Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:57, реферат
В бурно развивающейся глобальной экономике России необходимо отыскать свою нишу. С открытием рынков перед РФ возникает проблема конкуренции со странами Запада, обладающими развитой промышленностью, обширными знаниями и опытом в части рыночной экономики. Одновременно Россию ожидает острое соперничество со стороны азиатских стран, например Китая и Индии, которые также развиваются ускоренными темпами.
Введение
Основные проблемы российских предприятий и причины их возникновения
Основные проблемы на примере предприятия ООО «Луч»
Вывод
Список использованной литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Основные проблемы российских предприятий и причины их возникновения
Основные проблемы на примере предприятия ООО «Луч»
Вывод
Список
использованной литературы
Введение
Перед Россией стоит задача двойственного характера.
С одной стороны, стране нужно перейти (или вернуться) на рыночные рельсы после планового хозяйствования в течение 75 лет (причем для стран Центральной Европы и Китая этот период был вдвое короче), а с другой – адаптироваться к процессам глобализации мировой экономики, заметно ускорившимся после краха системы социализма в СССР.
В бурно
развивающейся глобальной экономике
России необходимо отыскать свою нишу.
С открытием рынков перед РФ возникает
проблема конкуренции со странами Запада,
обладающими развитой промышленностью,
обширными знаниями и опытом в части рыночной
экономики. Одновременно Россию ожидает
острое соперничество со стороны азиатских
стран, например Китая и Индии, которые
также развиваются ускоренными темпами.
Имея население численностью 220 миллионов
человек, РФ становится целевым рынком
практически для всех стран мира, тем более
что поступления от экспорта нефти и газа
обеспечивают россиянам достаточно высокий
уровень благосостояния. Вопрос состоит
в том, чтобы с учетом указанных обстоятельств
российские предприятия могли бы, по крайней
мере, выжить в своей собственной стране,
которая при нормальном положении вещей
должна являться их собственным рынком.
Основные проблемы
В силу исторических причин российский рынок характеризуется отсутствием значительного предпринимательского опыта и отсутствием опыта потребительского. Экономические условия быстро меняются. Слабая правовая база обуславливает наличие у предприятий теневого оборота наряду с легальным. Российский менталитет сформирован 70-ю годами советской власти.
С точки зрения образования и развития российские коммерческие предприятия можно разделить на два рода:
Первый - предприятия, образованные номенклатурными работниками за счет околомонопольного доступа к определенной доле государственных ресурсов. В силу ряда особенностей, таких как жесткость традиций и “правил игры”, специфики управленческой философии, отсутствия ориентации на рынок, решение их проблем в рамках маркетингового подхода нецелесообразно.
Второй - предприятия, образованные предпринимателями за счет собственной инициативы, без использования государственных ресурсов, с самого начала ориентированные на рынок.
Специфика
права и экономики в России
создала ситуацию, достаточно уникальную
в мировом опыте: основная масса
коммерческих предприятий образовалась
в короткий промежуток времени, практически
одновременно, и одновременно же проходит
стадии своего развития. В значительной
мере предприятия имеют сходные проблемы
развития, вызванные сходными причинами.
Условно эти проблемы можно разделить
на две группы:
· проблемы внутренние, обусловленные
опытом, менталитетом и традициями;
· проблемы внешние, обусловленные экономическим
развитием общества, в частности, ростом
конкуренции и изменениями в налогообложении.
Для лучшего понимания первой группы проблем сделаем экскурс в историю гипотетического предприятия.
Группа единомышленников, возможно, родственников и друзей, регистрирует фирму. Опыта, естественно, нет. Фирма начинает функционировать, сплоченная энтузиазмом, поскольку больших денег пока не приносит. Разделение обязанностей слабое, все занимаются всем, дополняя друг друга. Мотивация максимальная. Весь коллектив, постепенно растущий, работает на одну идею, наравне выкладываясь. Скоро их уже не три человека, а двенадцать.
Начинает
расти прибыль. Ее уже достаточно
для самообеспечения
Первый комплекс проблем возникает во взаимодействии с партнерами. Недостаток предпринимательского опыта всех учредителей при организации предприятия приводит к регистрации равного участия партнеров в прибыли и управлении фирмой. Цели со временем меняются. Желания партнеров реинвестировать прибыль, распределить ее не совпадают. При соглашении о реинвестировании не совпадает объект либо способ реинвестирования. Часто на этом этапе партнеры расходятся, создавая конкурентные предприятия.
Второй комплекс проблем возникает во взаимодействии с сотрудниками. Особенности менталитета, сформированного годами советской власти, заставляют сотрудников, работающих на предприятии со дня основания чувствовать себя “отцами-основателями” предприятия. Следствием этого является осознаваемое ими право на долю прибыли предприятия, либо, в легком случае, право на долю управления предприятием. Претензии выражаются либо в открытой форме, тогда проблема может быть решена относительно безболезненно, либо в скрытой, приводя к саботированию деятельности предприятия и часто к воровству.
Третий комплекс проблем возникает в области управления предприятием и обусловлен традициями и опытом управленческой практики. Успешное функционирование и развитие предприятия сформировало у предпринимателя определенный стиль управления. Рост предприятия поддерживала стихийно сложившаяся организационная структура. То и другое вполне работоспособно для предприятий определенной величины. С ростом предприятия старые методы управления начинают тормозить прогресс, тогда как принятие новых методов не подкреплено собственным опытом. Высока вероятность ошибок, высоко оценивается риск. Ощущается недостаток информации не столько о конечной цели, к которой надо придти, сколько о пути перехода. На практике предприятия часто останавливаются в данной точке развития, расширяясь экстенсивно до наступления кризиса.
Вторая группа проблем обуславливается внешними причинами. Предприятия, вышедшие на рынок 3-5 лет назад, начинали деятельность в условиях минимальной конкуренции. Значительная доля успеха была обусловлена низкой информационной насыщенностью рынка. То и другое позволяло предприятиям поддерживать наценки на товар на уровне 100 - 150 и даже 300 % при обороте капитала до 4-х раз в месяц. Развитие конкуренции и информированность, развитие экономики способствовали снижению наценок. Основная масса предприятий сейчас работает в диапазоне 10 - 60 % наценки при оборачиваемости капитала раз в 1 - 2,5 месяца.
Еще одна внешняя причина - развитие налогообложения. Не вдаваясь в вопрос, улучшается оно или ухудшается, отметим устойчивую тенденцию его изменения в сторону уменьшения и ограничения налоговых льгот, с одной стороны, и более плотного перекрытия нелегальных возможностей, с другой.
Развитие
конкуренции и развитие налогообложения
снижают прибыли предприятий
и ставят перед ними острую проблему
повышения эффективности
Основные проблемы на примере предприятия ООО «Луч»
Транзитивный характер современной экономики России, продолжающиеся трансформационные процессы продолжают оказывать негативное воздействие на управление предприятиями, порождают нестабильность условий функционирования российского бизнеса. В стабильной рыночной экономике предприятия ориентированы, прежде всего, на удовлетворение конкретных потребностей потребителей, что гарантирует им получение прибыли и увеличение рыночной доли. В России сложилась такая экономическая ситуация, в которой основной целью многих российских предприятий является:
максимизация доходов любой ценой для одних;
выживание любой ценой, когда едва удается покрыть все затраты и расходы и обеспечить безубыточность работы для других;
увеличение
менеджерами собственной доли в
капитале в третьих.
Необходимо
выделить ряд основных проблем российского
алкогольного предприятия ООО «Луч», предопределяющих
уровень управления предприятием (таблица
1).
Классификационный признак | Содержание признака |
Нормативно-правовая обеспеченность | 1. Незавершенность
законодательной базы на различных уровнях
управления 2. Жесткое
налоговое законодательство, имеющее
явно выраженное фискальное 3. Частая
смена нормативно-правовых 4. Декларативный
характер некоторых законодательных положений,
практическую трактовку которых дают
работники налоговой службы 5. Отсутствие
льготного режима для |
Финансовое состояние предприятия | 1. Недостаток
оборотных средств, побуждающий к бартерному
обмену 2. Высокий
банковский процент за 3. Сложность получения кредитных ресурсов, их высокая стоимость и низкая залоговая оценка кредитором основных фондов заемщика |
Конъюнктура рынка | 1. Отсутствие
государственной и отраслевых
стратегий промышленно- 2. Неразвитость
рынков сырья и оборудования,
слабая дифференциация по 3. Несбалансированность цен на произведенную продукцию и фактических издержек производства, прежде всего в системе агропроизводитель-переработчик |
Состояние материально-технической базы | 1. Высокий уровень
морального и физического 2. Низкий
уровень внедрения прогрессивной, ресурсосберегающей
и новой технологии 3. Отсутствие
организационно-экономических 4. Недостаточная
заинтересованность топ- |
Развитие информационных технологий | 1. Ограниченность
информации о динамике и 2. Отсутствие
навыков системного анализа и
многовариантной разработки 3. Практически
полное отсутствие 4. Неэффективность
внедрения в управленческий 5. Высокая
стоимость существующих |
Научная организация труда | 1. Отсутствие
научной организации труда на рабочих
местах 2. Недооценка
важности обеспечения 3. Слабая
вовлеченность работников в 4. Отсутствие
прямой заинтересованности 5. Недостаточная
координация деятельности |
Планово-экономическая работа | 1. Принижение
роли планово-экономических 2. Отсутствие
календарных планов 3. Недооценка
важности планирования 4. Недостаточная
аналитическая работа по |
Таким
образом, проведенный анализ существующих
проблем в ООО «Луч» (таблица 1) свидетельствует:
об отсутствии
благоприятной
о недостаточном внимании к формированию внутренней среды деятельности со стороны менеджеров всех уровней управления предприятием.
То есть,
на внешнюю и внутреннюю среду
оказывают воздействие как
В то же
время следует подчеркнуть, что многие
проблемы российских предприятий являются
следствием не только недостатка оборотных
средств и современных технологий производства
продукции, что само по себе весьма существенно.
В условиях переходной экономики наблюдается
отставание практики российских предприятий
от высокоразвитых стран в области управления
и организации предпринимательства. И
одной из существенных причин этого - это
разрушительная трансформация социалистической
экономики, породившей экономический
спад.
Стремительный
переход от плановой экономики к
свободно-рыночной представляет собой
стадию переходной, транзитологической
экономики. Транзитологическая экономика,
по небесспорному мнению, не способна
обеспечить немедленный экономический
подъем.
Мировой
опыт показал, что трансформационного
спада не удалось избежать ни одной из
постсоциалистических стран, в том числе
и бывших союзных республик Прибалтики.
Однако глубина и продолжительность спада
во всех странах была разной. Россия в
этом ряду относится к числу рекордсменов
по продолжительности и глубине спада,
по его разрушительной силе. Россия переживает
полосу социально-экономической реакции
и временно отклонилась с магистрального
пути формационного развития:
в русле
реформы идет не созидание, а непрерывное
разрушение производительных сил;
вместо
производственных отношений обобществления
реформа базируется на производственных
отношениях дореволюционной поры: страна
выведена не на высшую государственно-корпоративную
стадию современного развития, а отброшена
на низшие ступени исторически самого
отсталого капитализма - домонополистического
и компрадорского, зависимого от иностранного
монетарного капитала;
Информация о работе Основные проблемы российских предприятий