требуются при ввозе товаров, на которые установлены количественные ограничения, либо которые подпадают под правила регулирования в рамках ЕС или многостороннего соглашения по текстилю. Лицензии на экспорт драгоценных металлов выдаются Нидерландским банком, а на произведения искусства - Фондом торговли художественными изделиями. Для регулирования отгрузок стратегических товаров от экспортера требуется получение экспортной лицензии и проверки, не содержится ли запрашиваемый товар в списке товаров КОКОМ, запрещенных к вывозу.
В систему внешнеторгового
регулирования входят также антидемпинговые
меры. С 1977 г., когда вступило в силу антидемпинговое
регулирование, главная роль контроля
над его выполнением принадлежит странам
ЕС. Это означает, что голландские компании
могут обращаться напрямую в Брюссель
с просьбой защитить их от демпинга. Однако
большинство обращаются непосредственно
в Министерство экономических дел, которое
выступает в роли их официального адвоката.
Глава 4
Состояние внешнеэкономических
связей с Россией
4.1 Нидерландско-российское экономическое сотрудничество.
По некоторым источникам, торговые контакты между голландцами и русскими имели место еще на рубеже Х-ХI веков на известном торговом пути "из варяг в греки".
Во второй половине XVI века голландские купцы появляются в устье Северной Двины, единственном в ту пору открытом водном пути в Россию, а с начала XVII столетия внешняя торговля Московского государства ориентируется через Архангельск на английский и нидерландский рынки.
Общеизвестны факты расцвета голландско-российских отношений при Петре Великом и роль Голландии в создании российского морского флота.
Со второй половины XIX века инвестируемый из Голландии капитал заметно участвовал в последовавшем за отменой крепостного права процессе индустриализации России, вплоть до первой мировой войны.
Двусторонние экономические связи советского периода постоянно находились под большим влиянием политических реалий в отношениях между Западом и Востоком. В годы "холодной войны" они фактически были заморожены. И только на рубеже 60-70-х годов, с проблесками разрядки международной напряженности, торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами начало приобретать реальные очертания. Заключенные в первой половине 70-х годов соглашения составили его договорно-правовую основу, действующую и сегодня.
Вместе с тем
распад СССР, сложный характер осуществляемых
в России реформ, формирование принципиально
нового экономического и хозяйственного
рыночного российского
4.2 Российско-нидерландская торговля. Проблемы развития двусторонних торговых отношений
Взаимная торговля является важнейшей формой российско-нидерландских экономических отношений. Между тем доля России во внешнеторговом обороте Нидерландов в течение последних лет не достигает и 1 %.
Для бывшего СССР в конце 80-х годов этот показатель также не был велик и составлял 1,1% (1988 г.). Однако следует учитывать, что в тот период в советской внешней торговле еще доминировали страны коммунистического блока, интегрированные в систему Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Последовавшие за политическим крахом "реального социализма" экономические изменения в посткоммунистических государствах, в том числе в России, и, прежде всего начавшаяся интеграция этих стран в глобальное рыночное пространство, в принципе открыли новые горизонты в развитии международных торговых связей. Сокращение торговли с восточноевропейскими партнерами создало в структуре российского импорта многочисленные новые ниши для западноевропейских экспортеров, способных к тому же предложить значительно более качественную продукцию. Запад обладает и таким важным преимуществом, как возможность расчетов за российский экспорт в твердой валюте. Однако в реальной жизни развитие взаимовыгодного внешнеторгового сотрудничества натолкнулось на серьезные проблемы, уходящие своими корнями во времена бывшего Советского Союза.
О наличии таких препятствий свидетельствуют и стабильно низкие в последние годы показатели российско-голландского торгового оборота, особенно на фоне больших экспортных (в том числе реэкспортных) возможностей Голландии и огромного потенциала российского рынка.
Основной проблемой двусторонних торговых отношений является задолженность, которая перешла России в наследство от бывшего Советского Союза.
Требования Нидерландов к российским импортерам по государственно-застрахованным кредитам составляют 1 млрд. гульд., из которых на 1994 г. выплачена примерно только третья часть. Кроме того, существует непогашенный долг в 150 млн. гульд. по кредитам голландских индивидуальных предпринимателей. Таким образом, пока не урегулированы вопросы по этим долгам, голландские предприятия не намерены делать новые, сколь-нибудь значительные поставки в кредит.
Обе стороны прилагают усилия к решению проблемы. По заявлению Генерального директора Внешних экономических связей Нидерландов Ф.Энгеринга, посетившего Москву в октябре 1994 г., он получил от России гарантию того, что вопрос о долгах индивидуальным предпринимателям будет решаться в том же порядке, что и вопрос о погашении задолженности голландскому государству. Таким образом, наметилась определенная ясность в российском подходе к данному вопросу. Впрочем, сторонам еще предстоит провести переговоры об урегулировании ситуации с платежами, с тем, чтобы в ближайшие годы начали реально поступать деньги в погашение задолженности. Голландские представители полагают, что как только Россия действительно начнет погашать долги, от Министерства финансов Нидерландов можно будет ожидать предоставления гарантии под новые экспортные кредиты.
Проблема задолженности России проистекает из традиционно неблагоприятной товарной структуры внешней торговли. Импортируя из Нидерландов значительную массу "валютоемкой" продукции, СССР оставался для них поставщиком "дешевых" энергоносителей, сырья и полуфабрикатов. К сожалению, эта незавидная роль унаследована Россией. Более того, статистика отмечает сокращение и без того мизерной доли продукции с высокой степенью обработки, например, машин и промышленного оборудования, в структуре российского экспорта в Нидерланды (см. следующую таблицу).
Товарооборот российско-нидерландской торговли млн. долл.
ПОКАЗАТЕЛИ | 1992 г | 1993 г. | 1994 г. |
Товарооборот | 1131,1 | 2111 | 2300 |
Экспорт России | 733,5 | 968 | 1000 |
В том числе машины и оборудование | 24,4 | 30 | 9 |
Импорт России | 377,8 | 1143 | 1370 |
В том числе машины и оборудование | 111,8 | 287,4 | 283 |
Сальдо | +375,7 | -175 | -370 |
Информация о работе Основные тенденции социально-экономического развития Нидерландов