Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:30, реферат
Государственное регулирование экономики в РФ является необходимым условием обеспечения социально–экономического развития. Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду. Преодоление данных последствий возможно только путем вмешательства извне, которое может осуществлять государство. Следовательно, рынок не может выступать единственным эффективным механизмом регулирования экономических процессов. Логичное соединение рыночного и государственного регулирования в современном мире является основой стабильного социально – экономического развития.
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Государственное регулирование экономики: сущность, цели, функции……………………………………………………………………….5
2 Объекты государственного экономического регулирования…………..10
3. Субъекты государственного экономического регулирования…………15
Заключение…………………………………………………………………..19
Литература …………………………………………………………………..21
Министерство
образования и науки Российской
Федерации Федеральное
Уфимский
институт (филиал)
Факультет: экономики и менеджмента
Кафедра:
экономики и управления на предприятиях
торговли и общественного питания
Реферат
По дисциплине: Микроэкономика
На
тему: Основные объекты и субъекты
ГРЭ
Выполнила: студентка группы Б-1.1
Марданова Л.Х
Проверил: кандидат юридических наук
доцент Юсупов В.М
Уфа 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Государственное
регулирование экономики: сущность, цели,
функции……………………………………………………………
2 Объекты
государственного экономического регулирования…………..10
3. Субъекты
государственного экономического регулирования…………15
Заключение……………………………………………………
Литература
…………………………………………………………………..21
Введение
Актуальность исследования. Государственное регулирование экономики в РФ является необходимым условием обеспечения социально–экономического развития. Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду. Преодоление данных последствий возможно только путем вмешательства извне, которое может осуществлять государство. Следовательно, рынок не может выступать единственным эффективным механизмом регулирования экономических процессов. Логичное соединение рыночного и государственного регулирования в современном мире является основой стабильного социально – экономического развития.
Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики.
Государственное регулирование есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы и инструменты. Удачное сочетание разных ее элементов повышает эффективность, по мнению авторов, решения социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Опыт развитых стран мира подтверждает, что чем острее экономическая ситуация в стране, тем выше роль прямых административных методов в государственном управлении экономикой, чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных методов и косвенных регуляторов (налоги, кредит, цены и др.).
Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.
Целью данной работы является выделение объектов и субъектов государственного экономического регулирования в РФ.
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи исследования
- определение сущности, целей и функций государственного экономического регулирования;
- определение объектов государственного экономического регулирования в РФ;
- определение субъектов государственного экономического регулирования в РФ.
Предмет исследования — совокупность экономических отношений в сфере государственного регулирования экономики.
Объектом исследования
являются объекты и субъекты государственного
экономического регулирования в РФ.
1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, функции.
В современных
условиях основными составляющими
механизма регулирования
Государственное
регулирование экономики – это
система методов для
Активная роль
государства обусловлена
Нерегулируемый рынок приводит к несоответствию между спросом и потреблением: предприниматели, увеличивая производство, насыщают рынок товарами и в тоже время, сокращают спрос путем экономии на заработной плате и ресурсах. В общественном масштабе это приводит к перенасыщению рынка товарами. Неконтролируемое развитие данного процесса приводит к экономическим кризисам.
Нерегулируемый рынок дифференцирует общество, а значительное расслоение общества может вызывать острые социальные конфликты.
Рыночный механизм
не может предотвратить
В условиях научно–технического прогресса необходимы значительные инвестиции в научные исследования, подготовку научных кадров, освоение новых технологий. В современном мире это в основном – государственные инвестиции.
Экологическая ситуация также является проблемой, которую не в силах решить рыночный механизм.
Таким образом,
рыночный механизм, основанный на свободной
конкуренции, нуждается в корректировке,
осуществить которую может
Основными принципами государственного регулирования экономики принято считать: во-первых, минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы (выполнение ими лишь тех функций, которые не могут выполнять сами субъекты рыночных отношений); во-вторых, влияние соответствующих властных структур на развитие социально-экономических процессов с помощью устанавливаемых государством экономических регуляторов и нормативов.[4]
Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства — всюду, где это необходимо.
В современных условиях государственного регулирования экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.
Регулирование является одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюджетом, на ценообразование, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций.[10]
В зависимости от влияния на субъекты рынка методы государственного регулирования делят на две группы: прямого и непрямого (опосредованного) влияния.
Прямые методы
– это методы, с помощью которых
государство непосредственно
К методам прямого государственного регулирования относятся:
государственные контракты и государственные заказы – это договора между государством и субъектами хозяйствования на производство определенного товара или выполнение услуг с целью удовлетворения социально-экономических нужд потребителя, стимулирования производства дефицитного товара, внедрения новых технологий, исполнения международных соглашений и т.д.;
государственное ассигнование и дотации – это определенные суммы затрат, выделенные из централизованных и децентрализованных источников финансовых ресурсов на покрытие определенных целей.
В зависимости от экономической роли государственное ассигнование может выступать в виде:
субвенции – средства, выделенные из государственного бюджета местным бюджетам;
субсидии – финансовая помощь, которая предоставляется населению или хозрасчетным предприятиям и организациям;
государственные
дотации – средства, направленные
на компенсацию разницы в ценах,
вызванной государственной
лицензирование и квотирование внешнеэкономической деятельности предусматривает выдачу государством через уполномоченные органы разрешений на осуществление внешнеэкономической деятельности по определенным товарам, внесенным в список лицензирования экспорта и импорта;
прямые расходы правительства;
установление фиксированных цен и тарифов;
установление государственных стандартов и нормативов (экономических, социальных, пищевых, экологических, санитарных, фармацевтических, ветеринарных и др.).
Методы непрямого государственного регулирования основываются на товарно-денежных инструментах.
К таким методам относятся:
налогообложение, уровень налогообложения, система налоговых льгот;
регулирование цен;
плата за ресурсы, проценты за кредит и кредитные льготы;
таможенное регулирование экспорта и импорта, валютного курса и условий функционирования валютного курса.
Помимо приведенной
классификации методы государственного
регулирования экономики
правовые –
система законов и
экономические – система финансовых и материальных стимулов, созданная государством и направленная на субъектов хозяйствования;
административные – методы, которые основываются на силе государственной власти; данные методы также называют императивными ( от лат. – приказные);
неформальные методы – это методы, основанные на культурных и национальных традициях, религиозных особенностях, менталитете нации, психологии и формировании общественного мнения и.т.д.[2]
Таким образом,
государственное регулирование
экономики – это совокупность
форм, методов и инструментов, с помощью
которых государство влияет на деятельность
субъектов хозяйствования, рыночную конъюнктуру
с целью создания нормальных условий функционирования
рынка и решения социально – экономических
проблем общества.
2. Объекты государственного экономического регулирования.