Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:30, реферат
Государственное регулирование экономики в РФ является необходимым условием обеспечения социально–экономического развития. Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду. Преодоление данных последствий возможно только путем вмешательства извне, которое может осуществлять государство. Следовательно, рынок не может выступать единственным эффективным механизмом регулирования экономических процессов. Логичное соединение рыночного и государственного регулирования в современном мире является основой стабильного социально – экономического развития.
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Государственное регулирование экономики: сущность, цели, функции……………………………………………………………………….5
2 Объекты государственного экономического регулирования…………..10
3. Субъекты государственного экономического регулирования…………15
Заключение…………………………………………………………………..19
Литература …………………………………………………………………..21
Объекты государственного
регулирования экономики - это сферы,
отрасли, регионы, а также ситуации,
явления и условия социально-
На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер, потому что управленческое решение в рыночной экономике, как правило, имеет финансовое выражение.
Первый блок – это макроэкономические объекты государственного экономического регулирования:
экономический рост национального хозяйства;
структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);
региональная политика;
инвестиционный климат;
цены и ценообразование;
антиинфляционная политика;
научно-техническая и инновационная политика;
государственный сектор;
предпринимательство;
антимонопольная политика;
теневая экономика.
Второй блок включает денежно-финансовые объекты:
денежно-финансовое обращение;
условия сохранения и накопления капитала;
налоги и налогообложение;
государственный внешний и внутренний долг;
платежно-торговый баланс страны;
экспортно-импортные операции.
Третий блок объектов государственного регулирования содержит социальные и экологические проблемы:
занятость, безработица, миграционные процессы;
социальная защита и социальное обеспечение;
образование, в т.ч. для государственной службы;
здравоохранение;
охрана окружающей среды.[7]
Относительно каждого из названных объектов государство проводит соответствующую экономическую политику.
Экономическая
политика - это система социально-
Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.[7]
В области отраслевой и территориальной структуры государственного регулирования экономики также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по ограничению чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы[2]. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.
Особое внимание государственного регулирования экономики уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.[6]
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты государственного
регулирования экономики
уровень фирмы;
региона;
отрасли;
сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги);
хозяйства в целом;
глобальный (социальные отношения, экология);
наднациональный
(экономико-политическое отношение с зарубежными
странами, интеграционные процессы )[4].
3. Субъекты государственного экономического регулирования.
Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу[1]. В государствах с федеративным устройством существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно представляющие общегосударственные и местные экономические интересы. В унитарных государствах заметна тенденция к внутреннему экономическому федерализму, доля доходов и расходов остается в распоряжении местных властей, оставляя центральным органам решение общегосударственных и общенациональных задач.
По аналогии с общим государственным управлением, центральными органами государственного управления в сфере экономики являются:
парламент,
глава государства,
правительство,
определенная группа министерств,
не имеющие ранга министерств ведомства, например, министерства экономики, финансов, торговли, сельского хозяйства,
комиссия по импорту и экспорту,
государственный комитет по стандартизации и другие органы,
центральный, государственный банк [5]
Главным способом управления является принятие законов (гораздо реже по экономическим вопросам принимаются постановления). Законы за редчайшими исключениями имеют общенормативный характер.
Управляя экономикой, парламент принимает множество законов: гражданский, бюджетный, земельный, водный, налоговый кодексы и другие. В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера.
Правительство РФ:
решает проблемы государственной экономической политики,
осуществляет структурные преобразования в экономике,
организует реализацию государственной политики в экономической и иных отраслях,
решает общие вопросы управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности,
разрабатывает системы управления государственными предприятиями,
решает вопросы конверсии предприятий,
учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими.
Во всех субъектах государственного регулирования экономики следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители – это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы[4]. Например, хозяин фирмы заинтересован в получении максимальной прибыли; наемные работники хотят получить большую зарплату; налоговый инспектор, занимающийся сбором поступлений в бюджет, имеет цель в максимальном налоговом обложении всех активов данной фирмы и т.д. В каждом конкретном случае в рыночной экономике хозяйственные интересы отдельных субъектов находятся в противоречии с интересами других участников рынка. Поэтому государство при осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения[7].
Носители экономических
интересов занимают различные места
в экономической структуре
Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах[10]. Также есть много типов объединений индивидуальных носителей: по виду, имуществу, месту деятельности, доходам, профессиональным, национальным интересам и т.д. Таким путем образуются различные профессиональные союзы (к примеру, шахтеров, машиностроителей, учителей), ассоциации производителей определенного вида продукции, союзы фермеров, лиц свободной профессии, государственных чиновников, продавцов каких-либо товаров, например, автомобилей.
Большие институциональные преобразования в послевоенный период подняли роль других ассоциированных носителей экономических интересов. В каждом демократичном обществе для выражения хозяйственных интересов сложилась определенная структура, которая соотносится с действующей системой управления. Носители и выразители хозяйственных интересов, объединенные в различные союзы, получают все больший доступ посредством лоббирования в законодательные и исполнительные ветви власти. В настоящее время под лоббированием понимают процесс деятельности в различных органах власти с целью выявления и представления в этих органах интересов определенных общественных групп.
Для нашего общества,
по всей видимости, характерно лоббирование
интересов крупных финансово-
Для демократичного общества материальной основой осуществления государственной экономической политики является учет правительством групповых хозяйственных интересов с помощью их выразителей – политических партий[5].