Основные методы государственного регулирования платежного баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг – к вывозу капитала и последующему созданию международного производства, далее – к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………..3
1. Понятие платежного баланса……………………………….…………………4
1.1. Структура платежного баланса…………………...…………………..6
1.2. Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса……………………………………...……………………………….7
2. Основные методы государственного регулирования платежного баланса...9
2.1. Валютные методы…………………...…………………….…………12
2.2. Кредитные методы…………………………..……………………….17
2.3. Финансовые методы…………………………………...……………..18
2.4. Административные методы…………………………….……………19
Заключение…………………………………………………….…………………26
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Платежный баланс в РК.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Примером  «сглаживания» колебаний значительного  снижения курса могут служить  действия Центрального банка в конце 1993 г. За несколько дней было истрачено  более 1,5 млрд. долл. с целью не допустить обвального снижения курса, вызванного уходом из казахстанского правительства премьера и опасениями по поводу изменения правительственного курса.

     Особенно  большие требования фиксированный  валютный курс предъявляет к странам, валюта которых играет ключевую роль в международных расчетах. США, выступившие в 1973 г. за отказ от фиксированного курса доллара по отношению к золоту, исходили из необходимости проведения самостоятельной экономической политики вне зависимости от своей обязанности поставщика доллара как основного мирового платежного средства.

     Методы  регулирования валютного курса  могут быть направлены как на девальвацию - снижение курса валюты, так и  на ревальвацию - повышение курса  валюты. Это зависит от экономической  ситуации в стране и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство.

     Девальвация направлена на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.

     С целью урегулирования платежного баланса  государство может вводить валютные ограничения: блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в  уполномоченных банках.  Такие меры направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.  

2.2. Кредитные  методы 

     Кредитные методы регулирования платежного баланса применяются в денежно-кредитной политике государства, включая в себя контроль за объемом денежной эмиссии, изменение процентных ставок и ставок рефинансирования.

     Увеличение  эмиссии непосредственно влияет на состояние платежного баланса. Когда  Центральный банк расширяет кредитование национальных коммерческих банков за счет выделения дополнительных средств, то естественной реакцией коммерческих банков становится расширение их операций по ссудам для увеличения дохода. Расширение ссуд автоматически влечет за собой снижение процентной ставки. Дополнительное расходование взятых в кредит у банков средств означает рост цен и соответственно повышение импорта.

     Рост  объемов кредитования стимулирует  владельцев денежных средств к более  прибыльному вложению капиталов  за границей. Национальный капитал устремляется за границу «в поисках» более высоких процентов, что также негативно воздействует на платежный баланс. Сначала преобладает отрицательный эффект.

     Либеральная кредитно-эмиссионная политика ведет  к ухудшению платежного баланса из-за роста импорта, увеличения потока капитала за границу, в связи со снижением процентных ставок внутри страны. Ограничительная денежная политика будет иметь противоположный эффект.

     На  практике повышение процентных ставок в сочетании с жестким кредитованием было, например, использовано Министерством финансов Казахстана для улучшения платежного баланса и стабилизации во второй половине 1993 г. Правительству удалось добиться хотя и краткосрочного, но осязаемого эффекта. 

2.3. Финансовые  методы 

     Финансовые методы регулирования платежного баланса направлены на установление контроля над объемом экспорта и импорта товаров и услуг с помощью инструментов финансовой политики. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

        Прямой контроль включает регламентацию импорта, таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект. В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создается «тепличный режим» для местных производителей, снижается интерес иностранных инвеститоров к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

     Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров  и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. 

2.4. Административные  методы 

     Административные  методы предполагают регулирование национального таможенно-тарифного законодательства. Таможенные тарифы могут серьезно ограничивать свободное движение товаров между странами. Поэтому их снижение является необходимым условием для свободного перемещения товаров между странами в зависимости от сложившихся уровней цен и стихийного выравнивания рыночной конъюнктуры. Таможенно-тарифное регулирование, как метод протекционистской политики, начиная с 90-х годов утрачивает свою роль в большинстве стран мира.

     Материальной  основой регулирования платежного баланса служат: государственная  собственность, в том числе официальные  золотовалютные резервы; возрастание  доли национального дохода, перераспределяемого  через государственный бюджет; непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

     В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно  развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в  виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи  активно участвуют коммерческие банки. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дороги и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность. К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

     Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов. В современных условиях золото, как всеобщее платежное средство, используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

     Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее.

     С 70-х годов для приобретения иностранной  валюты, необходимой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем перевода их со счета одной страны на счет другой. Однако эмиссия СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах составляет 2,4%.

     С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг за иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран.

     Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная  помощь в форме субсидий и даров. Например, в 1947 году 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефицитны.

     С середины 70-х годов используется межгосударственное регулирование платежного баланса. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего.

     Превышение  допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем  политического характера. Поскольку  рынки ограничивают кредиты таким  странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга.

     Нарушение равновесия баланса в любую сторону  является источником беспокойства. Однако практика показывает, что страны относительно легче переносят длительное сохранение положительного сальдо, ведущего к накоплению иностранной валюты,  чем  отрицательного  сальдо,  означающего  фактическую необходимость поддержки или финансового вливания извне.

     Подобные  явления становятся нежелательными, когда накапливаемая в ближнем зарубежье валюта, обесценивается в связи с инфляционной политикой правительства. Так, в начальный период существования СНГ Казахстан поставлял энергоносители, а сальдо зачислялось в счет долга с будущим погашением. Однако политика постоянного «накачивания» денежного оборота эмиссионными приводила к обесцениванию накапливаемых страной финансовых средств.

     Нежелательность сохранения в течение длительного  времени излишков в иностранной  валюте побудила ряд стран перейти  к программе расходования избытка накопленных денежных средств.

     Негативная  реакция на избыточное накапливание иностранных резервов была характерна для Японии. Столкнувшись с резким увеличением своих валютных резервов, японское правительство пошло по пути стимулирования приобретения японцами иностранной собственности, развития заграничного туризма и т.д. Профицит платежного баланса Японии по итогам 2005 г. составил 18,05 трлн. йен ($153,3 млрд). Основным источником роста стали доходы от иностранных инвестиций.

     В феврале 2006 года Япония установила новый мировой рекорд по сумме золотовалютных резервов, которые составили около 852 млрд. долл. США. На втором месте в мировом рейтинге уверенно держится Китай. Его резервы составляют 818,9 миллиарда долл. и в 2005 году выросли на 34%. США не очень обеспокоены суммой своих резервов, которые составляют около 60 миллиардов долларов. США, с их огромной экономикой, по валютным резервам не входит даже в десятку  стран лидеров.

     Особого внимания заслуживает дефицит платежного баланса страны с резервной валютой, т.е. валютой, накапливаемой странами, участвующими в мировой торговле. Стремление большинства государств обладать денежными обязательствами США в виде долларов позволяло американцам наращивать свои обязательства перед другими странами, не оплачивая их экспортом своих товаров и услуг.

     Отрицательное сальдо платежного баланса США - одного из основных индикаторов состояния  торговли и экономики в целом - достигло рекордной отметки по итогам 2005 года. По данным министерства экономики США, дефицит вырос по сравнению с предыдущим годом на 20%, составив 804.9 млрд. долл. Между тем в США отрицательное сальдо платежного баланса по итогам 2004 года составило 668,1 млрд. долл. Тогда отрицательное сальдо платежного баланса увеличилось на 25,5% по сравнению с результатом 2003 года, который составил 530,7 млрд. долл.

Информация о работе Основные методы государственного регулирования платежного баланса