Основные характеристики рыночной системы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:04, реферат

Описание работы

Целью данной контрольной работы является углубление знаний, касающихся основных характеристик рыночной системы хозяйствования. Изучение этого вопроса актуально, так как современное рыночное хозяйство – наиболее эффективная форма организации хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Основные характеристики рыночной системы хозяйствования.docx

— 33.76 Кб (Скачать)

Введение

Целью данной контрольной  работы является углубление знаний, касающихся основных характеристик рыночной системы  хозяйствования. Изучение этого вопроса  актуально, так как современное  рыночное хозяйство – наиболее эффективная  форма организации хозяйства.

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела  к возникновению современной рыночной системы, в основе которой функционирование социализированного товарного производства , ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рыночное хозяйство –  общественная форма организации  экономики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между  производством и потреблением посредством  рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Фундаментальные вопросы рыночной экономики

Чтобы понять, как функционирует  рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных  вопросов, на которые каждая экономическая  система должна находить ответ.

1) Сколько следует производить?  В каком объеме или какую  часть имеющихся ресурсов нужно  занять или использовать в  производственном процессе?

2) Что следует производить?  Какой набор товаров и услуг  наиболее полно удовлетворит  материальные потребности общества?

3) Как эту продукцию  следует производить? Как должно  быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?

4) Кто должен получить  эту продукцию? В частности,  как должна распределяться продукция  экономики между индивидуальными  потребителями?

5) Способна ли система  адаптироваться к изменениям? Может  ли система добиться надлежащих  коррекций в связи с изменениями  в потребительском спросе, в поставках  ресурсов и в технологии производства?

Выясним, как рыночная система  отвечает на эти вопросы.

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями эти вопросы (в частности, что, как и для кого производить) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители должны покупать то, что они предпочитают, предприятия – производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.

Экономическая действительность характеризуется многочисленными  противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности  продавцов, а продавцы желают продать  товары по более высоким ценам  и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в  обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате  и т. д. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец – добиться, возможно, большей прибыли, потребитель – получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивают система рынков, цен и фактор конкуренции.

Что касается вопроса адаптации  к изменениям, индустриальные общества динамичны: меняются предпочтения потребителей, технологии производства, структура поставляемых ресурсов. Это, естественно, подразумевает, что та специфическая система распределения ресурсов, которая в настоящее время наиболее эффективна и соответствует данной структуре потребительских вкусов, данному составу альтернативных технологий и данной структуре предложения ресурсов, может превратиться в устаревшую и неэффективную по мере того, как с течением времени меняются потребительские предпочтения, создаются новые технологии производства и перестраивается состав предлагаемых ресурсов. Способна ли рыночная экономика осуществлять корректировку использования ресурсов, соответствующую этим неизбежным изменениям, и, таким образом, оставаться эффективной?

Предположим, что происходит изменение потребительских вкусов. Скажем, вследствие возросшего осознания  необходимости заботиться о своем  здоровье потребители решили, что  станут меньше курить сигареты и больше ездить на велосипедах, тогда как  экономика в настоящее время  не обеспечивает производство необходимого количества велосипедов. Передаст ли рыночная система сигнал об этом изменении  предприятиям и поставщикам ресурсов и подскажет ли им необходимость  надлежащей корректировки производства?

Предположенное изменение  во вкусах потребителей будет доведено до сведения производителей в результате увеличения спроса на велосипеды и  снижения спроса на сигареты. Это означает, что цены на велосипеды повысятся, а  цены на сигареты упадут. Если предположить, что до этих изменений в потребительском спросе обе отрасли получали строго нормальную прибыль, то теперь более высокие цены на велосипеды создают экономическую прибыль для производителей велосипедов, а более низкие цены на сигареты влекут за собой убытки для табачной индустрии. Личная выгода побуждает новых конкурентов вступать в процветающую отрасль производителей велосипедов. А убытки со временем заставят фирмы покинуть попавшую в кризисное положение табачную промышленность.

Однако, эти корректировки носят самоограничительный характер для обеих отраслей. Расширение производства велосипедов будет продолжаться лишь до того момента, когда возникший рост рыночного предложения велосипедов приведет к обратному процессу, к снижению цен, на них до уровня, при котором снова станет правилом нормальная прибыль. Равным образом и сокращение производства сигарет будет продолжаться лишь до тех пор, пока возникшее снижение их предложения снова не поднимет цены на сигареты до уровня, при котором фирмы смогут получать нормальную прибыль. Или, в самом крайнем случае, фирмы, производящие сигареты, перестанут существовать. Решающим здесь является то обстоятельство, что эти процессы корректировку в частном секторе полностью соответствуют предположенным изменениям вкусов потребителей. Общество (то есть потребители) требует больше велосипедов и меньше сигарет, и именно это его требование удовлетворяется путем расширения производства велосипедов и сокращения производства сигарет. Кстати, эти корректировочные процессы показывают на деле правильность концепции суверенитета потребителя.

Анализ строится на том предположении, что поставщики ресурсов приемлют эти корректировочные процессы. Подскажет ли рыночная система поставщикам ресурсов необходимость перераспределения людских и материальных ресурсов из отрасли, производящей сигареты, в отрасль, производящую велосипеды, чтобы позволить увеличить выпуск велосипедов за счет сокращения производства сигарет? Да.

Экономическая прибыль, которая  сразу же возникает в результате повышения спроса на велосипеды, не только создает для этой отрасли  стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на велосипеды позволяют фирмам этой отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их применение не столь настоятельно требуется. Сигнал о готовности и способности использовать больше ресурсов в производстве велосипедов поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс возникает в переживающем спад производстве сигарет. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства сигарет, могут теперь найти себе применение в расширяющемся производстве велосипедов. К тому же увеличение спроса на ресурсы для производства велосипедов означают более высокие цены на ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы для табачной промышленности, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из производства сигарет в производство велосипедов. А это, разумеется, именно то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы осуществилось расширение производства велосипедов и сокращение производства сигарет.

Способность рыночной системы  сигнализировать об изменениях в  такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При отсутствии рыночной системы некоему административному ведомству, вероятно правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства.

Рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям, например к изменениям в технологии и к изменениям в структуре предложения разных ресурсов [2].

 

 

 

 

 

2. Характеристика рыночной  системы хозяйствования

Система рыночных отношений  представляет собой механизм, который  выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков  ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации  изменений, обеспечению согласованных  действий и тому подобное. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.

Интересы продавца (предложение) и покупателя (спрос) сталкиваются на рынке, где и выявляется возможность  достижения их целей. При более высоком  предложении по сравнению с величиной  спроса продавец реализует продукты по ценам, которые позволяют получить необходимую прибыль, в противном  случае он имеет убытки.

Снижение цен и убытки одного продавца должны насторожить  других продавцов, вынуждая их принимать  меры по корректировке предложения  товаров. При обеспечении необходимой  прибыли действия продавцов должны быть направлены на увеличение предложения. Указанные положения доказывают, что рынки выполняют функции  по вознаграждению либо наказанию их участников, и регулированию их экономических  отношений.

Прибыль является стимулом развития в любой из отраслей. Получение  прибыли в отрасли ведет к  ее расширению. И так будет до тех пор, пока объем предложения  не превысит спрос и цена не установится в том размере, при котором исчезнет возможность получать прибыль. В случае сокращения производства происходит уменьшение предложения по сравнению с рыночным спросом, и в результате повышаются цены на продукцию и ликвидируется убыточность.

Этот процесс важно  учитывать при анализе и планировании хозяйственной деятельности конкретных предприятий.

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет  потребителя. Ориентация на прибыль  и боязнь убытков заставляет хозяйствующих  субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.

Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

1. Применение наиболее  производительной технологии, которая  позволяет добиваться наименьших  издержек.

2. Информирование поставщиков  ресурсов и предпринимателей  об изменениях в спросе, и тем  самым осуществляется коррекция  в распределении ресурсов.

3. Сочетание личных и  общественных интересов. Через  конкуренцию оказывается воздействие  «невидимой рукой» на корыстные  мотивы предприятий и поставщиков  ресурсов так, чтобы стимулировать  заинтересованность в эффективном  использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство  конкурентной рыночной системы –  это ее постоянное стимулирование эффективности  производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства.

Рассматривая основополагающие положения, на которые должна опираться  экономика предприятия, необходимо учитывать и аргументы, которые  свидетельствуют, что имеются и  слабые стороны в рыночной системе  хозяйствования. Так, с течением времени:

1. Ослабевают контрольные  функции рыночного механизма  и значение конкуренции.

2. Свойственные этой системе  хозяйствования неравенства в  доходах и неспособность учитывать  коллективные потребности препятствуют  производству товаров, в первую  очередь необходимых обществу.

3. Исчезает гарантия полной  занятости рабочей силы и стабильности  уровня цен.

Информация о работе Основные характеристики рыночной системы хозяйствования