Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:24, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение совокупности элементов национального хозяйства США и их взаимодействие. Объект исследования - Соединенные Штаты Америки, предмет - национальная модель экономического развития данной страны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Промышленный подъем 20-х гг. и кризис 1929-1933 гг………………….5
«Новый курс» Рузвельта…………………………………………………….8
Экономика США в период Второй мировой войны и после нее……......10
Экономическое развитие США в 50-е – 70-е гг………………………….11
Экономика США в настоящее время……………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24
Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «нового курса» было запрещено.
После
окончания кризиса подъем был
довольно слабым. В 1937 г. начался новый
кризис. Промышленное производство упало
на 36%, число безработных выросло до 10,5
млн. Выход из этого кризиса был связан
уже с началом Второй мировой войны.
В годы Второй мировой войны для США повторилась ситуация Первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили 6 человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным исследованиям, американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.
Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд дрлл. составили поставки по ленд-лизу, т. е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней. Каждый русский, английский или австралийский солдат, который получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, пропорционально сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи» [1, с. 187].
Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций. Ленд-лиз вызвал экономическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство. В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3—5 раз дешевле, чем обошлись государству.
Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 г. более чем в два раза. Для сравнения отметим, что за период между войнами, т. е. за 20 лет мирного развития производство выросло только на 38%.
Выросла
и доля США в мировом производстве.
Если перед войной США давали 40% мировой
капиталистической промышленной продукции,
то к концу войны — 62%.
В эти года доллар использовался в качестве международной резервной валюты, а также в качестве мировых денег при различных платежах и расчетах. В этой роли доллар оставался до начала 1970-х годов.
Положительно повлияло на развитие американской экономики то, что страны Западной Европы (разоренные войной) были заинтересованы в товарных поступлениях из США. Американское правительство умело использовало эту ситуацию и предложило европейским странам помощи в виде плана Маршала (1948-1952). Она включала предоставление кредитов и займов на определенных условиях. В течение почти четырех лет Европе было предоставлено капиталов на сумму 17 млрд долл., большая часть которых была истрачена на закупку американских товаров. Одновременно с этим американский бизнес выгодно скупал западноевропейские предприятия. План Маршала не имел благотворительного характера. У США был свой интерес – это укрепление экономических и политических позиций в Европе.
Промышленный подъем в начале 1950-х годов был связан с началом войны в Корее (1950-1953): увеличился объем промышленности, работающей на военные нужды, возросла занятость населения, повысилась заработная плата наемных рабочих. В промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долд., т.е больше, чем за всю Вторую мировую войну. Такие инвестиции позволяли обновлять машины и механизмы на многих промышленных предприятиях [1, с. 220].
Важным
фактором экономического развития США
в это время стало увеличение
военных расходов. Огромные средства
шли в отрасли военной
Финансирование таких огромных военных проектов осуществлялось в основном за счет увеличения государственного долга, который вырос с 1939 по 1960 год в 9 раз, что привело к инфляции. Покупательная способность доллара в 1955 году едва превышала 50% от уровня 1939 года. Рост военных расходов привлек за собой проблему хронической безработицы. В этот период было явное отставание США от ведущих западноевропейских стран и Японии. Американский доллар уже не выступал господствующей валюты на мировых рынках, стали сокращаться валютные фонды США.
В начале 1960-х годов в экономике США стали происходить большие изменения, связанные с поиском новых стратегических целей развития в условиях научно-технической революции. Потребовалось выделение значительных финансовых средств на развитие науки и техники.
Рост
государственных и частных
В
начале 1960-х годов в связи с
глобальными переменами в социально-экономической
жизни перед правительством США
встала задача определения новых
приоритетов дальнейшего
В 1960-х годах по предложению президента Линдона Джонсона была начата социальная реформа, получившая название программы «великого общества», планировалась борьба с бедностью.
Наличие
бедных слоев населения являлись
серьезным тормозом при подготовке
высококвалифицированной
Для реализации программы «великого общества» в августе 1965 года был принят закон об экономических возможностях. В ходе реализации этого закона проводилось обучение, прежде всего молодежи и безработных, по основным рабочим специальностям для промышленности. В течение 1964-1968 годов прошли подготовку 195 тыс. человек, более половины которых были чернокожими американцами. По все стране осуществлялась программа дошкольной и школьной подготовки детей из семей с низкими доходами.
Именно
в 1960-е годы в США усилилась
борьба негритянского населения
за гражданские права. Под влиянием
этой борьбы в 1964 и 1968 годах были приняты
законы, запрещавшие расовую
В ходе борьбы с бедностью большое внимание уделялось сельским проблемам. Самые бедные фермеры получали льготные займы, медицинскую и юридическую помощь, обучались наиболее распространенным сельскохозяйственным профессиям.
Большое
место занимала программа «общинных
действий», (предоставления полномочий
в борьбе с бедностью местной
общественности). Программа заключалась
в льготном медицинском страховании
престарелых граждан и
Война
во Вьетнаме началась в марте 1965 года
и потребовала больших затрат,
что привело к сокращению или
приостановлению различных
Администрация нового президента Ричарда Никсона столкнулась с многочисленными проблемами. Падение производства в 1969 году составило 8%, уровень безработицы превысил 6%, стало заметным снижение стоимости акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, увеличилось количество банкротств и т.д. Летом 1971 года правительство Р. Никсона предложило Чрезвычайные меры по оздоровлению экономики, которые получили название «новой экономической политики». В августе-ноябре 1971 года были на 90 дней заморожены цены и заработная плата, а также введен дополнительный 10% налог на импорт. Из-за роста дефицита платежного баланса США, президент 15 августа 1971 года приостановил конвертируемость доллара в золото. Это решение означало, конец обмена золота на доллары по цене 35 долл. за тройскую унцию. Оно разорвало связь между золотом и долларом, позволив рыночным силам самостоятельно определять его стоимость. Это означало крушение золотого стандарта и всей Бреттон-Вудской финансовой системы [5, с. 309].
Следующий этап «новой экономической системы» (ноябрь 1971 г. – январь 1973 г.) вместо замораживания заработной платы и цен был установлен контроль за этими показателями. Правительство поставило задачу не допускать роста цен более чем на 2,5% в год и предел повышения ставок оплаты труда при заключении коллективных договоров до 5,5%. В декабре 1971 года была проведена девальвация доллара, что позволило повысить конкурентоспособность американских товаров на внешних рынках.
С января по июнь 1973 года государственный контроль за ценами и заработной платой был отменен. Но уже весной 1973 года темпы инфляции составили 8,2%. В результате правительству вновь пришлось прибегнуть к политике замораживания цен, а затем и к новым формам государственного контроля. В апреле 1974 года стало ясно, что «новая экономическая политика» рухнула. Попытки справиться с инфляцией оказались безуспешными.
Администрации
пришлось пойти на резкое сокращение
ряда социальных программ: были урезаны
ассигнования на переустройство городского
хозяйства, профессионально-техническое
образование, помощь чернокожему и
цветному населению. Но продолжили курс
на поддержку самых незащищенных
слоев населения. В 1969-1974 гг. расходы
на пенсии по старости, пособия в
связи с потерей