Основные направления развития нефтегазового комплекса Республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:54, реферат

Описание работы

Значение нефтегазового комплекса в экономическом и хозяйственном развитии России было, и сегодня остается чрезвычайно важным, т.к. результаты деятельности НГК является основной базой для формирования платежного баланса, поддержания курса национальной валюты, имеют ключевое значение для преодоления кризисных явлений. Весьма ценным позитивным опытом представляется поддержки малого и среднего предпринимательства нефтегазового сектора органами государственной власти Республики Татарстан.В республике умело используются эти преимущества в условиях затухающей нефтегазовой провинции с позиций повышения социальной ценности недр: рационального недропользования, поддержания высокого уровня занятости, формирования бюджетных доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика НГК Республики Татарстан
2. Современное состояние НГХК Республики Татарстан
3. Формирование стратегии развития НГХК Республики Татарстан
4. Развитие малого и среднего предпринимательства
5. Ресурсо- и энергосбережение
6. Экологическая политика
7. Обеспечение промышленной безопасности и охраны труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 76.47 Кб (Скачать)

    Альметьевский государственныЙ 

    нефтяной  институт 

    кафедра  
 
 

РЕФЕРАТ

    по  дисциплине: «ОНГД»

    на  тему: «Основные направления развития нефтегазового вомплекса Республики Татарстан» 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы 31-91

Насифуллина А.Р.

                                                 Проверил:  Рыбаков А.А. 
 

Альметьевск, 2012 год 

СПИСОК  СОКРАЩЕНИЙ

НГХК - нефтегазохимический комплекс

НГК –  нефтегазовый комплекс

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы

НПЗ - нефтеперерабатывающий  завод

СКЭПТ - этилен-пропиленовый каучук

РЭС-ресурсоэнергосбережение 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 4

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1. Общая характеристика НГК Республики Татарстан 5

2. Современное состояние НГХК Республики Татарстан 8

3. Формирование стратегии развития НГХК Республики Татарстан 12

4. Развитие малого и среднего предпринимательства 17

5. Ресурсо- и энергосбережение 18

6. Экологическая политика 20

7. Обеспечение промышленной  безопасности и  охраны труда 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 27 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Значение  нефтегазового комплекса в экономическом  и хозяйственном развитии России было, и сегодня остается чрезвычайно  важным, т.к. результаты деятельности НГК  является основной базой для формирования платежного баланса, поддержания курса  национальной валюты, имеют ключевое значение для преодоления кризисных  явлений.

    В настоящее время наметился ряд  как позитивных, так и негативных тенденций развития нефтегазового  комплекса. Среди позитивных тенденций  следует отметить создание предпосылок  для стабилизации и роста добычи нефти в России, которые связаны  с вводом в разработку ряда новых  крупных месторождений в разных регионах страны. Так, в настоящее  время происходит формирование новых  центров в Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин, на Каспии.

    Энергетической  стратегией Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается  обеспечить годовой объем добычи нефти на уровне 535 - 595 млн. тонн. Эти  планы по наращиванию объемов  добычи нефти обусловлены рядом  серьезных факторов: выходом российских нефтяных компаний на новые рынки, новыми обязательствами перед партнерами, заинтересованностью государства  в получении дополнительных поступлений  в государственный бюджет и другими.

    Важнейшим обстоятельством, предопределяющим успешное выполнение намеченных объемов, является расширение инновационных процессов, новых технологий в продлении  жизненного цикла месторождений, находящихся  на поздней стадии разработки. И  хозяйский подход к недрам. Создание мобильных, регионально ориентированных, малых предприятий, способных существенно  пополнять региональные бюджеты  за счет вовлечения в эксплуатацию малых, особенно сложных, месторождений  минерального сырья, потенциально является одним из основных направлений устойчивого  социально-экономического развития субъектов  федерации.

    В отечественном нефтяном бизнесе  у небольших нефтедобывающих  предприятий производительность труда  выше в 3 раза, бюджетная эффективность  — в 4-5 раз, доля простаивающего фонда  скважин — в 2,5 раза ниже. Государственная  политика в отношении малого и  среднего нефтяного бизнеса во всей мировой практике однозначно уважительная. Это объяснимо. Почти половину технических  нововведений в мировой практике нефтедобычи осуществляется именно малыми предприятиями. Сегодня только в США зарегистрировано 10 тыс. малых  предприятий в нефтяном деле, у  нас же сегодня числится 130 независимых  малых и средних нефтяных компаний. Добычу нефти в России ведут свыше 200 нефтедобывающих организаций. При этом более 90% всего объема добываемой нефти приходится на долю вертикально интегрированных нефтяных компаний.  

     

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Общая характеристика НГК  Республики Татарстан

    Весьма  ценным позитивным опытом представляется поддержки малого и среднего предпринимательства  нефтегазового сектора органами государственной власти Республики Татарстан. Малые компании республики, ориентированные на эффективное  использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение инноваций при  добыче нетрадиционных запасов, обеспечение  стабильного уровня добычи углеводородного  сырья, успешно реализуют свои сильные  стороны (склонность к инновациям, быстрая  реакция на рыночные изменения, более  высокая производительность труда, гибкость в управлении). В республике умело используются эти преимущества в условиях затухающей нефтегазовой провинции с позиций повышения  социальной ценности недр: рационального  недропользования, поддержания высокого уровня занятости, формирования бюджетных  доходов. Предполагается, что в 2010 году доля малого предпринимательства в  ВРП республики достигнет 27,9%.

    На  фоне отсутствия должного внимания к  малым и средним предприятиям на общефедеральном уровне, на региональном уровне сформировалось достаточно ясное  понимание места и проблем  малых и средних горнодобывающих  и сервисных компаний. Активные меры в этом направлении принимаются  многими субъектами Российской Федерации, например, в нефтегазовом секторе  в ХМАО, в рудном секторе Мурманской области, угольном секторе Кемеровской  области и других.

    К основным проблемам средне- и долгосрочного  развития НГК необходимо отнести:

    -нерациональное  недропользование - система регулирования  недропользования в стране, в  целом выполняющая свою роль, начинает отставать от новых  условий, вступает в противоречие  с формирующимися реалиями, тормозит  развитие всего минерально-сырьевого  комплекса; 

    - воспроизводство минерально-сырьевой  базы не соответствует задачам  развития добычи нефти. Действующим  законодательством не обеспечивается  должным образом воспроизводство  минерально-сырьевой базы, развитие  геологоразведочных работ, не  обеспечивается экономическое стимулирование  работ по поиску и разведке  полезных ископаемых, не создается  благоприятный инвестиционный климат, не обеспечиваются равные условия  всем недропользователям на всех  этапах поисков, разведки и  разработки месторождений; 

    - плоская шкала налогов на добычу  полезных ископаемых не стимулирует  горный бизнес к вовлечению  в разработку трудноизвлекаемых и низкокачественных запасов месторождений, делает нерентабельной доработку истощённых запасов. В результате компании-недропользователи не имеют стимулов к привлечению инвестиций, расширенному воспроизводству минерально-сырьевой базы за счёт опережающих геологоразведочных работ.

    - заметна тенденция замедления  темпов роста и падение добычи  нефти;

    - слабо защищена от коррупционных  схем система лицензирования  в недропользовании. Усложнилась  процедура предоставления лицензий  на разведку и добычу по  факту открытия месторождения.  Нет гарантированного права получения  лицензии на разведку и добычу  для недропользователя, открывшего месторождение;

    - ухудшается положение малого  и среднего бизнеса в недропользовании. В последнее время в этой  сфере можно констатировать стагнацию  и даже "выдавливание" малого  бизнеса с топливного рынка,  особенно в части независимых  компаний. По данным ОАО "АССОнефть" число малых нефтяных компаний снизилось до 159, в том числе независимых - до 36, а их удельный вес в общей нефтедобыче составляет всего 2,3%. Компании не могут заниматься работой по получению прав недропользования в пределах перспективных площадей, поскольку не способны конкурировать с крупными компаниями в получении лицензий. Действующий порядок выдачи лицензий нарушает право геологических компаний на интеллектуальную собственность. Они открывают месторождения, но не могут получить лицензии на их разработку;

    - отмечаются катастрофически низкие  темпы применения новых технологий  и инноваций, уменьшения объемов  инвестиций в НИОКР;

    - неоправданно усложняется управление  фондом недр со стороны государственных  органов. Не урегулированы функции  разграничения полномочий федеральных  и региональных органов власти  в части права пользования  недрами. Ограничение прав субъектов  Федерации в недропользовании  привело к падению их заинтересованности  в развитии минерально-сырьевого  комплекса; 

    - законодательство о недрах не  предусматривает механизм изменения  границ участка недр по лицензиям  на право разведки и добычи  углеводородного сырья. Недропользователь не имеет возможности проведения геологического изучения недр за пределами горного отвода.

    В целях создания экономически более  эффективной деятельности нефтегазового  комплекса, в первую очередь нефтяной отрасли нужны более совершенные  и логически выверенные правовые механизмы, а также разумная государственная  политика. К таким механизмам следует  отнести вопросы гибкого (стимулирующего) налогообложения эксплуатации "стареющих" месторождений и ввода новых, в первую очередь, - в необустроенных нефтеносных регионах, а также  разработки трудно извлекаемых запасов, применения новейших технологий и ввода не работающего низко производительного фонда скважин, а также стимулирование малого и среднего нефтяного бизнеса.

    Республики  Татарстан внесла ценный вклад в  развитие малого и среднего бизнеса  в нефтяной отрасли, перевода его  на инновационные методы решения  технологических проблем и обеспечение  на этой основе устойчивого функционирования нефтедобывающих предприятий в  условиях истощающихся месторождений. Поэтому возникает необходимость  просить органы государственной  власти республики Татарстан и Представительство  Президента России в Приволжском  федеральном округе содействовать  посредством современных средств  технической информации распространению  накопленного передового опыта в  других нефтедобывающих регионах страны.

    Развитие  нефтегазохимического комплекса (НГХК) является определяющим для Республики Татарстан, задающим тенденции регионального  развития, как через бюджетный механизм, так и через механизм мультипликативного влияния на функционирование отраслей экономики и социальной сферы региона. Роль ведущего звена будет по праву принадлежать комплексу и впредь в силу заключенного в нем потенциала.

    Современный этап развития нефтегазохимического комплекса  Республики Татарстан характеризуется  необходимостью перехода к стратегии  устойчивого развития, общепринятая концепция которого заключается  в нахождении баланса между потребностями  нынешнего поколения в экономическом  благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии без ущерба для аналогичных потребностей будущих поколений.

    Это предполагает решение широкого круга  проблем в области масштабного  технологического перевооружения и  совершенствования товарной структуры  производства на основе внедрения достижений науки, техники и технологии, создания благоприятных условий для инновационной  деятельности, совершенствования инвестиционных  механизмов, решения вопросов сырьевого  обеспечения, осуществления целенаправленных изменений в сфере образования  и кадрового потенциала, развития малого предпринимательства, реализации экологической и социальной политики и пр.

Информация о работе Основные направления развития нефтегазового комплекса Республики Татарстан