В
1950-е — начале 1960-х гг. система
фиксированных валютных курсов еще
работала успешно, однако к середине
1960-х гг. она перестала полностью
отвечать потребностям развивающейся
международной экономики. Страны не
допускали изменения валютного
курса до тех пор, пока не наступила
кризисная ситуация. Это становилось
все более очевидным, доллар, выступавший
в роли мировой резервной валюты,
оказывался все в более трудном положении.
В августе 1971 г. США прекратили конвертировать
доллары в золото по официальному курсу.
Стремясь спасти систему фиксированных
валютных курсов, члены МВФ договорились
в декабре того же года расширить пределы
колебаний курсов до 2,25 % в каждую сторону
от паритета. Эта договоренность продержалась
менее года. Бреттон-Вудсская система
фиксированных валютных курсов рухнула.
Причины
кризиса Бреттон-Вудской валютной системы
(их можно представить в виде цепочки взаимообусловленных
факторов):
- Неустойчивость
и противоречия экономики. Начало валютного
кризиса в 1967 г. совпало с замедлением
экономического роста.
- Усиление
инфляции отрицательно влияло на мировые
цены и конкурентоспособность фирм,
поощряло спекулятивные перемещения
«горячих» денег. Различные темпы
инфляции в разных странах оказывали
влияние на динамику курса валют,
а снижение покупательной способности
денег создавало условия для
«курсовых перекосов».
- Нестабильность
платежных балансов. Хронический
дефицит балансов одних стран (особенно
США, Великобритании) и активное сальдо
других (ФРГ, Япония) усиливали резкие
колебания курсов валют соответственно
вниз и вверх.
- Несоответствие
принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся
соотношению сил на мировой арене. Валютная
система, основанная на международном
использовании подверженных обесценению
национальных валют - доллара и отчасти
фунта стерлингов, пришла в противоречие
с интернационализацией мирового хозяйства.
Это противоречие Бреттон-Вудской системы
усиливалось по мере ослабления экономических
позиций США и Великобритании, которые
погашали дефицит своих платежных балансов
национальными валютами, злоупотребляя
их статусом резервных валют. В итоге была
подорвана устойчивость резервных валют.
- Активизация
рынка «евродолларов». Поскольку США покрывают
дефицит своего платежного баланса национальной
валютой, часть долларов перемещается
в иностранные банки, способствуя развитию
ранка евродолларов. Этот колоссальный
ранок долларов «без родины» сыграл двоякую
роль в развитии кризиса Бреттон-Вудской
системы. Вначале он поддерживал позиции
американской валюты, поглощая избыток
долларов, но в 70-х годах евродолларовые
операции, ускоряя стихийное движение
«горячих» денег между странами, обострили
валютный кризис. Избыток долларов в виде
лавины «горячих» денег периодически
обрушивался то на одну, то на другую страну,
вызывая валютные потрясения и бегство
от доллара.
- Дезорганизующая
роль транснациональных корпораций (ТНК)
в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими
краткосрочными активами в разных валютах,
которые более чем вдвое превышают валютные
резервы центральных банков, ускользают
от национального контроля и в погоне
за прибылями участвуют в валютной спекуляции,
придавая ей грандиозный размах.
Формы
проявления кризиса Бреттон-Вудской
валютной системы:
- «валютная
лихорадка» - перемещение «горячих» денег,
массовая продажа неустойчивых валют
в ожидании их девальвации и скупка валют
- кандидатов на ревальвацию;
- «золотая
лихорадка» - бегство от нестабильных
валют к золоту и периодическое повышение
его цены;
- паника на
фондовых биржах и падение курсов ценных
бумаг в ожидании изменения курса валют;
- обострение
проблемы международной валютной ликвидности,
особенно ее качества;
- массовые
девальвации и ревальвации валют (официальные
и неофициальные);
- активная
валютная интервенция центральных банков,
в том числе коллективная;
- резкие колебания
официальных золото-валютных резервов;
- использование
иностранных кредитов и заимствований
в МВФ для поддержки валют;
- нарушение
структурных принципов Бреттон-Вудской
системы;
- активизация
национального и межгосударственного
валютного регулирования;
- усиление
двух тенденций в международных экономических
и валютных отношениях - сотрудничества
и противоречий, которые периодически
перерастают в торговую и валютную войны.
Развитие
кризиса Бреттон-Вудской валютной системы
можно разделить на следующие ключевые
этапы:
- 17 марта 1968
г. Установлен двойной рынок золота. Цена
на золото на частных рынках устанавливается
свободно в соответствии со спросом и
предложением. По официальным сделкам
для центральных банков стран сохраняется
обратимость доллара в золото по официальному
курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию.
- 15 августа
1971 г. Временно запрещена конвертация
доллара в золото для центральных банков.
- 17 декабря
1971 г. Девальвация доллара по отношению
к золоту на 7,89%. Официальная цена золота
увеличилась с 35 до 38 долларов за 1 тройскую
унцию без возобновления обмена долларов
на золото по этому курсу.
- 13 февраля
1973 г. Доллар девальвировал до 42,2 долларов
за 1 тройскую унцию.
- 16 марта 1973
г. Международная конференция подчинила
курсы валют законам рынка. С этого времени
курсы валют не фиксированы и изменяются
под воздействием спроса и предложения.
Таким
образом, система твердых обменных
курсов прекратила свое существование.
После продолжительного переходного периода,
в течение которого страны могли испробовать
различные модели валютной системы, начала
образовываться новая МВС, для которой
было характерно значительное колебание
обменных курсов.
Можно
сделать вывод, что развалом второй
мировой валютной системы послужил
недостаток резервных средств (долларов,
фунтов стерлингов, золота), который вел
к торможению мировой торговли, в то же
время избыток привел к дестабилизации
системы фиксированных валютных курсов.
2.4
Ямайская валютная система.
Управляемое плаваниекурсов
валют
Еще
в 1972 г., когда стало ясно, что система
фиксированных паритетов больше
не отвечает интересам подавляющего
большинства стран, был создан Комитет
по реформе международной валютной
системы в составе 20 стран (так
называемый Комитет двадцати), позже
преобразованный во Временный комитет
Совета управляющих МВФ, в задачу
которого входило сформулировать принципы
новой валютной системы, которая
отвечала бы потребностям стран в
последней четверти XX века. В январе
1978 г. Временный комитет провел заседание
на Ямайке, на котором были сформулированы
основные принципы новой валютно-финансовой
системы, закрепленные в 1978г. во второй
поправке к Статьям соглашения МВФ.Основой
этой системы являются плавающие обменные
курсы и многовалютныйстандарт.
Переход
к гибким обменным курсам предполагал
достижение трех основных целей:
- выравнивание
темпов инфляции в различных странах;
- уравновешивание
платежных балансов;
- расширение
возможностей для проведения
независимой внутреннейденежной
политики отдельными центральными банками.
Основные
характеристики Ямайской валютной системы:
- Система полицентрична,
т.е. основана не на одной, а
на несколькихключевых валютах;
- Отменен
монетный паритет золота;
- Основным
средством международных
расчетов стала свободноконвертируемая
валюта, а также СДР и резервные позиции
в МВФ;
- Не существует
пределов колебаний валютных
курсов. Курс валютформируется
под воздействием спроса и предложения;
- Центральные
банки стран не обязаны вмешиваться
в работу валютныхрынков для поддержания
фиксированного паритета своей
валюты. Однако ониосуществляют
валютные интервенции для стабилизации
курсов валют;
- Страна сама
выбирает режим валютного курса, но ей
запрещено выражать его через золото;
- МВФ наблюдает
за политикой стран в области валютных
курсов; страны-члены МВФ должны избегать
манипулирования валютными курсами,
позволяющеговоспрепятствовать действительной
перестройке платежных балансов
илиполучать односторонние преимущества
перед другими странами-членами МВФ.
По классификации МВФ страна
может выбрать следующие режимы
валютных курсов: фиксированный, плавающий
или смешанный.
Фиксированный валютный курс
имеет целый ряд разновидностей:
- курс национальной
валюты фиксирован по отношению к одной
добровольновыбранной валюте. Курс национальной
валюты автоматически изменяется
в техже пропорциях, что и базовый курс.
Обычно фиксируют курсы своих
валют поотношению к доллару США, английскому
фунту стерлингов, французскому
франкуразвивающиеся страны.
- курс национальной
валюты фиксируется к СДР.
- «корзинный»
валютный курс. Курс национальной валюты
привязывается кискусственно сконструированным
валютным комбинациям. Обычно
в данныекомбинации (или корзины
валют) входят валюты основных
стран – торговыхпартнеров данной
страны.
- курс, рассчитанный
на основе скользящего паритета.
Устанавливаетсятвердый курс по отношению
к базовой валюте, но связь
между динамикойнационального и
базового курса не автоматическая,
а рассчитывается поспециально
оговоренной формуле, учитывающей
различия (например, в темпахроста
цен).
В
«свободном плавании» находятся
валюты США, Канады, Великобритании,
Японии, Швейцарии и ряда других стран.
Однако часто центральные банки этих
стран поддерживают курсы валют при их
резких колебаниях. Именно поэтому говорят
об «управляемом», или «грязном», плавании
валютных курсов.
Смешанное
плавание также имеет ряд
разновидностей. Во-первых, это
групповое плавание. Оно характерно
для стран, входящих в ЕВС.
Для нихустановлены два режима валютных
курсов: внутренний – для операций
внутриСообщества, внешний – для операций
с другими странами.В целом развитые страны
имеют курсы валют, находящиеся
в чистом илигрупповом плавании.
Развивающиеся страны обычно фиксируют
курс собственнойвалюты к более
сильной валюте или определяют
его на базе скользящего паритета.
Важную роль играют специальные
права заимствования – СДР.
В рамкахЯмайской валютной системы
они являются одним из официальных
резервныхактивов. Вторая поправка
к Уставу МВФ закрепила замену
золота СДР в качестве масштаба
стоимости. Участниками системы СДР
могут быть только страны-члены
МВФ. Однакочленство в Фонде не означает
автоматического участия в механизме
СДР. Дляосуществления операций с СДР
в структуре МВФ образован Департамент
СДР. Внастоящее время все страны-члены
МВФ являются его участниками. При этом
СДРфункционируют только на официальном,
межгосударственном уровне, на
которомони вводятся в оборот центральными
банками и международными организациями.
МВФ наделен полномочиями создавать
«безусловную ликвидность»
путемвыпуска в обращение средств,
выраженных в СДР, для стран-участниковДепартамента
СДР. Эмиссия СДР осуществляется
и в том случае, когдаИсполнительный
Совет МВФ приходит к заключению, что на
данном этапе имеетсядолговременный
всеобщий недостаток ликвидных
резервов и существуетпотребность
в их пополнении. Оценка такой потребности
определяет размерывыпуска СДР.
Эмиссия СДР производится в виде
кредитовых записей наспециальных
счетах в МВФ. СДР распределяются
между странами-членами МВФпропорционально
величине их квот в МВФ на момент выпуска.Фонд
не может выпускать СДР для самого
себя или для других«уполномоченных
держателей». Помимо стран-членов
получать, держать ииспользовать
СДР может МВФ, а также по решению
Совета Управляющих МВФ, принимаемому
большинством, страны, не являющиеся членами
Фонда, и другиемеждународные и региональные
учреждения (банки, валютные
фонды и т.п.),имеющие официальный статус.
В то же время их держателями не
могут бытькоммерческие банки и частные
лица.Вопреки замыслу, СДР не стали эталоном
стоимости, главным международнымрезервным
и платежным средством. СДР в основном
применяются в операциях МВФкак коэффициент
пересчета национальных валют, масштаб
валютных соизмерений;квоты, кредиты,
доходы и расходы выражены в этой счетной
валютной единице.
В
качестве международного платежного
средства СДР используются
вограниченном круге межгосударственных
операций. Не достигнута главная
цельСДР: они направляются на приобретение
конвертируемой валюты не столько
вцелях покрытия дефицита платежного
баланса (24% их общего объема),сколько
для погашения задолженности стран по
кредитам МВФ. Значительныесуммы
СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты,
полученной иностранной валютыи выкупа
национальной валюты) и интенсивно
накапливаются на его счетах,преимущественно
в пользу промышленно развитых стран
с активным платежнымбалансом.
Объем операций в СДР незначителен. Роль
СДР по сравнению с ЭКЮ
остается скромной. При наличии
рядапозитивных моментов в СДР, что делает
возможным их использование как
базымного валютных оговорок, они
не обладают абсолютной приемлемостью,
не обеспечивают эквивалентности
сопоставлений и урегулирования
сальдоплатежного баланса. МВФ создал
Департамент СДР в целях активизации
операцийс этой коллективной счетной
валютной единицей как наднациональным
резервно-платежным средством, поскольку
использование в этом качестве
национальныхвалют противоречит логике
интернационализации хозяйственных связей.
Функционирование
Ямайской валютной системы противоречиво.
Ожидания,связанные с введением
плавающих валютных курсов, исполнились
лишь частично.Одной из причин является
разнообразие возможных вариантов
действий стран-участниц, доступных
им в рамках этой системы.
Режимы обменных курсов всвоем
чистом виде не практикуются в течение
длительного периода.Другой причиной
является сохранение долларом США
лидирующих позиций вЯмайской
валютной системе. Объясняется это рядом
обстоятельств:
- со времен
Бреттон-Вудской валютной системы
сохранились значительныезапасы долларов
у частных лиц и правительств во всем мире;
- альтернативные
к доллару, признанные всеми резервные
и трансакционныевалюты будут постоянно
в дефиците до тех пор, пока платежные
балансы стран,валюты которых могут
претендовать на эту роль (Германия,
Швейцария,Япония), имеют стабильные активные
сальдо;
- евро - долларовые
рынки создают доллары независимо
от состоянияплатежного баланса
США и тем самым способствуют снабжению
мировой валютнойсистемы необходимым
средством для трансакций.
Для Ямайской валютной системы
характерно сильное колебание
валютногокурса для доллара
США, что объясняется противоречивой
экономическойполитикой США в
форме экспансионистской фискальной
и рестриктивной денежнойполитики.Это
колебание доллара стало причиной многих
валютных кризисов.На фоне многочисленных
проблем, связанных с колебанием валютных
курсов,особый интерес в мире вызывает
опыт функционирования зоны
стабильныхвалютных курсов в Европе,
который позволяет входящим в эту
валютнуюгруппировку странам
устойчиво развиваться, невзирая
на проблемы,возникающие в мировой валютной
системе.