Основные характеристики рыночной системы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:04, реферат

Описание работы

Целью данной контрольной работы является углубление знаний, касающихся основных характеристик рыночной системы хозяйствования. Изучение этого вопроса актуально, так как современное рыночное хозяйство – наиболее эффективная форма организации хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Основные характеристики рыночной системы хозяйствования.docx

— 33.76 Кб (Скачать)

4. Рыночные отношения  не обеспечивают эффективную  защиту окружающей среды.

Поэтому остро стоит вопрос о необходимости вмешательства  государства в рыночные процессы. Государство должен обеспечить свободу  действий всем участникам экономического процесса в границах определенной экономической системы (рыночные компоненты). В то же время необходимо гарантировать существование конкуренции на основе законодательных норм, а также перераспределение доходов посредством корректировки результатов рыночного (первичного) распределения, например, через налоги, субсидии и помощь нуждающимся (социальные компоненты).

Таким образом, рыночная система  должна носить социально-выраженный характер.

Экономическая система социально-ориентированного рыночного хозяйства основывается на принципах рыночной экономики, функционирование которой обеспечивается благодаря  заданным государством рамкам, социальные компоненты гарантируются рядом  законов.

Социально-ориентированная  рыночная экономика находит свое отражение в первую очередь в  правовой системе. В рамках правовой системы следует выделить право собственности, а также право отдельных лиц защищать свои интересы на основе гарантированной Конституцией свободы выражения мнений, собраний и образования союзов [3].

 

 

3. Рынок

В экономической теории термин "рынок" имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем  во многом для того, чтобы обслуживать  эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный  рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился  в систему регулирования хозяйственной  жизни (экономики).

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует  его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок  является главным каналом сбыта  и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем  механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

3.1. Условия возникновения рынка.

Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям  этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило  так. "Продавцы", положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность "покупателям" подойти и рассмотреть  их. Если "покупатели" хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались "продавцы" и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы наблюдаем зародыш  бартера - одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы "покупателя" и "продавца" могли не совпадать. Тогда приходилось совершать  не один, а несколько обменов, чтобы  за свой продукт получить то, что  требовалось.

Развитие обмена привело  к появлению денег, которое расширило  стимулы к производству тех или  иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться  товарное производство в подлинном  смысле слова, т.е. производство таких  изделий, которые нужны их производителю  не для собственного потребления, а  в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось  производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических  агентов.

Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и   третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

3.2. Виды рынков и их структура

Рынок как механизм ("большой" рынок) состоит из отдельных "малых" рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Экономические агенты возникают  на "большом" рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки  они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Производители используют приобретенные  ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают  на рынках продукции. Здесь она приобретается  потребителями за их доходы.

Любой рынок можно дробить  на все более узкие. Так, если в  рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и  т.д.) и по отдельным специальностям.

3.3. Функции рынка

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной  системы в рыночной экономике  эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления  затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного  обмена цена устанавливается путем  сопоставления затрат (издержек) и  полезности обмениваемых благ

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему  хозяйственному пространству, которое  он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Образно говоря, на рынке  действует регулирующая "невидимая  рука", о которой еще писал  Адам Смит: "Предприниматель имеет  в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой  направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя  свои собственные интересы, он часто  более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда  сознательно стремится служить им"'.

В то же время, являясь регулятором  хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования  ему подвластны. Это проявляется  в периодических спадах, инфляции, безработице.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщику Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.   

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает  пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние  годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых  предприятий сравнялось. Одна часть  предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в  среду теневого бизнеса; многие не выдерживают  конкуренции [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из вышесказанного можно  сделать следующие выводы:

- рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов;

- отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий;

- рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества.

- для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления, конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.

- основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к хозяйственной высокоэффективной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Булатов, А. С. Экономика / А. С. Булатов. – М. : Экономист, 2006. – 832 с.

2. Кэмпбелл Р. Макконнелл. Экономикс. Принципы, проблемы, политика. В 2 т. Т. 1 / Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. – М., 1996. – 400 с.

3. Лившиц, А.Я. Введение в рыночную экономику / А. Я. Лившиц, И. Н. Никулина. -  М. : Высшая школа, 1995. – 448 с.

 


Информация о работе Основные характеристики рыночной системы хозяйствования