Основные объекты и субъекты ГРЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:30, реферат

Описание работы

Государственное регулирование экономики в РФ является необходимым условием обеспечения социально–экономического развития. Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду. Преодоление данных последствий возможно только путем вмешательства извне, которое может осуществлять государство. Следовательно, рынок не может выступать единственным эффективным механизмом регулирования экономических процессов. Логичное соединение рыночного и государственного регулирования в современном мире является основой стабильного социально – экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

1.Государственное регулирование экономики: сущность, цели, функции……………………………………………………………………….5

2 Объекты государственного экономического регулирования…………..10

3. Субъекты государственного экономического регулирования…………15

Заключение…………………………………………………………………..19

Литература …………………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

микроэкономика.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.[3]

На большинстве  уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер, потому что управленческое решение в рыночной экономике, как правило, имеет финансовое выражение.

Первый блок это макроэкономические объекты государственного экономического регулирования:

экономический рост национального хозяйства;

структура национального  хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);

региональная  политика;

инвестиционный  климат;

цены и ценообразование;

антиинфляционная  политика;

научно-техническая  и инновационная политика;

государственный сектор;

предпринимательство;

антимонопольная политика;

теневая экономика.

Второй блок включает денежно-финансовые объекты:

денежно-финансовое обращение;

условия сохранения и накопления капитала;

налоги и  налогообложение;

государственный внешний и внутренний долг;

платежно-торговый баланс страны;

экспортно-импортные  операции.

Третий блок объектов государственного регулирования  содержит социальные и экологические  проблемы:

занятость, безработица, миграционные процессы;

социальная  защита и социальное обеспечение;

образование, в т.ч. для государственной службы;

здравоохранение;

охрана окружающей среды.[7]

Относительно  каждого из названных объектов государство  проводит соответствующую экономическую политику.

Экономическая политика - это система социально-экономических  идей и целей развития страны, основные задачи и способы их достижения, а также деятельность органов  власти по их достижению.

Суть государственной  антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики  - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.[7]

В области  отраслевой и территориальной структуры  государственного регулирования экономики   также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по ограничению чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального  с точки зрения рыночной экономики  соотношения между спросом и предложением рабочей силы[2]. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Особое внимание государственного регулирования экономики   уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса является объективным показателем  экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство  постоянно осуществляет оперативное  и стратегическое регулирование  платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных  объектов регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.[6]

Государственные регулирующие инстанции стремятся  влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются  в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни:

уровень фирмы;

региона;

отрасли;

сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги);

хозяйства в  целом;

глобальный (социальные отношения, экология);

наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы )[4].    
 

3. Субъекты  государственного экономического регулирования.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу[1]. В государствах с федеративным устройством существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно представляющие общегосударственные и местные экономические интересы. В унитарных государствах заметна тенденция к внутреннему экономическому федерализму, доля доходов и расходов остается в распоряжении местных властей, оставляя центральным органам решение общегосударственных и общенациональных задач. 

По аналогии с общим государственным управлением, центральными органами государственного управления в сфере экономики являются:

парламент,

глава государства,

правительство,

определенная  группа министерств,

не имеющие  ранга министерств ведомства, например, министерства экономики, финансов, торговли, сельского хозяйства,

комиссия по импорту и экспорту,

государственный комитет по стандартизации и другие органы,

центральный, государственный банк [5]

Главным способом управления является принятие законов (гораздо реже по экономическим вопросам принимаются постановления). Законы за редчайшими исключениями имеют общенормативный характер.

Управляя экономикой, парламент принимает множество  законов: гражданский, бюджетный, земельный, водный, налоговый кодексы и другие. В законах, которые не относятся  непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера.

Правительство РФ:

решает проблемы государственной экономической  политики,

осуществляет  структурные преобразования в экономике,

организует  реализацию государственной политики в экономической и иных отраслях,

решает общие  вопросы управления пакетами акций, находящимися в государственной  собственности,

разрабатывает системы управления государственными предприятиями,

решает вопросы  конверсии предприятий,

учреждает государственные  промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими.

Во всех субъектах  государственного регулирования экономики  следует выделять носителей, выразителей  и исполнителей хозяйственных интересов. Носители это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы[4]. Например, хозяин фирмы заинтересован в получении максимальной прибыли; наемные работники хотят получить большую зарплату; налоговый инспектор, занимающийся сбором поступлений в бюджет, имеет цель в максимальном налоговом обложении всех активов данной фирмы и т.д. В каждом конкретном случае в рыночной экономике хозяйственные интересы отдельных субъектов находятся в противоречии с интересами других участников рынка. Поэтому государство при осуществлении своей экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения[7].

Носители экономических  интересов занимают различные места  в экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Невозможно предположить, что государство будет в одинаковой мере учитывать интересы отдельных физических лиц и крупных финансово-промышленных групп. В российском обществе это проявляется, с одной стороны, в слабом учете интересов мелких предпринимателей, а с другой, в явно повышенном внимании правительственных подразделений к крупнейшим компаниям топливно-энергетического и сырьевого комплексов, например, ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", от которых во многом зависит наполняемость российского бюджета.

Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах[10]. Также есть много типов объединений индивидуальных носителей: по виду, имуществу, месту деятельности, доходам, профессиональным, национальным интересам и т.д. Таким путем образуются различные профессиональные союзы (к примеру, шахтеров, машиностроителей, учителей), ассоциации производителей определенного вида продукции, союзы фермеров, лиц свободной профессии, государственных чиновников, продавцов каких-либо товаров, например, автомобилей.

Большие институциональные  преобразования в послевоенный период подняли роль других ассоциированных  носителей экономических интересов. В каждом демократичном обществе для выражения хозяйственных интересов сложилась определенная структура, которая соотносится с действующей системой управления. Носители и выразители хозяйственных интересов, объединенные в различные союзы, получают все больший доступ посредством лоббирования в законодательные и исполнительные ветви власти. В настоящее время под лоббированием понимают процесс деятельности в различных органах власти с целью выявления и представления в этих органах интересов определенных общественных групп.

Для нашего общества, по всей видимости, характерно лоббирование интересов крупных финансово-промышленных структур, которое присуще раннему  капитализму. В России практически  нет депутатов, которые бы признавали свои финансовые отношения с какими-либо компаниями. И не случайно, подкуп чиновников (коррупция) в современном обществе считается все более нарастающей проблемой, которая может привести к значительным политическим кризисам.

Для демократичного общества материальной основой осуществления государственной экономической политики является учет правительством групповых хозяйственных интересов с помощью их выразителей политических партий[5].

Информация о работе Основные объекты и субъекты ГРЭ