Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:23, реферат
Республика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.
Республика
Беларусь относится к странам, не
имеющим в достаточном
Согласно Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 ”Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства“ одной из мер по обеспечению энергетической безопасности является уменьшение затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования. Для развития энергетической отрасли Беларуси приоритетом является ввод высокоэффективных генерирующих мощностей с минимальными затратами топлива на выработку электроэнергии.
В рамках энергетической стратегии разработана республиканская программа "Энергосбережение", содержащая комплекс наиболее эффективных первоочередных мер по экономии ТЭР и приоритеты последующего обновления технологий. Для полной реализации программы до 2015 г. только в электроэнергетику страны требуется вложить 4 - 6,9 млрд. дол. США, еще 3 - 3,6 млрд. дол. США - на развитие нетрадиционных источников энергии, 1 млрд. дол. США - в систему добычи нефти, в нефтепереработку и снабжение нефтепродуктами, 830 млн. дол. США в течение каждой пятилетки - на развитие газоснабжения, 162 млн. дол. США - на обеспечение ТЭК твердыми видами топлива.
Инвестиционная политика ставит целью создание условий для привлечения, эффективного распределения и использования денежных средств, для обеспечения устойчивого развития ТЭК.
В качестве основных
• собственные средства
• отраслевые инвестиционные
фонды, формируемые из
• кредиты, займы и
•
средства целевого бюджетного фонда
«Энергосбережение»;
•
средства фондов «Энерго- и ресурсосбережение»;
•
республиканский и местный
Республиканский
фонд «Энергосбережение» образуется за
счет поступлений в виде: платежей
за перерасход топлива, электрической
и тепловой энергии сверх установленных
норм (предельных уровней) потребления
топливно-энергетических ресурсов; экономических
санкций за: несвоевременную установку
приборов учета расхода топливно-
Средства
указанного фонда расходуются на:
осуществление мероприятий и
реализацию программ по энергосбережению,
включая научно-
Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определяются постановлением Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год.
С 1998 года субъектам хозяйствования, не зависимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах «Энерго- и ресурсосбережение». Средства таких фондов можно использовать на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам, полученных на цели энерго- и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.
Наряду
с вышеперечисленными источниками
финансирования систему финансового
обеспечения государственной
•
акционерные инвестиции;
•
лизинговое финансирование;
•
проектное финансирование;
•
фонды «Энергосбережение» в бюджетной
сфере;
•
займы международных финансовых
институтов.
Акционерные
инвестиции. Для финансирования наиболее
крупных проектов в мировой практике применяются
смешанные способы. При реализации таких
проектов может потребоваться создание
энергосервисной компании (ЭСКО), учредители
которой будут осуществлять акционерное
финансирование. При этом часть оборудования
может быть предоставлена акционером
в качестве прямых инвестиций в акционерный
капитал, часть – передана по лизингу.
Оборотные средства могут быть выделены
банками в качестве кредита, которые также
могут кредитовать и закупку оборудования.
Часть работ (проектирование, конструкторская
документация) может быть выполнена за
счет бюджетных ассигнований. Каждый проект,
таким образом, может потребовать уникального
сочетания различных способов финансирования,
и это сочетание зависит от конкретных
участников проекта и его состава и определяется
в бизнес-плане.
В
качестве учредителе ЭСКО могут выступать
следующие участники:
•
зарубежные и белорусские коммерческие
банки, которые могут предоставлять
в качестве инвестиций в уставной
капитал прямые вложения в денежной
форме;
•
облисполкомы и Мингорисполком;
•
зарубежные и отечественные производители
оборудования, которые могут предоставлять
это оборудование в качестве уставного
капитала;
•
физические лица.
Лизинг.
Для реализации энергоэффективных проектов
рекомендуется такая форма кредитования,
как лизинг. Достоинством лизинга является
тот факт, что арендные платежи за используемое
оборудование могут быть включены в себестоимость
продукции и погашение кредита, и погашение
кредита и процентов по нему производится
также не из прибыли, как при обычном кредите.
Это играет чрезвычайно важную роль, так
как предприятию нет необходимости наращивать
прибыль для погашения кредита. Особенностью
лизинга является то, что оборудование
остается на балансе производителя и арендатору
не надо платить налог на недвижимость.
Кроме того, при лизинге необходимо принимать
во внимание большую безопасность для
кредитора по причине гарантий возврата
финансовых ресурсов. Это обусловлено
тем, что оборудование, переданное по лизингу,
представляет собой особую форму залога.
В случае возникновения кризиса ликвидности
или платежеспособности предприятия-должника
это оборудование возвращается кредитору.
На практике применяется финансовый и
эксплуатационный лизинг и такая форма
лизинга, как сублизинг.
Проектное
финансирование. Так как, основным источником
финансирования энергосберегающих проектов
есть и, очевидно, в ближайшее время останутся
собственные и привлеченные средства
предприятий, необходимо более широко
распространять финансирование, при котором
основным обеспечением предоставляемых
кредитов является прибыль, которую получит
предприятие в будущем. Это метод финансирования
наиболее действенен, прежде всего, для
капиталоемких отраслей промышленности
(топливно-энергетический комплекс и другие
отрасли с энергоемким производство).
Фонды
«Энергосбережение»
в бюджетной сфере. Учитывая, что
значительная часть потребления топливно-энергетических
ресурсов в республике приходится на социальную
и бюджетную сферу (около 9–10%), необходимо
внедрить в ней механизм стимулирования
энергосбережения при помощи создания
фондов «Энергосбережение». Создание
системы стимулирования энергосбережения
в бюджетной сфере, имеющей чрезвычайное
значение для республики, потребует внесения
изменений в соответствующие нормативно-правовые
акты (Закон Республики Беларусь о бюджете,
бюджетную классификацию Республики Беларусь,
Порядок использования бюджетных средств
и т.д.).
Займы международных финансовых институтов. Для реализации крупных инвестиционных проектов наиболее привлекательным источником финансирования ресурсов являются зарубежные банки (Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.). При экономической стабилизации возможно образование консорциума и финансирование долями. Эта схема подразумевает, что белорусский банк относится к высшей категории надежности и может обеспечить необходимые гарантии возврата средств зарубежному банку. Однако это возможно при условии, если предложен Основным источником капиталовложений должны стать собственные средства предприятий ТЭК, инновационные фонды, кредиты, займы и привлеченные средства, в том числе иностранных инвесторов.
На сегодняшний день Республика Беларусь активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц. В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Белорусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».
Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует Оборотный фонд по биоэнергетике, разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини-ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект – поставщик древесного топлива.
В
настоящее время осуществляется
реализация проекта «Устранение
препятствий в повышении
Информация о работе Основные источники финансирования энергосбережения в РБ