Основные объекты и субъекты ГРЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:30, реферат

Описание работы

Государственное регулирование экономики в РФ является необходимым условием обеспечения социально–экономического развития. Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду. Преодоление данных последствий возможно только путем вмешательства извне, которое может осуществлять государство. Следовательно, рынок не может выступать единственным эффективным механизмом регулирования экономических процессов. Логичное соединение рыночного и государственного регулирования в современном мире является основой стабильного социально – экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

1.Государственное регулирование экономики: сущность, цели, функции……………………………………………………………………….5

2 Объекты государственного экономического регулирования…………..10

3. Субъекты государственного экономического регулирования…………15

Заключение…………………………………………………………………..19

Литература …………………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

микроэкономика.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки  Российской Федерации Федеральное Государственное  бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования  Российского государственного торгово-экономического университета 

Уфимский  институт (филиал) 

Факультет: экономики и менеджмента

Кафедра: экономики и управления на  предприятиях торговли и общественного питания 
 
 

Реферат 

По  дисциплине: Микроэкономика

На  тему: Основные объекты и субъекты ГРЭ 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы Б-1.1

 Марданова  Л.Х

Проверил: кандидат юридических наук

            доцент Юсупов В.М 
 
 

Уфа 2011

Содержание 

Введение……………………………………………………………………… 3 

1.Государственное регулирование экономики: сущность, цели, функции……………………………………………………………………….5 

Объекты государственного экономического регулирования…………..10 

3. Субъекты государственного экономического регулирования…………15 

Заключение…………………………………………………………………..19 

Литература  …………………………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

Актуальность  исследования. Государственное регулирование экономики в РФ является необходимым условием обеспечения социально–экономического развития. Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду. Преодоление данных последствий возможно только путем вмешательства извне, которое может осуществлять государство. Следовательно, рынок не может выступать единственным эффективным механизмом регулирования экономических процессов. Логичное соединение рыночного и государственного регулирования в современном мире является основой стабильного социально – экономического развития.

Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы и инструменты. Удачное сочетание разных ее элементов повышает эффективность, по мнению авторов, решения социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Опыт развитых стран мира подтверждает, что чем острее экономическая ситуация в стране, тем выше роль прямых административных методов в государственном управлении экономикой, чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных методов и косвенных регуляторов (налоги, кредит, цены и др.).

Как и в  любой управленческой системе, в  государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.

Целью данной работы является  выделение объектов и субъектов государственного экономического регулирования в РФ.

Для реализации намеченной цели были поставлены следующие  задачи исследования

- определение сущности, целей и функций государственного экономического регулирования;

- определение объектов государственного экономического регулирования в РФ;

- определение субъектов государственного экономического регулирования в РФ.

Предмет исследования — совокупность экономических отношений в сфере государственного регулирования экономики.

Объектом исследования являются  объекты и субъекты  государственного экономического регулирования в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, функции.

В современных  условиях основными составляющими  механизма регулирования экономики  являются рыночное регулирование, предусматривающее  функционирование механизма свободной  конкуренции, и государственное  регулирование экономики. Соответственно основной системой регулирования социально - экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.

Государственное регулирование экономики – это  система методов для осуществления  поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.[4]

Активная роль государства обусловлена возникновением внешних эффектов (экстерналий), которые, в основном. являются закономерными последствиями функционирования рынка. Свободный рынок неспособен выступать эффективным единственным инструментом регулирования общественного производства, его пропорций и темпов роста, обуславливая тем самым необходимость государственного регулирования экономики. Отмечено, что функционирование рыночного механизма вызывает ряд следующих негативных последствий (экстерналий):

Нерегулируемый  рынок приводит к несоответствию между спросом и потреблением: предприниматели, увеличивая производство, насыщают рынок товарами и в тоже время, сокращают спрос путем  экономии на заработной плате и ресурсах. В общественном масштабе это приводит к перенасыщению рынка товарами. Неконтролируемое развитие данного процесса приводит к экономическим кризисам.

Нерегулируемый  рынок дифференцирует общество, а  значительное расслоение общества может  вызывать острые социальные конфликты.

Рыночный механизм не может предотвратить возникновение  и развитие монополий, которые в  свою очередь разрушают условия свободной конкуренции.

В условиях научно–технического  прогресса необходимы значительные инвестиции в научные исследования, подготовку научных кадров, освоение новых технологий. В современном  мире это в основном – государственные инвестиции.

Экологическая ситуация также является проблемой, которую не в силах решить рыночный механизм.

Таким образом, рыночный механизм, основанный на свободной  конкуренции, нуждается в корректировке, осуществить которую может только государство.

Основными принципами государственного регулирования экономики принято считать: во-первых, минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы (выполнение ими лишь тех функций, которые не могут выполнять сами субъекты рыночных отношений); во-вторых, влияние соответствующих властных структур на развитие социально-экономических процессов с помощью устанавливаемых государством экономических регуляторов и нормативов.[4]

Цель государства  в современной рыночной экономике  не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства — всюду, где это необходимо.

В современных  условиях государственного регулирования экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д. 

Регулирование является одной из важнейших функций  системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование  обусловлено действием законов  экономического развития и опирается  на законодательную базу, на широкое  использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюджетом, на ценообразование, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций.[10]

В зависимости  от влияния на субъекты рынка методы государственного регулирования делят на две группы: прямого и непрямого (опосредованного) влияния.

Прямые методы – это методы, с помощью которых  государство непосредственно вмешивается  в экономические процессы. 

К методам  прямого государственного регулирования  относятся:

государственные контракты и государственные заказы – это договора между государством и субъектами хозяйствования на производство определенного товара или выполнение услуг с целью удовлетворения социально-экономических нужд потребителя, стимулирования производства дефицитного товара, внедрения новых технологий, исполнения международных соглашений и т.д.;

государственное ассигнование и дотации – это  определенные суммы затрат, выделенные из централизованных и децентрализованных источников финансовых ресурсов на покрытие определенных целей.

В зависимости  от экономической роли государственное  ассигнование может выступать в  виде: 

субвенции –  средства, выделенные из государственного     бюджета местным бюджетам;

субсидии –  финансовая помощь, которая предоставляется  населению или хозрасчетным предприятиям и организациям;

государственные дотации – средства, направленные на компенсацию разницы в ценах, вызванной государственной политикой  регулирования цен;

лицензирование  и квотирование внешнеэкономической  деятельности предусматривает выдачу государством через уполномоченные органы разрешений на осуществление внешнеэкономической деятельности по определенным товарам, внесенным в список лицензирования экспорта и импорта;

прямые расходы  правительства;

установление  фиксированных цен и тарифов;

установление  государственных стандартов и нормативов (экономических, социальных, пищевых, экологических, санитарных, фармацевтических, ветеринарных и др.).

Методы непрямого  государственного регулирования основываются на товарно-денежных инструментах.

К таким методам  относятся:

налогообложение, уровень налогообложения, система  налоговых льгот;

регулирование цен;

плата за ресурсы, проценты за кредит и кредитные льготы;

таможенное  регулирование экспорта и импорта, валютного курса и условий  функционирования валютного курса.

Помимо приведенной  классификации методы государственного регулирования экономики возможно подразделить на:

правовые –  система законов и законодательных  актов,   регулирующие социально-экономические процессы;

экономические – система финансовых и материальных стимулов, созданная государством и направленная на субъектов хозяйствования;

административные  – методы, которые основываются на силе государственной власти; данные методы также называют императивными ( от лат. – приказные);

неформальные  методы – это методы, основанные на культурных и национальных традициях, религиозных особенностях, менталитете  нации, психологии и формировании общественного  мнения и.т.д.[2]

Таким образом, государственное регулирование  экономики – это совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство влияет на деятельность субъектов хозяйствования, рыночную конъюнктуру с целью создания нормальных условий функционирования рынка и решения социально – экономических проблем общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Объекты государственного экономического регулирования.

Информация о работе Основные объекты и субъекты ГРЭ