Основные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных фондов предприятия и путей улучшения их использования.
Задачи работы:
1. Изучить сущность, состав и структуру основных производственных фондов предприятия.
2. Дать технико-экономическую характеристику предприятия, структуру его основных фондов и динамику ее изменения.
3. Разработать систему показателей и важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, состав и структура основных производственных фондов предприятия 5
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, структура его основных фондов и динамика ее изменения 14
3. Система показателей и важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов предприятия 22
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 41

Работа содержит 1 файл

ОФ экономики предприятия.doc

— 683.50 Кб (Скачать)

Продолжение табл.6

1

2

3

4

Машин, механизмов

 

0,1000

0,1297

Транспортных средств

 

0,0004

0,1505

Срок обновления производственных фондов, в т.ч.:

1/ к-нт масштабн.

13,8

6,4

Здания и сооружения

 

22,0

30,8

Машин, механизмов

 

10,0

7,7

Транспортных средств

 

2246,7

6,6

Коэффициент стабилизации производственных фондов, в т.ч.:

(ост.на н.г.- выбыло)/ ост.на  н.г.

0,9864

0,9963

Здания и сооружения

 

1,0000

1,0000

Машин, механизмов

 

0,9722

0,9991

Транспортных средств

 

0,9978

1,0000

Коэффициент выбытия  производственных фондов, в т.ч.:

выбыло/ ост.на н.г.

0,0136

0,0037

Здания и сооружения

 

0,0000

0,0000

Машин, механизмов

 

0,0278

0,0009

Транспортных средств

 

0,0022

0,0000

Фактический срок эксплуатации производственных фондов, в т.ч.:

1/ коэф-нт выбытия

73,7

271,2

Здания и сооружения

 

-

-

Машин, механизмов

 

36,0

1108,5

Транспортных средств

 

450,1

-


 

Анализируя данные таблицы 6, можно отметить, что индекс производственных фондов показывает рост их стоимости за определенный период и увеличение активов компании. В целом, за 2008 г. индекс составил 1,18, что на 11% больше его значения в 2007 г., при этом увеличение показателя произошло за счет машин и механизмов, а также транспортных средств.

Следует отметить, что  в 2007 г. рассматриваемый показатель для транспортных средств составил 0,998, т.е. был меньше 1, это свидетельствует о сокращении использования данной группы и списании некоторых позиций, входящих в ее состав. По данным показателям можно судить о политике компании, направленной на поддержание производственного потенциала, путем инвестирования в обновление и приобретение новых основных средств.

Если предыдущий показатель показывает общую тенденцию развития основных средств компании, то коэффициент  обновления показывает, за счет чего это  развитие происходит. В целом, данный показатель составил 49,88, что почти в 9 раз больше значения в 2007 г., составившего 5,67. При этом в течение обоих рассматриваемых периодов движения по группе здания и сооружения не происходило, а, следовательно, данный коэффициент не рассчитывался, по транспортным средствам были выявлены незначительные изменения.

Наибольшие изменения  произошли в группе машин и  механизмов. Так, если в 2007 г. коэффициент обновления составил 3,89, то в 2008 г. данный показатель равен 165,11. Значительная величина коэффициента обновления говорит о модернизации производства, введении в эксплуатацию новых объектов основных средств, и активной инвестиционной политике компании, направленной на развитие производства.

Коэффициент интенсивности  обновления является обратным от коэффициента обновления, и показывает, насколько стоимость выбывающих основных средств превышает стоимость поступивших на баланс, т.е. отражает темпы технического прогресса. Низкая величина данного показателя говорит о длительном фактическом сроке эксплуатации основных средств, что также подтверждается высоким уровнем износа основного технологического оборудования.

Коэффициент масштабности обновления является размерной характеристикой  и показывает объем введенных  в эксплуатацию основных средств  в общей величине основных средств на конец года. Рассматриваемый коэффициент в целом по основным средствам составил 0,16, и увеличился по сравнению со значением 2007 г. в два раза. Наибольшая доля поступивших на баланс основных средств в величине остатка на конец периода у транспортных средств, 0,15 (или 15%). Также значительна величина данного показателя по машинам и механизмам, которая в 2008 г. составила 13%, по сравнению с 10% в 2007 г. Доля введенных в эксплуатацию зданий не значительна и составила 4,6% и 3,3% в 2007 г. и 2008 г. соответственно. Чем выше значение данного показателя, тем больше объем замены старых основных средств новыми. В данном случае, коэффициент масштабности свидетельствует о планомерном обновлении основных средств для поддержания их в работоспособном состоянии.

Срок обновления основных средств показывает среднюю периодичность их полной замены. В целом данный показатель снизился с 13,8 лет в 2007 г. до 6,4 лет в 2008 г. В то же время, срок обновления зданий и сооружений увеличился с 22,0 до 30,8 лет, что не является критическим, поскольку здания (кроме временных) и сооружения имеют преимущественно длительные нормативные сроки службы. Срок обновления машин и механизмов сократился на 23,0% с 10 до 7,7 лет. Необходимо обратить внимание, что по данным за 2007 г. рассматриваемый показатель по транспортным средствам имел значение, свидетельствующее об отсутствии обновления этой группы, что является негативной характеристикой. Но уже в 2008 г. величина срока обновления по транспортным средствам изменилась до приемлемого уровня и составила 6,6 лет.

Коэффициент стабилизации показывает, какое количество основных средств, существовавших на балансе  компании на начало рассматриваемого периода, продолжило функционирование и в дальнейшем. В целом, по основным средствам и по отдельным группам величина данного показателя близка к единице, что говорит о низкой сменяемости основных средств, большая часть которых (более 97%) продолжает использоваться, как в 2007 г., так и в 2008 г.

Фактический срок эксплуатации основных средств показывает, сколько они фактически могут находиться на балансе компании, при существующих темпах обновления. Рассматриваемый показатель имеет крайне не удовлетворительное значение. И если в целом по основным средствам фактический срок эксплуатации в 2007 г. составил 73,7 лет, то в 2008 г. уже 271,2 г., что является не соразмерным с нормативными сроками службы всех объектов основных средств, включая здания.

Таким образом, основные средства остаются на балансе, не обновляясь и не модернизируясь, что может  привести не только к устареванию и не соответствию требованиям различных технических регламентов, но также и отрицательно влиять на стоимость компании.

Более полное использование основных фондов приводит к уменьшению потребностей в вводе новых производственных мощностей при изменении объема производства, а, следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия.

Эффективное использование  основных фондов означает также ускорение  их оборачиваемости, что в значительной мере способствует решению проблемы сокращения разрыва в сроках физического и морального износа, ускорения темпов обновления основных фондов.

Наконец, эффективное  использование основных фондов тесно  связано и с другой ключевой задачей  современного периода экономики  – повышением качества выпускаемой  продукции, так как в условиях рыночной конкуренции быстрее реализуется и пользуется большим спросом высококачественная продукция.

Экстенсивное улучшение  использования основных фондов предполагает, что, с одной стороны, будет увеличено  время работы действующего оборудования в календарный период, а с другой – повышен удельный вес действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии.

Важнейшими направлениями  увеличения времени работы оборудования являются:

  • сокращение и ликвидация внутрисменных простоев оборудования путем повышения качества ремонтного обслуживания оборудования, своевременного обеспечения основного производства рабочей силой, сырьем, топливом, деталями и т.д.;
  • сокращение целодневных простоев оборудования, повышение коэффициента сменности его работы.

Важный путь повышения  эффективности использования основных фондов – уменьшение количества излишнего оборудования и быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования.

Интенсивное улучшение  использования основных фондов предполагает повышение степени загрузки оборудования в единицу времени. Это может быть достигнуто при модернизации действующих машин и механизмов, установления оптимального режима их работы – это обеспечивает увеличение выпуска продукции без изменения состава основных фондов, без роста численности работающих и при снижении расхода материальных ресурсов на единицу продукции.

Интенсивность использования  основных фондов повышается также путем  совершенствования орудий труда  и совершенствования технологии производства, ликвидации «узких мест» в производственном процессе, совершенствования научной организации труда, производства и управления и т.д. Эти мероприятия необходимы на ОАО «Барнаульский ВРЗ», так как некоторые виды основных фондов находятся в неудовлетворительном состоянии. К ним относятся передаточные устройства (изношены на 86,5 %), прочие машины и оборудование (износ 86,3 %).

Существенным направлением повышения эффективности использования  основных фондов является совершенствование  их структуры. Поскольку увеличение выпуска продукции достигается только в ведущих цехах, то важно повышать их долю в общей стоимости основных фондов. Увеличение основных фондов вспомогательного производства ведет к росту фондоемкости продукции, так как непосредственного выпуска продукции при этом не происходит. Поэтому поиск оптимальной производственной структуры основных фондов на предприятии – важное направление улучшения их использования.

В современных условиях появился еще один фактор, обусловливающий  повышение эффективности использования основных фондов предприятия. Это развитие акционерной формы хозяйствования и приватизация предприятий. Этот фактор полностью подходит для нашего предприятия, так как вагоноремонтный завод – акционерное общество. В этом случае трудовой коллектив становится собственником основных фондов, получает возможность реально распоряжаться средствами производства, включая самостоятельное формирование производственной структуры основных фондов, а также прибылью предприятия, что позволяет увеличивать целевое инвестирование.

Очень важное значение имеет  грамотная организация ремонтных  работ основных фондов с целью  сокращения времени простоя оборудования. Единица ремонтосложности механической части ЕР – это ремонтосложность некоторой машины, трудоемкость капитального ремонта которой равна 50 часам. Типовая система предусматривает такие нормативы на единицу ремонтосложности (Таблица 7).

Таблица 7

Нормы времени на единицу  ремонтосложности механической части  станка.

Вид ремонта

Нормы времени на единицу  ремонтосложности механической части станка

Суммарная

Слесарные работы

Станочные работы

Капитальный

50

36

14

Средний

9

6

3

Текущий

6

4

2


 

Для определения простоев оборудования в ремонте типовая  система предусматривает нормы простоя оборудования в ремонте по его видам на единицу ремонтосложности (Таблица 8).

Таблица 8

Нормы простоя для  неавтоматизированного производства.

Вид ремонта

Нормы простоя

1 смена

2 смены

3 смены

Капитальный

16 (£240)

18(£480)

20(£720)

Средний

3(£72)

3,3(£144)

3,6(£176)

Текущий

2

2,2(£96)

2,4


Расчет межремонтных периодов по всем станкам ремонтного цеха приведен в таблице 9.

Для своевременного проведения очередных ремонтных операций составляется план-график ремонта оборудования на год (таблица 10). В нем дается перечень всех единиц оборудования цеха с указанием вида ремонта и срока его выполнения.

 

 

 

Таблица 9

Определение межремонтного периода

Наименование

Модель

Материал

Класс

Масса,

Год

Ком

Кми

Ктс

Ккс

Кв

Кд

Тцр, час

Тцр, лет

Кол-во текущих

Кол-во средних

Тмп,

     

Обрабатываемой

точности

кг

выпуска

               

ремонтов

ремонтов

 мес

     

детали

                     

 

1

Токарный

1623

Чугун

П

3000

1982

0,75

1

1,5

1

0,9

1

17010

4,3063

6

2

6

2

Токарный

1К62

Чугун

Н

2400

1978

0,75

1

1

1

0,9

0,9

10206

2,5838

4

1

5

3

Токарный

1К62Б

Чугун

В

2400

1975

0,75

1

2

1

0,9

0,8

18144

4,5934

6

2

6

4

Токарный

16К20

Сталь

Н

3590

1980

1

1

1

1

0,9

0,9

13608

3,4451

4

1

7

5

Токарный

16Д20П

Сталь

П

2860

1978

1

1

1,5

1

0,9

0,9

20412

5,1676

6

2

7

6

Токарный

1А64

Сталь

Н

11700

1981

1

1

1

1,35

0,9

1

20412

5,1676

4

1

10

7

Токарный

1М658

Сталь

Н

17690

1980

1

1

1

1,35

0,9

0,9

18370,8

4,6508

4

1

9

8

Токарный

16К40

Сталь

Н

7070

1979

1

1

1

1

0,9

0,9

13608

3,4451

4

1

7

9

Токарный

166

Чугун

Н

23450

1983

0,75

1

1

1,35

0,9

1

15309

3,8757

4

1

8

10

Токарно-карус.

1М531

Чугун

Н

12000

1978

0,75

1

1

1,35

0,9

0,9

13778,1

3,4881

4

1

7

11

Токарно-карус.

1М553

Чугун

Н

30000

1979

0,75

1

1

1,35

0,9

0,9

13778,1

3,4881

4

1

7

12

Токарно-карус.

1550

Чугун

Н

140415

1980

0,75

1

1

1,7

0,9

0,9

17350,2

4,3925

4

1

9

13

Токарно-карус.

1512

Чугун

Н

15720

1979

0,75

1

1

1,35

0,9

0,9

13778,1

3,4881

4

1

7

14

Токарно-карус.

1541

Чугун

Н

17800

1981

0,75

1

1

1,35

0,9

1

15309

3,8757

4

1

8

15

Токарно-карус.

1525

Сталь

Н

30640

1983

1

1

1

1,35

0,9

1

20412

5,1676

4

1

10

16

Верт. сверл.

2118

Сталь

Н

450

1984

1

1

1

1

0,9

1

15120

3,8278

4

1

8

17

Верт. сверл.

2Н135Б

Сталь

Н

3093

1978

1

1

1

1

0,9

0,9

13608

3,4451

4

1

7

18

Радиал. сверл.

2А55

Сталь

Н

4100

1979

1

1

1

1

0,9

0,9

13608

3,4451

4

1

7

19

Радиал. сверл.

2Н55

Чугун

Н

4350

1985

0,75

1

1

1

0,9

1

11340

2,8709

4

1

6

20

Коорд.расточ.

2440

Чугун

В

5600

1984

0,75

1

2

1

0,9

1

22680

5,7418

6

2

8

21

Коорд.расточ.

КР-450П

Чугун

В

1200

1976

0,75

1

2

1

0,9

0,9

20412

5,1676

6

2

7

22

Гориз.расточ.

265В

Сталь

Н

63000

1977

1

1

1

1,35

0,9

0,9

18370,8

4,6508

4

1

9

23

Гориз.расточ.

2Е656

Сталь

Н

41500

1979

1

1

1

1,35

0,9

0,9

18370,8

4,6508

4

1

9

24

Коорд.расточ.

2Б440

Чугун

В

3600

1982

0,75

1

2

1

0,9

1

22680

5,7418

6

2

8

25

Коорд.расточ.

2455

Сталь

А

9400

1982

1

1

2

1

0,9

1

30240

7,6557

6

2

10

26

Гориз.расточ.

2654

Сталь

Н

38500

1984

1

1

1

1,35

0,9

1

20412

5,1676

4

1

10

27

Гориз.расточ.

2652

Сталь

Н

71300

1981

1

1

1

1,35

0,9

1

20412

5,1676

4

1

10

28

Коорд.расточ.

2В440

Чугун

А

3600

1984

0,75

1

2

1

0,9

1

22680

5,7418

6

2

8

29

Коорд.расточ.

КР-2455

Чугун

А

9400

1979

0,75

1

2

1

0,9

0,9

20412

5,1676

6

2

7

30

Круглошлиф.

3А151

Сталь

П

3800

1980

1

1

1,5

1

0,9

0,9

20412

5,1676

6

2

7

31

Круглошлиф.

3М151

Сталь

П

5170

1981

1

1

1,5

1

0,9

1

22680

5,7418

6

2

8

32

Зубофрезер.

53А20А

Чугун

А

4630

1976

0,75

1

2

1

0,9

0,9

20412

5,1676

6

2

7

33

Зубофрезер.

5330

Чугун

Н

25200

1977

0,75

1

1

1,35

0,9

0,9

13778,1

3,4881

4

1

7

34

Гориз.фрезер.

6М83Г

Чугун

Н

3850

1978

0,75

1

1

1

0,9

0,9

10206

2,5838

4

1

5

35

Вертик.фрезер.

6Р12

Сталь

Н

3065

1979

1

1

1

1

0,9

0,9

13608

3,4451

4

1

7

36

Вертик.фрезер.

6М13П

Сталь

Н

4250

1980

1

1

1

1

0,9

0,9

13608

3,4451

4

1

7

37

Продольнострог.

712

Сталь

Н

10500

1980

1

1

1

1,35

0,9

0,9

18370,8

4,6508

4

1

9

38

Протяж. вертик.

7712

Чугун

Н

3600

1978

0,75

1

1

1

0,9

0,9

10206

2,5838

4

1

5

39

Токарный

1623

Сталь

В

3000

1984

1

1

2

1

0,9

1

30240

7,6557

6

2

10

Информация о работе Основные фонды