Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных фондов предприятия и путей улучшения их использования.
Задачи работы:
1. Изучить сущность, состав и структуру основных производственных фондов предприятия.
2. Дать технико-экономическую характеристику предприятия, структуру его основных фондов и динамику ее изменения.
3. Разработать систему показателей и важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов предприятия.
Введение 3
1. Сущность, состав и структура основных производственных фондов предприятия 5
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, структура его основных фондов и динамика ее изменения 14
3. Система показателей и важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов предприятия 22
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 41
Продолжение табл.6
1 |
2 |
3 |
4 |
Машин, механизмов |
0,1000 |
0,1297 | |
Транспортных средств |
0,0004 |
0,1505 | |
Срок обновления производственных фондов, в т.ч.: |
1/ к-нт масштабн. |
13,8 |
6,4 |
Здания и сооружения |
22,0 |
30,8 | |
Машин, механизмов |
10,0 |
7,7 | |
Транспортных средств |
2246,7 |
6,6 | |
Коэффициент стабилизации производственных фондов, в т.ч.: |
(ост.на н.г.- выбыло)/ ост.на н.г. |
0,9864 |
0,9963 |
Здания и сооружения |
1,0000 |
1,0000 | |
Машин, механизмов |
0,9722 |
0,9991 | |
Транспортных средств |
0,9978 |
1,0000 | |
Коэффициент выбытия производственных фондов, в т.ч.: |
выбыло/ ост.на н.г. |
0,0136 |
0,0037 |
Здания и сооружения |
0,0000 |
0,0000 | |
Машин, механизмов |
0,0278 |
0,0009 | |
Транспортных средств |
0,0022 |
0,0000 | |
Фактический срок эксплуатации производственных фондов, в т.ч.: |
1/ коэф-нт выбытия |
73,7 |
271,2 |
Здания и сооружения |
- |
- | |
Машин, механизмов |
36,0 |
1108,5 | |
Транспортных средств |
450,1 |
- |
Анализируя данные таблицы 6, можно отметить, что индекс производственных фондов показывает рост их стоимости за определенный период и увеличение активов компании. В целом, за 2008 г. индекс составил 1,18, что на 11% больше его значения в 2007 г., при этом увеличение показателя произошло за счет машин и механизмов, а также транспортных средств.
Следует отметить, что в 2007 г. рассматриваемый показатель для транспортных средств составил 0,998, т.е. был меньше 1, это свидетельствует о сокращении использования данной группы и списании некоторых позиций, входящих в ее состав. По данным показателям можно судить о политике компании, направленной на поддержание производственного потенциала, путем инвестирования в обновление и приобретение новых основных средств.
Если предыдущий показатель показывает общую тенденцию развития основных средств компании, то коэффициент обновления показывает, за счет чего это развитие происходит. В целом, данный показатель составил 49,88, что почти в 9 раз больше значения в 2007 г., составившего 5,67. При этом в течение обоих рассматриваемых периодов движения по группе здания и сооружения не происходило, а, следовательно, данный коэффициент не рассчитывался, по транспортным средствам были выявлены незначительные изменения.
Наибольшие изменения произошли в группе машин и механизмов. Так, если в 2007 г. коэффициент обновления составил 3,89, то в 2008 г. данный показатель равен 165,11. Значительная величина коэффициента обновления говорит о модернизации производства, введении в эксплуатацию новых объектов основных средств, и активной инвестиционной политике компании, направленной на развитие производства.
Коэффициент интенсивности обновления является обратным от коэффициента обновления, и показывает, насколько стоимость выбывающих основных средств превышает стоимость поступивших на баланс, т.е. отражает темпы технического прогресса. Низкая величина данного показателя говорит о длительном фактическом сроке эксплуатации основных средств, что также подтверждается высоким уровнем износа основного технологического оборудования.
Коэффициент масштабности обновления является размерной характеристикой и показывает объем введенных в эксплуатацию основных средств в общей величине основных средств на конец года. Рассматриваемый коэффициент в целом по основным средствам составил 0,16, и увеличился по сравнению со значением 2007 г. в два раза. Наибольшая доля поступивших на баланс основных средств в величине остатка на конец периода у транспортных средств, 0,15 (или 15%). Также значительна величина данного показателя по машинам и механизмам, которая в 2008 г. составила 13%, по сравнению с 10% в 2007 г. Доля введенных в эксплуатацию зданий не значительна и составила 4,6% и 3,3% в 2007 г. и 2008 г. соответственно. Чем выше значение данного показателя, тем больше объем замены старых основных средств новыми. В данном случае, коэффициент масштабности свидетельствует о планомерном обновлении основных средств для поддержания их в работоспособном состоянии.
Срок обновления основных средств показывает среднюю периодичность их полной замены. В целом данный показатель снизился с 13,8 лет в 2007 г. до 6,4 лет в 2008 г. В то же время, срок обновления зданий и сооружений увеличился с 22,0 до 30,8 лет, что не является критическим, поскольку здания (кроме временных) и сооружения имеют преимущественно длительные нормативные сроки службы. Срок обновления машин и механизмов сократился на 23,0% с 10 до 7,7 лет. Необходимо обратить внимание, что по данным за 2007 г. рассматриваемый показатель по транспортным средствам имел значение, свидетельствующее об отсутствии обновления этой группы, что является негативной характеристикой. Но уже в 2008 г. величина срока обновления по транспортным средствам изменилась до приемлемого уровня и составила 6,6 лет.
Коэффициент стабилизации показывает, какое количество основных средств, существовавших на балансе компании на начало рассматриваемого периода, продолжило функционирование и в дальнейшем. В целом, по основным средствам и по отдельным группам величина данного показателя близка к единице, что говорит о низкой сменяемости основных средств, большая часть которых (более 97%) продолжает использоваться, как в 2007 г., так и в 2008 г.
Фактический срок эксплуатации основных средств показывает, сколько они фактически могут находиться на балансе компании, при существующих темпах обновления. Рассматриваемый показатель имеет крайне не удовлетворительное значение. И если в целом по основным средствам фактический срок эксплуатации в 2007 г. составил 73,7 лет, то в 2008 г. уже 271,2 г., что является не соразмерным с нормативными сроками службы всех объектов основных средств, включая здания.
Таким образом, основные средства остаются на балансе, не обновляясь и не модернизируясь, что может привести не только к устареванию и не соответствию требованиям различных технических регламентов, но также и отрицательно влиять на стоимость компании.
Более полное использование основных фондов приводит к уменьшению потребностей в вводе новых производственных мощностей при изменении объема производства, а, следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия.
Эффективное использование основных фондов означает также ускорение их оборачиваемости, что в значительной мере способствует решению проблемы сокращения разрыва в сроках физического и морального износа, ускорения темпов обновления основных фондов.
Наконец, эффективное использование основных фондов тесно связано и с другой ключевой задачей современного периода экономики – повышением качества выпускаемой продукции, так как в условиях рыночной конкуренции быстрее реализуется и пользуется большим спросом высококачественная продукция.
Экстенсивное улучшение использования основных фондов предполагает, что, с одной стороны, будет увеличено время работы действующего оборудования в календарный период, а с другой – повышен удельный вес действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии.
Важнейшими направлениями увеличения времени работы оборудования являются:
Важный путь повышения
эффективности использования
Интенсивное улучшение использования основных фондов предполагает повышение степени загрузки оборудования в единицу времени. Это может быть достигнуто при модернизации действующих машин и механизмов, установления оптимального режима их работы – это обеспечивает увеличение выпуска продукции без изменения состава основных фондов, без роста численности работающих и при снижении расхода материальных ресурсов на единицу продукции.
Интенсивность использования основных фондов повышается также путем совершенствования орудий труда и совершенствования технологии производства, ликвидации «узких мест» в производственном процессе, совершенствования научной организации труда, производства и управления и т.д. Эти мероприятия необходимы на ОАО «Барнаульский ВРЗ», так как некоторые виды основных фондов находятся в неудовлетворительном состоянии. К ним относятся передаточные устройства (изношены на 86,5 %), прочие машины и оборудование (износ 86,3 %).
Существенным направлением
повышения эффективности
В современных условиях появился еще один фактор, обусловливающий повышение эффективности использования основных фондов предприятия. Это развитие акционерной формы хозяйствования и приватизация предприятий. Этот фактор полностью подходит для нашего предприятия, так как вагоноремонтный завод – акционерное общество. В этом случае трудовой коллектив становится собственником основных фондов, получает возможность реально распоряжаться средствами производства, включая самостоятельное формирование производственной структуры основных фондов, а также прибылью предприятия, что позволяет увеличивать целевое инвестирование.
Очень важное значение имеет
грамотная организация
Таблица 7
Нормы времени на единицу ремонтосложности механической части станка.
Вид ремонта |
Нормы времени на единицу ремонтосложности механической части станка | ||
Суммарная |
Слесарные работы |
Станочные работы | |
Капитальный |
50 |
36 |
14 |
Средний |
9 |
6 |
3 |
Текущий |
6 |
4 |
2 |
Для определения простоев оборудования в ремонте типовая система предусматривает нормы простоя оборудования в ремонте по его видам на единицу ремонтосложности (Таблица 8).
Таблица 8
Нормы простоя для
неавтоматизированного
Вид ремонта |
Нормы простоя | ||
1 смена |
2 смены |
3 смены | |
Капитальный |
16 (£240) |
18(£480) |
20(£720) |
Средний |
3(£72) |
3,3(£144) |
3,6(£176) |
Текущий |
2 |
2,2(£96) |
2,4 |
Расчет межремонтных периодов по всем станкам ремонтного цеха приведен в таблице 9.
Для своевременного проведения очередных ремонтных операций составляется план-график ремонта оборудования на год (таблица 10). В нем дается перечень всех единиц оборудования цеха с указанием вида ремонта и срока его выполнения.
Таблица 9
Определение межремонтного периода
№ |
Наименование |
Модель |
Материал |
Класс |
Масса, |
Год |
Ком |
Кми |
Ктс |
Ккс |
Кв |
Кд |
Тцр, час |
Тцр, лет |
Кол-во текущих |
Кол-во средних |
Тмп, |
Обрабатываемой |
точности |
кг |
выпуска |
ремонтов |
ремонтов |
мес | |||||||||||
детали |
Nт |
Nс |
|||||||||||||||
1 |
Токарный |
1623 |
Чугун |
П |
3000 |
1982 |
0,75 |
1 |
1,5 |
1 |
0,9 |
1 |
17010 |
4,3063 |
6 |
2 |
6 |
2 |
Токарный |
1К62 |
Чугун |
Н |
2400 |
1978 |
0,75 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
10206 |
2,5838 |
4 |
1 |
5 |
3 |
Токарный |
1К62Б |
Чугун |
В |
2400 |
1975 |
0,75 |
1 |
2 |
1 |
0,9 |
0,8 |
18144 |
4,5934 |
6 |
2 |
6 |
4 |
Токарный |
16К20 |
Сталь |
Н |
3590 |
1980 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
13608 |
3,4451 |
4 |
1 |
7 |
5 |
Токарный |
16Д20П |
Сталь |
П |
2860 |
1978 |
1 |
1 |
1,5 |
1 |
0,9 |
0,9 |
20412 |
5,1676 |
6 |
2 |
7 |
6 |
Токарный |
1А64 |
Сталь |
Н |
11700 |
1981 |
1 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
1 |
20412 |
5,1676 |
4 |
1 |
10 |
7 |
Токарный |
1М658 |
Сталь |
Н |
17690 |
1980 |
1 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
0,9 |
18370,8 |
4,6508 |
4 |
1 |
9 |
8 |
Токарный |
16К40 |
Сталь |
Н |
7070 |
1979 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
13608 |
3,4451 |
4 |
1 |
7 |
9 |
Токарный |
166 |
Чугун |
Н |
23450 |
1983 |
0,75 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
1 |
15309 |
3,8757 |
4 |
1 |
8 |
10 |
Токарно-карус. |
1М531 |
Чугун |
Н |
12000 |
1978 |
0,75 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
0,9 |
13778,1 |
3,4881 |
4 |
1 |
7 |
11 |
Токарно-карус. |
1М553 |
Чугун |
Н |
30000 |
1979 |
0,75 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
0,9 |
13778,1 |
3,4881 |
4 |
1 |
7 |
12 |
Токарно-карус. |
1550 |
Чугун |
Н |
140415 |
1980 |
0,75 |
1 |
1 |
1,7 |
0,9 |
0,9 |
17350,2 |
4,3925 |
4 |
1 |
9 |
13 |
Токарно-карус. |
1512 |
Чугун |
Н |
15720 |
1979 |
0,75 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
0,9 |
13778,1 |
3,4881 |
4 |
1 |
7 |
14 |
Токарно-карус. |
1541 |
Чугун |
Н |
17800 |
1981 |
0,75 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
1 |
15309 |
3,8757 |
4 |
1 |
8 |
15 |
Токарно-карус. |
1525 |
Сталь |
Н |
30640 |
1983 |
1 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
1 |
20412 |
5,1676 |
4 |
1 |
10 |
16 |
Верт. сверл. |
2118 |
Сталь |
Н |
450 |
1984 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
15120 |
3,8278 |
4 |
1 |
8 |
17 |
Верт. сверл. |
2Н135Б |
Сталь |
Н |
3093 |
1978 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
13608 |
3,4451 |
4 |
1 |
7 |
18 |
Радиал. сверл. |
2А55 |
Сталь |
Н |
4100 |
1979 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
13608 |
3,4451 |
4 |
1 |
7 |
19 |
Радиал. сверл. |
2Н55 |
Чугун |
Н |
4350 |
1985 |
0,75 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
11340 |
2,8709 |
4 |
1 |
6 |
20 |
Коорд.расточ. |
2440 |
Чугун |
В |
5600 |
1984 |
0,75 |
1 |
2 |
1 |
0,9 |
1 |
22680 |
5,7418 |
6 |
2 |
8 |
21 |
Коорд.расточ. |
КР-450П |
Чугун |
В |
1200 |
1976 |
0,75 |
1 |
2 |
1 |
0,9 |
0,9 |
20412 |
5,1676 |
6 |
2 |
7 |
22 |
Гориз.расточ. |
265В |
Сталь |
Н |
63000 |
1977 |
1 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
0,9 |
18370,8 |
4,6508 |
4 |
1 |
9 |
23 |
Гориз.расточ. |
2Е656 |
Сталь |
Н |
41500 |
1979 |
1 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
0,9 |
18370,8 |
4,6508 |
4 |
1 |
9 |
24 |
Коорд.расточ. |
2Б440 |
Чугун |
В |
3600 |
1982 |
0,75 |
1 |
2 |
1 |
0,9 |
1 |
22680 |
5,7418 |
6 |
2 |
8 |
25 |
Коорд.расточ. |
2455 |
Сталь |
А |
9400 |
1982 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0,9 |
1 |
30240 |
7,6557 |
6 |
2 |
10 |
26 |
Гориз.расточ. |
2654 |
Сталь |
Н |
38500 |
1984 |
1 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
1 |
20412 |
5,1676 |
4 |
1 |
10 |
27 |
Гориз.расточ. |
2652 |
Сталь |
Н |
71300 |
1981 |
1 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
1 |
20412 |
5,1676 |
4 |
1 |
10 |
28 |
Коорд.расточ. |
2В440 |
Чугун |
А |
3600 |
1984 |
0,75 |
1 |
2 |
1 |
0,9 |
1 |
22680 |
5,7418 |
6 |
2 |
8 |
29 |
Коорд.расточ. |
КР-2455 |
Чугун |
А |
9400 |
1979 |
0,75 |
1 |
2 |
1 |
0,9 |
0,9 |
20412 |
5,1676 |
6 |
2 |
7 |
30 |
Круглошлиф. |
3А151 |
Сталь |
П |
3800 |
1980 |
1 |
1 |
1,5 |
1 |
0,9 |
0,9 |
20412 |
5,1676 |
6 |
2 |
7 |
31 |
Круглошлиф. |
3М151 |
Сталь |
П |
5170 |
1981 |
1 |
1 |
1,5 |
1 |
0,9 |
1 |
22680 |
5,7418 |
6 |
2 |
8 |
32 |
Зубофрезер. |
53А20А |
Чугун |
А |
4630 |
1976 |
0,75 |
1 |
2 |
1 |
0,9 |
0,9 |
20412 |
5,1676 |
6 |
2 |
7 |
33 |
Зубофрезер. |
5330 |
Чугун |
Н |
25200 |
1977 |
0,75 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
0,9 |
13778,1 |
3,4881 |
4 |
1 |
7 |
34 |
Гориз.фрезер. |
6М83Г |
Чугун |
Н |
3850 |
1978 |
0,75 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
10206 |
2,5838 |
4 |
1 |
5 |
35 |
Вертик.фрезер. |
6Р12 |
Сталь |
Н |
3065 |
1979 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
13608 |
3,4451 |
4 |
1 |
7 |
36 |
Вертик.фрезер. |
6М13П |
Сталь |
Н |
4250 |
1980 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
13608 |
3,4451 |
4 |
1 |
7 |
37 |
Продольнострог. |
712 |
Сталь |
Н |
10500 |
1980 |
1 |
1 |
1 |
1,35 |
0,9 |
0,9 |
18370,8 |
4,6508 |
4 |
1 |
9 |
38 |
Протяж. вертик. |
7712 |
Чугун |
Н |
3600 |
1978 |
0,75 |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
10206 |
2,5838 |
4 |
1 |
5 |
39 |
Токарный |
1623 |
Сталь |
В |
3000 |
1984 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0,9 |
1 |
30240 |
7,6557 |
6 |
2 |
10 |