Основные этапы развития США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение совокупности элементов национального хозяйства США и их взаимодействие. Объект исследования - Соединенные Штаты Америки, предмет - национальная модель экономического развития данной страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Промышленный подъем 20-х гг. и кризис 1929-1933 гг………………….5
«Новый курс» Рузвельта…………………………………………………….8
Экономика США в период Второй мировой войны и после нее……......10
Экономическое развитие США в 50-е – 70-е гг………………………….11
Экономика США в настоящее время……………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Основные этапы развития США.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

     Такое государственное регулирование  было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «нового курса» было запрещено.

     После окончания кризиса подъем был  довольно слабым. В 1937 г. начался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом Второй мировой войны. 

  1. Экономика США в период Второй мировой войны и после нее

     

     В годы Второй мировой войны для США повторилась ситуация Первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили 6 человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным исследованиям, американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

     Вклад США в победу над Германией  был преимущественно материальным. 46 млрд дрлл. составили поставки по ленд-лизу, т. е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней. Каждый русский, английский или австралийский солдат, который получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, пропорционально сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи» [1, с. 187].

     Но  ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций. Ленд-лиз вызвал экономическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство. В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3—5 раз дешевле, чем обошлись государству.

     Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 г. более чем в два раза. Для сравнения отметим, что за период между войнами, т. е. за 20 лет мирного развития производство выросло только на 38%.

     Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукции, то к концу войны — 62%. 

  1. Экономическое развитие США в 50-е  – 70-е гг.
 

     В эти года доллар использовался  в  качестве международной резервной  валюты, а также в качестве мировых  денег при различных платежах и расчетах. В этой роли доллар оставался  до начала 1970-х годов.

     Положительно  повлияло на развитие американской экономики  то, что страны Западной Европы (разоренные войной) были заинтересованы в товарных поступлениях из США. Американское правительство  умело использовало эту ситуацию и предложило европейским странам  помощи в виде плана Маршала (1948-1952). Она включала предоставление кредитов и займов на определенных условиях. В течение почти четырех лет  Европе было предоставлено капиталов  на сумму 17 млрд долл., большая часть  которых была истрачена на закупку  американских товаров. Одновременно с  этим американский бизнес выгодно скупал западноевропейские предприятия. План Маршала не имел благотворительного характера. У США был свой интерес  – это укрепление экономических  и политических позиций в Европе.

     Промышленный  подъем в начале 1950-х годов был  связан с началом войны в Корее (1950-1953): увеличился объем промышленности, работающей на военные нужды, возросла занятость населения, повысилась заработная плата наемных рабочих. В промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долд., т.е больше, чем за всю Вторую мировую войну. Такие инвестиции позволяли обновлять машины и механизмы на многих промышленных предприятиях [1, с. 220].

     Важным  фактором экономического развития США  в это время стало увеличение военных расходов. Огромные средства шли в отрасли военной продукции. На военные нужды было израсходовано  почти в 40 раз больше, чем за 15 предвоенных лет. Именно тогда широкое  развитие получила сеть военных баз  США, разбросанных по всему миру. Огромные расходы требовались на поддержание  НАТО, созданной в апреле 1949 года.

     Финансирование  таких огромных военных проектов осуществлялось в основном за счет увеличения государственного долга, который  вырос с 1939 по 1960 год в 9 раз, что  привело к инфляции. Покупательная  способность доллара в 1955 году едва превышала 50% от уровня 1939 года. Рост военных  расходов привлек за собой проблему хронической безработицы. В этот период было явное отставание США  от ведущих западноевропейских  стран и Японии. Американский доллар уже не выступал господствующей валюты на мировых рынках, стали сокращаться  валютные фонды США.

     В начале 1960-х годов в экономике  США стали происходить большие  изменения, связанные с поиском  новых стратегических целей развития в условиях научно-технической революции. Потребовалось  выделение значительных финансовых средств на развитие науки  и техники.

     Рост  государственных и частных инвестиции позволил совершить значительный рывок  в научно-исследовательских и  опытно-конструкторских разработках. В 1960-1970-х годах были полностью  модернизированы целые отрасли  промышленности и сельского хозяйства, массовое применение получили новые  машины, механизмы, виды сырья и энергии. Стали раньше других развитых стран  развиваться новые отрасли, как  производство радиоэлектронной продукции, пластмасс, синтетических волокон  и т.п. Широкое распространение  получили химизация, электрификация производственных процессов, автоматизация производства. В США впервые в мире стали применяться электронно-вычислительные машины (ЭВМ) в сфере производства, банковском деле и других отраслях [1, с. 225].

     В начале 1960-х годов в связи с  глобальными переменами в социально-экономической  жизни перед правительством США  встала задача определения новых  приоритетов дальнейшего развития страны. Президент который в 1960 году победил на выборах (Дж. Кеннеди), стал уделять большое внимание экономическим  проблемам.  Разработали программу  «новых рубежей» и стали воплощать  ее в жизнь. Повысилась минимальная  почасовая заработная плата (установленная  в 1955 году) с 1 до 1,25 долл.; выделялись дополнительные средства для помощи депрессивным районам  и фермерским хозяйствам; увеличивался на 3 месяца срок выплаты пособий  по безработице. Государство принимало  на себя дополнительные обязательства  по профессиональной подготовке квалифицированной  рабочей силы. В эту программу  входили также мероприятия по совершенствованию налоговой и  кредитно-денежной политики. С 1962 года сократился срок амортизации основного  капитала для всех компаний, а также  были выделены налоговые скидки на инвестиции, направляемые в сферу  производства. В первые в мирное время решились на такой шаг, как  установление косвенного контроля за ценами и заработной платой, при  согласии предпринимателей с профсоюзами. Но одновременно с этим в стране стали замедлятся темпы экономического роста, снизился объем капиталовложений, безработица оставалась на уровне 5,5%. В мае 1962 года на бирже было зафиксировано  самое сильное с 1929 года падения  курса акций. Дж. Кеннеди пошел  на уступки крупному бизнесу. В 1963 году были снижены с 52% до 47% налоги на прибыль  с корпораций. Это привело к  замораживанию государственных  расходов на социальные нужды. В целом  политика «новых рубежей» положительно повлияла на экономику страны.

     В 1960-х годах по предложению президента Линдона Джонсона была начата социальная реформа, получившая название программы  «великого общества», планировалась  борьба с бедностью.

     Наличие бедных слоев населения являлись серьезным тормозом при подготовке высококвалифицированной рабочей  силы, необходимой в условиях НТР. Также массовая бедность провоцировала  расовые беспорядки, росту преступности. В 1964 году в самой богатой стране мира насчитывалось около 20% населения, чьи реальные доходы были ниже «уровня  бедности» к ним относились престарелые  люди, безработные, представители чернокожего  и цветного населения и пр.

     Для реализации программы «великого  общества» в августе 1965 года был  принят закон об экономических возможностях. В ходе реализации этого закона проводилось  обучение, прежде всего молодежи и  безработных, по основным рабочим специальностям для промышленности. В течение 1964-1968 годов прошли подготовку 195 тыс. человек, более половины которых были чернокожими  американцами. По все стране осуществлялась программа дошкольной и школьной подготовки детей из семей с низкими  доходами.

     Именно  в 1960-е годы в США усилилась  борьба негритянского населения  за гражданские права. Под влиянием этой борьбы в 1964 и 1968 годах были приняты  законы, запрещавшие расовую дискриминацию  при приеме на работу, обслуживании в магазинах, обучение в школах, пользовании  общественным транспортом, продаже  земли, сдачу в аренду жилья и  пр. Но на протяжении многих лет чернокожие граждане Америки не могли почувствовать  себя полноправными людьми [5, с. 306].

     В ходе борьбы с бедностью большое  внимание уделялось сельским проблемам. Самые бедные фермеры получали льготные займы, медицинскую и юридическую  помощь, обучались наиболее распространенным сельскохозяйственным профессиям.

     Большое место занимала программа «общинных  действий», (предоставления полномочий в борьбе с бедностью  местной  общественности). Программа заключалась  в льготном медицинском страховании  престарелых граждан и низкооплачиваемых  семей  за счет специальных федеральных  субсидий. Общая сумма социальных расходов составила в конце 1960-х годов примерно 40% расходной части федерального бюджета. Но не все мероприятия, запланированные в программе «великого общества», удалось выполнить полностью (помешала война во Вьетнаме).

     Война во Вьетнаме началась в марте 1965 года и  потребовала больших затрат, что привело к сокращению или  приостановлению различных социальных программ.

     Администрация нового президента Ричарда Никсона  столкнулась с многочисленными  проблемами. Падение производства в 1969 году составило 8%, уровень безработицы  превысил 6%, стало заметным снижение стоимости акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, увеличилось количество банкротств и т.д. Летом 1971 года правительство  Р. Никсона предложило Чрезвычайные меры по оздоровлению экономики, которые  получили название «новой экономической  политики». В августе-ноябре 1971 года были на 90 дней заморожены цены и заработная плата, а также введен дополнительный 10% налог на импорт. Из-за роста дефицита платежного баланса США, президент 15 августа 1971 года приостановил конвертируемость доллара в золото. Это решение  означало, конец обмена золота на доллары  по цене 35 долл. за тройскую унцию. Оно  разорвало связь между золотом  и долларом, позволив рыночным силам  самостоятельно определять его стоимость. Это означало крушение золотого стандарта  и всей Бреттон-Вудской финансовой системы [5, с. 309].

     Следующий этап «новой экономической системы» (ноябрь 1971 г. – январь 1973 г.) вместо замораживания заработной платы и цен был установлен контроль за этими показателями. Правительство поставило задачу не допускать роста цен более чем на 2,5% в год и предел повышения ставок оплаты труда при заключении коллективных договоров до 5,5%. В декабре 1971 года была проведена девальвация доллара, что позволило повысить конкурентоспособность американских товаров на внешних рынках.

     С января по июнь 1973 года государственный  контроль за ценами и заработной платой был отменен. Но уже весной 1973 года темпы инфляции составили 8,2%. В результате правительству вновь пришлось прибегнуть к политике замораживания цен, а затем и к новым формам государственного контроля. В апреле 1974 года стало ясно, что «новая экономическая политика» рухнула. Попытки справиться с инфляцией оказались безуспешными.

     Администрации пришлось пойти на резкое сокращение ряда социальных программ: были урезаны  ассигнования на переустройство городского хозяйства, профессионально-техническое  образование, помощь чернокожему и  цветному населению. Но продолжили курс на поддержку самых незащищенных слоев населения. В 1969-1974 гг. расходы  на пенсии по старости, пособия в  связи с потерей трудоспособности и лишением кормильцев увеличилось  на 45%, а число их получателей возросло до 30 млн человек. По закону 1972 года изменились условия выплаты пособий  по безработице. В 1974 году минимальная  почасовая оплата труда повысилась до 2,2 долл.

Информация о работе Основные этапы развития США