Основные этапы развития США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение совокупности элементов национального хозяйства США и их взаимодействие. Объект исследования - Соединенные Штаты Америки, предмет - национальная модель экономического развития данной страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Промышленный подъем 20-х гг. и кризис 1929-1933 гг………………….5
«Новый курс» Рузвельта…………………………………………………….8
Экономика США в период Второй мировой войны и после нее……......10
Экономическое развитие США в 50-е – 70-е гг………………………….11
Экономика США в настоящее время……………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Основные этапы развития США.docx

— 50.42 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Основные  этапы развития США 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Промышленный подъем 20-х гг. и кризис 1929-1933 гг………………….5
  2. «Новый курс» Рузвельта…………………………………………………….8
  3. Экономика США в период Второй мировой войны и после нее……......10
  4. Экономическое развитие США в 50-е – 70-е гг………………………….11
  5. Экономика США в настоящее время……………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  использованной литературы…………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Положение дел в США служит «барометром» для мировой экономики, непосредственно  воздействует на изменение хозяйственного положения в других странах, влияет на структуру международного экономического обмена.

     В настоящее время США располагают  одним из самых высокоэффективных  хозяйств в мире. В современной  структуре промышленного производства США ведущее место занимают машиностроение, химическая промышленность и добывающая промышленность, американские фермеры  достигли самой высокой в мире производительности труда.

     Лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам  и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной  системе мирохозяйственных связей с другими странами. Хотя США уступают некоторым странам по показателю ВВП на душу населения, в целом  по уровню жизни они превосходят  большинство развитых стран. На сегодняшний  день США можно смело назвать  одной из главенствующих держав, формирующих  тенденции развития мировой экономики  в целом.

     Именно  этим обуславливается актуальность выбранной темы. Несмотря на общий  для всех рыночных экономик механизм функционирования, экономическое и  социальное развитие любой страны во многом определяется набором характерных  черт, формирующих специфику той  или иной рыночной модели. Это и  соотношение рынка с государственным  регулированием, и имеющийся ресурсный  потенциал, и господствующий характер отношения граждан к труду, и  структурные особенности, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями государства. Опыт показывает, что в совокупности эти факторы  могут играть едва ли не более существенную роль, чем базисные принципы рыночной экономики. В таком контексте будут рассмотрены основные черты экономической модели США. Во многом именно она предопределяет высокий уровень жизни и экономического развития этой страны, а также лидирующие позиции Соединенных Штатов в мировой экономике.

     Целью данной работы является рассмотрение совокупности элементов национального хозяйства США и их взаимодействие. Объект исследования - Соединенные Штаты Америки, предмет - национальная модель экономического развития данной страны.

     В связи с этим поставлены следующие  задачи:

  • раскрыть историю промышленного подъема 20-х гг. и кризиса 1929-1933 гг.;
  • рассмотреть «новый курс» Рузвельта;
  • рассмотреть процесс экономического развития США в период Второй мировой войны и после нее;
  • привести основные этапы развития американской экономики, являющиеся фундаментом того уровня экономического развития, которого достигла страна на современном этапе.
  • рассмотреть природно-ресурсный потенциал страны
  • изучить основные этапы выявить особенности национальной модели экономического развития
  • изучить крупнейшие ТНК страны
  • выявить наиболее важные торговые связи США.
 
 
 
 
 
 
  1. Промышленный  подъем 20-х гг. и  кризис 1929-1933 гг.
 

     Первая  мировая война, подорвав хозяйства европейских стран, выдвинула США на роль лидера капиталистического мира. Воюющим странам были нужны разнообразные товары, которые уже не производила их промышленность, переведенная на военные рельсы. Эти товары можно было купить у единственной большой индустриальной невоюющей страны – у США. За годы войны экспорт американских товаров вырос в 1,5 раза. Правда, промышленное производство увеличилось значительно меньше – всего только на 20 %.

     Война требовала огромных затрат. Занять необходимые деньги можно было у  США. В результате за годы войны США  превратились из должника европейских  стран в их кредитора. Благоприятные  условия сохранились для США  и в послевоенные годы. Разоренная Европа нуждалась в продовольствии, промышленных товарах, в оборудовании для восстановления своей промышленности.

     Население США в 1920 г. Составляло 6 % населения  Земли, но здесь производилась почти  половина  мировой промышленной продукции. В том числе 85 % автомобилей, 66 % нефтепродуктов, больше половины чугуна и стали. Такой взлет кружил головы американским политикам [4, с. 215].

     «Нам предстоит серьезно финансировать мир,— говорил президент Вильсон, — а дающий деньги должен понимать мир и руководить им».

     В 1920—1921 гг. американская экономика пережила небольшой спад, после которого начался промышленный подъем 20-х годов, получивший название эпохи «просперити» (процветания). Особенно высокими темпами в эти годы развивалась автомобильная промышленность, которая давала работу и другим отраслям, потому что для автомобилей были нужны металл, резина, бензин. Именно на это время приходилась всеобщая "автомобилизация" населения, когда автомобиль становился почти обязательной принадлежностью каждой семьи.

     В связи с этим средние слои населения Америки переселяются в пригородные дома. Пригородный дом и автомобиль становятся стандартом американского образа жизни.

     Однако  этот подъем имел и существенные недостатки. Во-первых, за 9 лет подъема, с 1921 г. по 1929 г., производство выросло всего только на 26%. Во-вторых, и это главное, в период подъема сохранялись недогрузка производственных мощностей и массовая безработица, т. е. такие явления, которые прежде были показателями кризиса. Недогрузка производственных мощностей составляла 19%, а безработных было около 2 млн чел.

     Действительно, высокими темпами в годы подъема  росли так называемые новые отрасли — автомобильная, авиационная, резиновая, алюминиевая, радиоэлектронная промышленность, старые же отрасли -— металлургическая, угольная, текстильная — испытывали застои. Именно в этих отраслях наблюдалась и недогрузка производственных мощностей, и безработица. Связано это было с техническим прогрессом. Каменный уголь как вид топлива уходил в прошлое вместе с паровыми двигателями. Двигатели внутреннего сгорания требовали жидкого топлива, много черного металла требовалось для массивных паровых двигателей, для строительства железных дорог, а новая техника требовала больше цветных сплавов. Сокращался рынок сбыта для текстильной промышленности, потому что именно эта промышленность в колониях и слаборазвитых странах стала развиваться в первую очередь. Короче говоря, после Первой мировой войны усилилась неравномерность развития различных отраслей промышленности.

     В 1929 г. начался самый сильный в  истории капитализма мировой экономический кризис. Начался он в США, и промышленное производство здесь сократилось вдвое. Число безработных увеличилось до 17 млн чел. Тысячи семей безработных выбрасывались на улицу. На окраинах городов выросли «гуверовские городки» (по имени президента), которые состояли из лачуг, построенных из старых ящиков (теперь бы их назвали «бидонвилями»). Молодые безработные уходили из семей, чтобы найти работу в других местах, но не находили.

     Вдоль железнодорожных линий, под мостами, они устраивали лагеря и вели организованную лагерную жизнь. Они привыкали к этой вольной бродячей жизни и теперь уже не особенно искали оседлого места. У тех, кто остался на работе, заработная плата снизилась на 35—50%.

     Доходы  фермеров в связи с падением цен на сельскохозяйственные продукты уменьшились вдвое. Цены на эти продукты упали больше, чем на промышленные товары: в промышленности монополии принимали меры против падения цен [4, с. 218].

     Пятая часть американских фермеров разорилась. Они бросили свои земли и пошли в города, пополняя армию безработных.

     Правительство, чтобы остановить падение цен на сельскохозяйственные продукты, организовало их скупку и уничтожение. Были уничтожены миллионы тонн зерна, кофе, сахара, риса. Было подсчитано, что из-за дешевизны пшеницы ее выгоднее использовать в качестве топлива, чем топливные брикеты. И некоторые школы и правительственные учреждения стали отапливать пшеницей. Поскольку запасов хлопка из урожаев прошлых лет было достаточно, чтобы полностью удовлетворить мировой спрос, посевы хлопка были перепаханы, Было переработано на удобрения 6 млн свиней.

     В годы кризиса обанкротилось 40% банков Америки. Вкладчики, чтобы сохранить свои деньги, стали спешно забирать из банков вклады. Естественно, это ускоряло банкротства. Чтобы остановить этот процесс, президент США объявил банки закрытыми. Последовало распоряжение сдать все золото, которое было у людей, в банки. За утайку золота полагалось наказание — 10 лет тюрьмы. Была проведена девальвация доллара: его золотое содержание было понижено на 40% [4, с. 223]. 
 

  1. «Новый курс» Рузвельта
 

     Кризис  был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не может продолжать существование. В это время рождаются новые экономические теории — рецепты спасения и перестройки хозяйства. Пожалуй, наиболее важной из них стала теория английского экономиста Дж. М. Кейнса. Его учение и послужило теоретической основой того, что мы называем государственно-монополистическим капитализмом.

     Нередко определяли государственно-монополистический капитализм так: это слияние монополий с государством, т. е. такое положение, когда монополии контролируют, держат в своих руках государственную власть.

     Очевидно, сущность государственно-монополистического капитализма заключается в другом. Государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т. е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильнее говорить не о государственно-монополистическом капитализме, а о государственном регулировании экономики. Переход к государственному регулированию начал происходить, потому что оно позволял избежать кризисов.

     Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер оздоровления экономики — так называемый «новый курс».

     При правительстве была создана NIRA (National Industrial Recovery Administration) — «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» — совет из крупнейших экономистов и промышленников. NIRA и стала осуществлять государственное регулирование хозяйства.

     Промышленность  была разделена на 17 отраслевых групп.

     Во  главе каждой группы был поставлен  свой орган и для каждой группы были введены свои правила — «кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены и т. д., т. е. ставили производство в определенные рамки, в соответствии с емкостью рынка сбыта, т. е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.

     Другим  направлением курса Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд долл., — строительство новых дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений, в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тыс. палаточных лагерей, куда и собирали безработных [2, с. 206].

     Эти работы уменьшали безработицу и  увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.

     Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве:

  • государство стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без использования;
  • стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т. е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствие с возможностями сбыта.

Информация о работе Основные этапы развития США