Основные источники финансирования энергосбережения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:23, реферат

Описание работы

Республика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.

Работа содержит 1 файл

реферат по энергосбережению.docx

— 41.98 Кб (Скачать)

    Республика  Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран  показывает, что экономика может  динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих  мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.

    Согласно  Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 ”Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства“ одной из мер по обеспечению энергетической безопасности является уменьшение затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования. Для развития энергетической отрасли Беларуси приоритетом является ввод высокоэффективных генерирующих мощностей с минимальными затратами топлива на выработку электроэнергии.

    В рамках энергетической стратегии разработана  республиканская программа "Энергосбережение", содержащая комплекс наиболее эффективных  первоочередных мер по экономии ТЭР  и приоритеты последующего обновления технологий. Для полной реализации программы до 2015 г. только в электроэнергетику  страны требуется вложить 4 - 6,9 млрд. дол. США, еще 3 - 3,6 млрд. дол. США - на развитие нетрадиционных источников энергии, 1 млрд. дол. США - в систему добычи нефти, в нефтепереработку и снабжение нефтепродуктами, 830 млн. дол. США в течение каждой пятилетки - на развитие газоснабжения, 162 млн. дол. США - на обеспечение ТЭК твердыми видами топлива.

    Инвестиционная  политика ставит целью создание условий  для привлечения, эффективного распределения  и использования денежных средств, для обеспечения устойчивого развития ТЭК.

      В качестве основных источников  финансирования в энергетике  рассматриваются: 

      • собственные средства предприятий  ТЭК, накапливаемые за счет  амортизационных отчислений и  прибыли;  

      • отраслевые инвестиционные  фонды, формируемые из поступлений  от продажи топлива, электроэнергии  и тепла; средства инновационного фонда концерна «Белэнерго»; 

      • кредиты, займы и привлеченные  средства из внешних источников: международных фондов и финансовых  организаций, отечественных и  зарубежных банков, частных компаний, частных лиц; 

    •  средства целевого бюджетного фонда  «Энергосбережение»; 

    •  средства фондов «Энерго- и ресурсосбережение»; 

    •  республиканский и местный бюджет; 

    Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счет поступлений в виде: платежей за перерасход топлива, электрической  и тепловой энергии сверх установленных  норм (предельных уровней) потребления  топливно-энергетических ресурсов; экономических  санкций за: несвоевременную установку  приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов; использование топлива, электрической  и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы  продукции (работ, услуг); нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией; добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе в иностранной валюте); других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Средства  указанного фонда расходуются на: осуществление мероприятий и  реализацию программ по энергосбережению, включая научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы; долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих  технологий, оборудования и материалов, включая приобретение лицензий на их внедрение; участие в организации  международного сотрудничества в сфере  энергосбережения; предоставление кредитных  льгот и субсидий пользователям  и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими мероприятий  по энергосбережению; осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов; проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений; разработку технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов; проведение работ по энергетическому обследованию предприятий, учреждений и организаций; долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учета, контроля и регулирования энергопотребления; создание, совершенствование и приобретение эталонных установок для воспроизведения и передачи единиц физических величин топливно-энергетических ресурсов; подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения; организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов; осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок поступления и использования средств республиканского фонда «Энергосбережение», управления этим фондом определяется Правительством Республики Беларусь. Расходование средств республиканского фонда «Энергосбережение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.

    Объемы  финансирования энергосберегающих  мероприятий за счет средств инновационных  фондов ежегодно определяются постановлением Правительства о реализации бюджета  Республики Беларусь на соответствующий  год.

    С 1998 года субъектам хозяйствования, не зависимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость  продукции в течение года после  внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах «Энерго- и ресурсосбережение». Средства таких фондов можно использовать на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам, полученных на цели энерго- и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.

    Наряду  с вышеперечисленными источниками  финансирования систему финансового  обеспечения государственной энергосберегающей  политики можно дополнить следующими формами и источниками финансирования: 

    •  акционерные инвестиции; 

    •  лизинговое финансирование; 

    •  проектное финансирование; 

    •  фонды «Энергосбережение» в бюджетной  сфере; 

    •  займы международных финансовых институтов. 

    Акционерные инвестиции. Для финансирования наиболее крупных проектов в мировой практике применяются смешанные способы. При реализации таких проектов может потребоваться создание энергосервисной компании (ЭСКО), учредители которой будут осуществлять акционерное финансирование. При этом часть оборудования может быть предоставлена акционером в качестве прямых инвестиций в акционерный капитал, часть – передана по лизингу. Оборотные средства могут быть выделены банками в качестве кредита, которые также могут кредитовать и закупку оборудования. Часть работ (проектирование, конструкторская документация) может быть выполнена за счет бюджетных ассигнований. Каждый проект, таким образом, может потребовать уникального сочетания различных способов финансирования, и это сочетание зависит от конкретных участников проекта и его состава и определяется в бизнес-плане. 

    В качестве учредителе ЭСКО могут выступать  следующие участники: 

    •  зарубежные и белорусские коммерческие банки, которые могут предоставлять  в качестве инвестиций в уставной капитал прямые вложения в денежной форме; 

    •  облисполкомы и Мингорисполком; 

    •  зарубежные и отечественные производители  оборудования, которые могут предоставлять  это оборудование в качестве уставного  капитала; 

    •  физические лица. 

    Лизинг. Для реализации энергоэффективных проектов рекомендуется такая форма кредитования, как лизинг. Достоинством лизинга является тот факт, что арендные платежи за используемое оборудование могут быть включены в себестоимость продукции и погашение кредита, и погашение кредита и процентов по нему производится также не из прибыли, как при обычном кредите. Это играет чрезвычайно важную роль, так как предприятию нет необходимости наращивать прибыль для погашения кредита. Особенностью лизинга является то, что оборудование остается на балансе производителя и арендатору не надо платить налог на недвижимость. Кроме того, при лизинге необходимо принимать во внимание большую безопасность для кредитора по причине гарантий возврата финансовых ресурсов. Это обусловлено тем, что оборудование, переданное по лизингу, представляет собой особую форму залога. В случае возникновения кризиса ликвидности или платежеспособности предприятия-должника это оборудование возвращается кредитору. На практике применяется финансовый и эксплуатационный лизинг и такая форма лизинга, как сублизинг. 

    Проектное финансирование. Так как, основным источником финансирования энергосберегающих проектов есть и, очевидно, в ближайшее время останутся собственные и привлеченные средства предприятий, необходимо более широко распространять финансирование, при котором основным обеспечением предоставляемых кредитов является прибыль, которую получит предприятие в будущем. Это метод финансирования наиболее действенен, прежде всего, для капиталоемких отраслей промышленности (топливно-энергетический комплекс и другие отрасли с энергоемким производство). 

    Фонды «Энергосбережение» в бюджетной сфере. Учитывая, что значительная часть потребления топливно-энергетических ресурсов в республике приходится на социальную и бюджетную сферу (около 9–10%), необходимо внедрить в ней механизм стимулирования энергосбережения при помощи создания фондов «Энергосбережение». Создание системы стимулирования энергосбережения в бюджетной сфере, имеющей чрезвычайное значение для республики, потребует внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты (Закон Республики Беларусь о бюджете, бюджетную классификацию Республики Беларусь, Порядок использования бюджетных средств и т.д.). 

    Займы международных финансовых институтов. Для реализации крупных инвестиционных проектов наиболее привлекательным источником финансирования ресурсов являются зарубежные банки (Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.). При экономической стабилизации возможно образование консорциума и финансирование долями. Эта схема подразумевает, что белорусский банк относится к высшей категории надежности и может обеспечить необходимые гарантии возврата средств зарубежному банку. Однако это возможно при условии, если предложен Основным источником капиталовложений должны стать собственные средства предприятий ТЭК, инновационные фонды, кредиты, займы и привлеченные средства, в том числе иностранных инвесторов.

    На  сегодняшний день Республика Беларусь активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц. В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Белорусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».

    Так, в рамках проекта «Применение  биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь»  создан и функционирует Оборотный  фонд по биоэнергетике, разработана  географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини-ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект – поставщик древесного топлива.

    В настоящее время осуществляется реализация проекта «Устранение  препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого – уменьшение выбросов парниковых газов на 23500 т в год в эквиваленте  СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению, со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности.

Информация о работе Основные источники финансирования энергосбережения в РБ