Основные направления развития нефтегазового комплекса Республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:54, реферат

Описание работы

Значение нефтегазового комплекса в экономическом и хозяйственном развитии России было, и сегодня остается чрезвычайно важным, т.к. результаты деятельности НГК является основной базой для формирования платежного баланса, поддержания курса национальной валюты, имеют ключевое значение для преодоления кризисных явлений. Весьма ценным позитивным опытом представляется поддержки малого и среднего предпринимательства нефтегазового сектора органами государственной власти Республики Татарстан.В республике умело используются эти преимущества в условиях затухающей нефтегазовой провинции с позиций повышения социальной ценности недр: рационального недропользования, поддержания высокого уровня занятости, формирования бюджетных доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика НГК Республики Татарстан
2. Современное состояние НГХК Республики Татарстан
3. Формирование стратегии развития НГХК Республики Татарстан
4. Развитие малого и среднего предпринимательства
5. Ресурсо- и энергосбережение
6. Экологическая политика
7. Обеспечение промышленной безопасности и охраны труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 76.47 Кб (Скачать)

    Основу  программ ресурсосбережения составляют энергетические проекты предприятий  НГХК Республики Татарстан (проекты  энергообеспечения и энергосбережения). Основные направления и объемы капитальных  вложений следующие:

    Значительную  долю в объеме представленных инвестиций (около 30%) составляют крупные проекты  по модернизации оборудования, которые  также обеспечивают эффект в виде экономии энергоресурсов. Среди них - реконструкция печей пиролиза на заводе "Этилен", реконструкция  установки "Э-200", производства полиэтилена 4 очереди низкого давления в ОАО "Казаньоргсинтез".

    Важнейший вопрос - обеспечение химических и  нефтехимических производств энергоресурсами. Практически все крупные предприятия  в своих энергетических программах заявили о строительстве собственных  энерговырабатывающих установок, что неоднозначно скажется на экономике как самих предприятий, так и республики в целом. Решение непростой задачи может быть найдено через взаимовыгодное многостороннее сотрудничество предприятий НГХК Республики Татарстан, генерирующих компаний и региональной власти. Создание союза нефтехимиков и энергетиков, направленное на поиск путей достижения наибольшей энергоэффективности, может стать фундаментом в решении проблемы.

    В перспективе необходимо обеспечить изменение целевых ориентиров компаний на переход с энергосберегающего на магистральный ресурсосберегающий путь развития. Как следствие, рост объемов производства должен осуществляться при стабилизации или даже снижении объемов абсолютного потребления  первичных видов ресурсов.

    Эффективная политика в области РЭС неразрывно связана с оптимальным экоразвитием, формированием системы управления природоохранной деятельностью компаний НГХК и региональной экономики в целом.

  1. Экологическая политика

    В мировом сообществе задачи рационального  использования и воспроизводства  ресурсов, охраны окружающей среды  от отрицательного антропогенного воздействия  признаны приоритетными в обеспечении  устойчивого развития общества.

    Базовыми  принципами разработки и выполнения стратегии в данной области должны стать: принцип предупреждения, чтобы  в максимальной степени исключить  опасность нанесения ущерба природе; принцип ответственности, заключающийся в том, что "загрязнитель" должен нести ответственность и расходы, связанные с недопущением или устранением экологического ущерба; принцип экологической допустимости при экономической эффективности деятельности предприятий; принцип кооперации, в соответствии с которым решать проблемы экологии и сохранения природно-ресурсного потенциала республики необходимо общими усилиями государства и промышленности.

    Переход к модели устойчивого развития НГХК требует комплексного подхода в  решении проблем рационального  природопользования и снижения техногенной  нагрузки на экосферу. В связи с этим предусматривается как дальнейшее совершенствование технологий производства и природоохранных сооружений, так и качественно новая организация работы по экологическому управлению. Следующие направления:

    - Региональное регулирование и поддержка процессов эффективного природопользования и природоохранной деятельности

    - Корпоративная политика природоохранной деятельности

    - Использование вторичных ресурсов в НГХК Республики Татарстан

    К вторичным материальным ресурсам в  НГХК относится совокупность отходов  нефтегазохимических производств  и отходов потребления продукции, выпускаемой компаниями НГХК.

    В целях сохранения природных ресурсов на длительный период времени необходимо создавать технологии по восстановлению отходов производства и потребления  во вторичную продукцию или ресурсы  повторного использования.

    К числу основных направлений использования  отходов потребления продукции, выпускаемой компаниями НГХК, относятся:

    - Переработка отработанных нефтепродуктов

    - Глубокая переработка и вторичное использование термопластичных и термореактивных полимерных материалов синтетической химии.

    Отходы  производства и потребления полимерных материалов оказывают существенную техногенную нагрузку на окружающую среду. В то же время стоимость  полимерных материалов достаточно высока, определенные виды сырья для их производства импортируются из-за рубежа. Поэтому  важной задачей является реализация приоритетных направлений переработки  отходов производства и потребления  пластмасс с получением либо исходных полимеров (рециклата), наполнителей, армирующих элементов, либо мономеров, либо других химических соединений, пригодных к использованию.

    Основные  направления:

    - Переработка отходов из пластмасс: переработка с получением гранулированных пластиков высокой чистоты (рециклатов) с возможным введением (по желанию потребителя) красителей, пигментов, стабилизаторов, пластификаторов и т.д.; переработка с получением новых полимерных материалов; термический рециклинг полимерных отходов с получением полезных продуктов неполимерной природы, при критических условиях протекающий достаточно быстро и экономично.

    - Переработка отходов из реактопластов (резиновой крошки и других отходов резинотехнических изделий): переработка резиновых невулканизированных отходов (близких по своим качественным параметрам к исходному первичному сырью), содержание каучука в которых достигает 90%; переработка резиновых вулканизированных отходов, содержание химически связанного каучука в которых достигает 50%, с получением товарной резиновой крошки; переработка резинотканевых вулканизированных и невулканизированных отходов и вторичное их использование в производстве рукавов, шифера и других видов продукции.

    Текстильные волокна, остающиеся после регенерации  резинотехнических изделий, должны найти применение в производстве технической ваты, нетканых материалов. Современные экологически чистые технологии переработки резинотехнических  изделий позволяют получить фракцию, на 75% состоящую из исходного сырья, для получения синтетического каучука  и являющуюся ценным энергоносителем, а также поликарбон, из которого получают активированный уголь.

    - Переработка изношенных автошин: термическое растворение автошин с использованием в качестве растворителя нефтяного остатка (гудрона) - полученная в результате переработки суспензия тонко измельченной сажи в битумоподобном материале должна найти применение в дорожном строительстве, в гидроизоляционных и антикоррозионных составах, в строительстве спортивных сооружений и т.д.; применение термического пиролиза с использованием полученной жидкой фракции в качестве добавок в резины или пластмассы и переработкой твердой фракции в активированный уголь высокой адсорбционной способности; использование изношенных шин в качестве топлива для получения тепла и электроэнергии с возможным применением установки газификации - сжигание полимерных отходов на современных установках при высоких температурах позволяет предотвратить загрязнение окружающей среды сверхтоксичными соединениями диоксинового и фуранового ряда.

    7. Обеспечение промышленной безопасности и охраны труда

    Участие работников компаний НГХК в сложных  и строго регламентированных технологических  процессах, высокая роль человеко-машинных взаимодействий создают своеобразную внутреннюю социально-экономико-эргономическую среду, требующую реализации соответствующей  политики государства и компаний в области промышленной безопасности и охраны труда.

    Предприятия НГХК согласно Федеральному закону "О  промышленной безопасности опасных  производственных объектов" относятся  к крупным техническим объектам повышенной опасности. Высокая степень  риска техногенных аварий (вследствие высокого процента износа оборудования) и угроза их разрушающих последствий  определяют обеспечение необходимого уровня безопасности на предприятиях как одну из основных задач стратегического  развития комплекса.

    Стратегия охраны труда и промышленной безопасности НГХК Республики Татарстан исходит  из основополагающих нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности Российской Федерации  и Республики Татарстан. Основные направления:

    - Региональная и отраслевая политика в сфере обеспечения условий и регулирования деятельности компаний НГХК в области охраны труда и промышленной безопасности: совершенствование на региональном уровне организационно-методического, информационного, научного и образовательного обеспечения становления и развития систем управления промышленной безопасностью и охраной труда в НГХК; стимулирование научной разработки решений проблем "химической безопасности"; оптимизация требований по определению границ допустимых рисков при эксплуатации объектов во взаимосвязи с окружающей природной и техногенной средой; обеспечение соответствующими государственными органами и ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" контроля соответствия квалификации производственно-технического персонала компаний, арендующих промышленные объекты компаний НГХК, требованиям к охране труда и промышленной безопасности; обеспечение контроля за созданием работодателями, руководителями работ, должностными лицами организаций здоровых и безопасных условий труда, за соблюдением работающими нормативно установленных требований безопасности; разработка мер поддержки научно-исследовательских работ в области промышленной безопасности и охраны труда; реализация принципа обратной связи с помощью проведения в рамках ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" регулярных отраслевых совещаний по вопросам промышленной безопасности с изучением и использованием опыта передовых предприятий (как отечественных, так и зарубежных); анализ состояния и условий охраны труда в НГХК; подведение итогов и корректировка направлений в области охраны труда на основе резолюций отраслевых совещаний.

    - Корпоративная политика по охране труда и обеспечению промышленной безопасности: обеспечение неукоснительного выполнения действующих, законодательно установленных требований по охране труда и обеспечению промышленной безопасности; формирование в компаниях комплекса систем управления процессами охраны труда и обеспечения промышленной безопасности, соответствующих российским и международным стандартам (внедрение системы сертификации работ по охране здоровья и технике безопасности (OHSAS серии 18000), совместимой со стандартами систем менеджмента качества ИСО серии 9000 и экологии ИСО серии 14000); формирование гибкой образовательной и информационной системы, предполагающей обучение руководителей и работников предприятий основам охраны труда, воспитание и пропаганду безопасного трудового поведения, подготовку и аттестацию (первичную, периодическую, внеочередную) работников в области промышленной безопасности на основе принципа непрерывности обучения в установленном в соответствии с законодательством порядке; обновление обучающих программ в сфере промышленной безопасности и здоровья; регулярное рассмотрение на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ вопросов состояния условий и охраны труда; принятие действенных мер для организации работ и рабочих мест в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда, в том числе организация обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; создание автоматизированного рабочего места специалиста по охране труда (АРМ СОТ); обеспечение профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; обеспечение социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве; укрепление трудовой и технологической дисциплины в организациях, усиление контроля за соблюдением правил трудового распорядка всеми категориями работающих; проведение анализа состояния промышленной безопасности, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз; координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к быстрой локализации аварий и ликвидации их последствий; контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и проверкой контрольных средств измерений; реализация мероприятий по модернизации, реконструкции, выводу из эксплуатации нефтехимического, химического оборудования, являющегося источником повышенной опасности; обеспечение квалифицированного проектирования, рационального выбора и внедрения технически совершенных, надежных и безопасных видов оборудования и технологий, материалов и комплектующих изделий, способствующих увеличению межремонтного пробега оборудования, снижению физического и морального износа основных фондов и быстрому их обновлению; полное задействование 4 учебно-тренировочных полигонов, расположенных на базе ОАО "Татнефть", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Татгаз", для обучения работников практическим навыкам при проведении газоопасных и огнеопасных работ.

    Реализация  указанных направлений позволит достичь социально-экономического эффекта, выраженного в увеличении трудового потенциала работающих, преломления  негативной тенденции роста социально-экономических  потерь от техногенных аварий, непредвиденных остановок производства, производственного  травматизма. 

     
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, экономический рост в нефтегазохимическом  комплексе Республики Татарстан  будет основан на качественном изменении  его структуры в сторону высокотехнологичных  наукоемких производств, обеспечивающих глубокую переработку углеводородного, нефтехимического и химического  сырья и получение высокой  добавленной стоимости в границах региональной экономики.

    В результате доля нефтеперерабатывающего комплекса в объемах товарной продукции существенно возрастет  при сокращении доли нефтегазодобычи. Наибольшую же долю в товарообороте комплекса обеспечит продукция химии и нефтехимии. В результате структура НГХК радикально изменится.

      Повысится удельный вес "малых"  химических и нефтехимических  производств - объемы производства  будут увеличены почти в 3 раза, в том числе за счет создания  порядка 50 новых производств.  Новые производства будут организованы  в различных административно-территориальных  единицах Республики Татарстан  и основаны на использовании  сырьевых ресурсов "большой"  химии и нефтехимии республики. Около 20% новых производственных  и инновационных фирм в секторе  малого и среднего бизнеса  в химии и нефтехимии предполагается  создать в рамках деятельности  технопарка "Идея" и за счет  средств венчурного фонда. В  результате реализации Программы  численность занятых в секторе  малой и средней химии и  нефтехимии возрастет оценочно  на 4,8 - 5 тыс. человек. Таким образом,  существенный вклад в развитие  данного сектора должны внести  наращивание в республике объемов  выпуска продукции на крупных  химических предприятиях, а также  становление технопарковой культуры в НГХК и деятельность венчурного фонда.

    В результате реализации проектов по модернизации производственных мощностей с увеличением  объемов производства, снижением  затрат и повышением качества продукции, а также за счет ввода в действие новых производств доли основных компаний химии и нефтехимии в  общероссийском производстве продуктов-лидеров (базовые олефины, полимеры, синтетические  каучуки, шины) должны составить в 2012 г. порядка 20% - 65%. При этом должна существенно расшириться номенклатура конкурентоспособных видов продукции, реализуемых как на российском, так и на зарубежных рынках.

Информация о работе Основные направления развития нефтегазового комплекса Республики Татарстан