Основные характеристики рынка олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:45, доклад

Описание работы

Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.

Работа содержит 1 файл

олигополии.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Основные  характеристики рынка  олигополии

 

Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения  — oligos (несколько) и poleo (продаю).

Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.

Небольшое количество фирм в  отрасли

Господство в  отрасли нескольких, относительно (а  иногда, и абсолютно) крупных предприятий  — характерный признак олигопольного  рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.

Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются

на плотные  и разряженные. К плотным олигополиям  условно относят такие

отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами.

Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих  объектов, относят к

разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному

оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной

олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного  числа продавцов

возможны  различного рода сговоры в отношении  согласованного их поведения на

рынке, тогда как во втором случае это  практически невозможно.

Однородность  или дифференцированность продукта

Тип производимого  олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным.

  • Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.
  • Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

Распространенность  олигополии. Олигополия является одной из самых

распространенных  структур рынка в современной экономике. В большинстве

стран почти все отрасли тяжелой  промышленности (металлургия, химия,

автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют

именно  такую структуру.

Немногочисленность  и крупные размеры  фирм. Наиболее заметная черта

олигополии  состоит в немногочисленности действующих  на рынке фирм. Не

следует, впрочем, думать, что компании можно  в буквальном смысле

пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной

конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако

на несколько  ведущих компаний приходится столь  большая часть суммарного

оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят  те отрасли, где несколько

крупнейших  фирм (в разных странах за точку  отсчета принято от 3 до 8 фирм)

производят  более половины всей выпускаемой  продукции. Если же концентрация

производства  оказывается ниже, то отрасль считают  действующей в условиях

монополистической конкуренции.

Олигополия  в России. Если обратиться к статистике, то в России отчетливо

олигополистический  характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная

металлургия, т.е. почти все отрасли, которым  удалось выстоять в нынешнем

кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Концентрация

производства  в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%.

Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения

(производство  удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая  промышленность

и др.)

Резким  контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленность. В этих

отраслях  на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние рынка

в этой сфере можно уверенно характеризовать  как монополистическую

конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях

исключительно велика (вспомним хотя бы многообразие сортов конфет, которые

производит  даже не вся пищевая отрасль, а  только одна из ее подотраслей –

кондитерская  промышленность).

Барьеры

Вход на рынок  для новых фирм труден, но возможен.

При рассмотрении данной характеристики необходимо различать  уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.

  • Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки (min АТС) достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.
  • Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

Основные  модели олигополистического  поведения

Специфика поведения олигополистов  на рынке

Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист:

  • не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;
  • не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);
  • не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);
  • не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

Модели  кооперированной  и некооперированной  олигополии

Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение олигопольного рынка.

Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.

При кооперированной  олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.

При некооперированной  олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с  этим делением классифицируют и модели олигополий.

В качестве примера моделей некооперированной олигополии будут рассмотрены: модель Курномодель Штакельберга,модель ломаной кривой спроса. Примером модели кооперированной олигополии служат: модель картеля и модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство). Модель теории игр будет рассмотрена в отдельном разделе и раскроет механизм стратегического выбора фирм между кооперированной и некооперированной олигополиями.

См.далее:

  • Модель Курно
  • Модель ломаной кривой спроса
  • Модель ценового лидерства

Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий

Рассмотренные нами модели поведения олигополистов  предполагают, что цены фирм выравниваются  в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень  издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию — по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.

Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:

  • тайные соглашения;
  • молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);
  • передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.

Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.

Факторы, препятствующие ценовой координации:

  • вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;
  • нестабильность отраслевого спроса;
  • технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;
  • изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;
  • крайняя дифференциация продукции;
  • частое изменение продукции;
  • появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.

Неценовая конкуренция

Жесткость цен  в условиях олигополии заставляет фирмы  делать основной упор на неценовую  конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.

Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать  ответную реакцию у своих конкурентов.

Информация о работе Основные характеристики рынка олигополии