Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных фондов предприятия и путей улучшения их использования.
Задачи работы:
1. Изучить сущность, состав и структуру основных производственных фондов предприятия.
2. Дать технико-экономическую характеристику предприятия, структуру его основных фондов и динамику ее изменения.
3. Разработать систему показателей и важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов предприятия.
Введение 3
1. Сущность, состав и структура основных производственных фондов предприятия 5
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, структура его основных фондов и динамика ее изменения 14
3. Система показателей и важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов предприятия 22
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 41
Фо = Реализованная продукция в сопоставимых ценах за вычетом налогов / Среднегодовая остаточная стоимость основных средств основного вида деятельности.
В расчете показателей
эффективности использования
Решающее влияние на фондоотдачу, кроме объема реализации, оказывает производственная мощность.
Под производственной мощностью предприятия понимается способность закрепленных за ним средств труда, технологической совокупности машин, оборудования, агрегатов, установок и производственных площадей к максимальному выпуску продукции в соответствии с установленной специализацией, кооперированием производства и режимом работы.
При определении производственной мощности предприятия следует исходить из необходимости интенсивного использования оборудования и площадей для обеспечения максимального выпуска профильной для предприятия продукции. В расчет не принимаются простои оборудования или недоиспользование площадей, вызванные недостатком рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии, организационно-техническими неполадками, а также потери рабочего и станочного времени, связанные с браком в производстве. Учитываются только технологические неизбежные потери, размер которых устанавливается технологией и производственными нормативами.
Производственная мощность меняется
в течение времени и
• механизации и автоматизации производства;
• усовершенствования технологического процесса;
• установки нового и замены устаревшего оборудования, инструментов, приспособлений;
• проведения специализации и улучшения кооперирования производства;
• улучшения качества и состава применяемого сырья;
• повышения уровня организации труда и производства.
Коэффициент использования мощности (km) рассчитывается по формуле:
km = ВП/ПМ,
где ВП — годовой выпуск продукции в натуральном, условно-натуральном или стоимостном выражении;
ПМ — среднегодовая производственная мощность предприятия в натуральном или стоимостном выражении.
План выпуска продукции с действующих производственных мощностей обосновывается расчетом среднегодовой производственной мощности и планируемого коэффициента ее использования. Повысить этот коэффициент можно в результате выполнения плана технического и организационного развития производства.
Другой показатель эффективности использования основных средств — фондоемкость, величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю основных фондов, приходящихся на каждый рубль выпускаемой (реализуемой) продукции. Если предельная фондоемкость меньше единицы, происходит повышение эффективности использования основных средств и рост коэффициента использования производственных мощностей. Снижение фондоемкости продукции свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов. Если фондоемкость должна иметь тенденцию к снижению, то фондоотдача — к увеличению.
Фондоотдача тесно связана с производительностью труда и фондовооруженностью труда, которая характеризуется стоимостью основных фондов, приходящихся на одного работника. Этот показатель, как и фондоемкость, находится в обратно пропорциональной зависимости.
Наконец, показатель рентабельность основных фондов (или внеоборотных активов) может быть рассчитан как процентное отношение прибыли (в любом исчислении, удобном и требуемом для анализа эффективности) или ее прироста к среднегодовой стоимости соответствующих активов.
Основной целью деятельности ОАО «Барнаульский ВРЗ» является обеспечение потребностей ОАО "РЖД", иных юридических и физических лиц в услугах по ремонту железнодорожного подвижного состава и изготовлению машиностроительной продукции и запасных частей.
Ведущими направлениями
Рассмотрим динамику объемов производства, которая сложилась за 2005 – 2008 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Выпуск основных видов
продукции в натуральном
Наименование |
Ед. изм. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ремонт вагонов ОАО «РЖД» |
|||||
Капитальный ремонт полувагона металл. |
ваг. |
3702 |
3657 |
2127 |
2946 |
Аварийный полувагон |
ваг. |
13 |
1 |
0 |
0 |
Капитальный ремонт с продлением срока полезного использования полувагона |
ваг. |
234 |
486 |
1421 |
2000 |
Капитальный ремонт минераловоза |
ваг. |
988 |
756 |
403 |
0 |
Капитальный ремонт зерновоза |
ваг. |
772 |
962 |
537 |
214 |
Капитальный ремонт хоппер-цементовоза |
ваг. |
73 |
164 |
191 |
0 |
Переоборудование платформы |
ваг. |
0 |
0 |
0 |
10 |
Итого вагонов ОАО «РЖД»: |
ваг. |
5782 |
6026 |
4679 |
5170 |
Ремонт вагонов внешним клиентам |
|||||
Капитальный ремонт панелевоз |
ваг. |
1 |
0 |
0 |
0 |
Капитальный ремонт углевоз |
ваг. |
16 |
0 |
0 |
0 |
Капитальный ремонт с продлением срока полезного использования окатышевоз |
ваг. |
7 |
0 |
0 |
0 |
Окатышевоз |
ваг. |
89 |
0 |
0 |
0 |
Думпкар |
ваг. |
18 |
0 |
0 |
0 |
Капитальный ремонт хоппер-цементовоза |
ваг. |
8 |
1 |
0 |
0 |
Деповской ремонт полувагона |
ваг. |
10 |
0 |
0 |
0 |
Капитальный ремонт с продлением срока полезного использования полувагона |
ваг. |
94 |
138 |
0 |
0 |
Крытый металлический |
ваг. |
0 |
39 |
13 |
0 |
Продолжение табл.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Капитальный ремонт цистерны с покраской |
ваг. |
58 |
5 |
10 |
0 |
Переоборудование |
ваг. |
0 |
0 |
2 |
1 |
Деповской ремонт цистерны |
ваг. |
23 |
0 |
2 |
3 |
Итого вагонов внешним клиентам: |
ваг. |
324 |
183 |
27 |
4 |
Всего вагонов: |
ваг. |
6106 |
6209 |
4706 |
5174 |
|
|||||
Ремонт к/пар для ОАО «РЖД» |
|||||
Ремонт к/пар с буксовым узлом |
шт. |
398 |
167 |
355 |
702 |
Ремонт к/пар без буксового узла |
шт. |
417 |
144 |
522 |
0 |
Итого к/пары ОАО "РЖД": |
шт. |
815 |
311 |
877 |
702 |
|
|||||
Ремонт к/пар с буксовым узлом внешним клиентам |
шт. |
365 |
309 |
122 |
0 |
Всего колесных пар: |
шт. |
1180 |
620 |
999 |
702 |
|
|||||
Обработка оси ОАО “РЖД” |
|||||
Обработанная черновая давальческая ось (с ценой) |
шт. |
0 |
0 |
353 |
1781 |
Обработка черновой оси (без цены) |
шт. |
0 |
0 |
0 |
355 |
Итого оси ОАО "РЖД" |
шт. |
0 |
0 |
353 |
2136 |
Обработка оси для внешних Клиентов |
|||||
Обработка оси для Казахстана |
шт. |
0 |
326 |
682 |
0 |
Обработка оси для "Райдеркон" |
шт. |
0 |
0 |
330 |
0 |
Итого оси для внешних клиентов |
шт. |
0 |
326 |
1012 |
0 |
|
|||||
Запчасти для ОАО «РЖД» |
|||||
Полотно крышки люка полувагона |
шт. |
0 |
543 |
0 |
0 |
Крышка люка полувагона новая |
шт. |
0 |
2591 |
3148 |
2248 |
Створка торцевой двери |
шт. |
0 |
557 |
706 |
1008 |
Запчасти для внешних клиентов |
|||||
Полотно крышки люка полувагона из материала заказчика |
шт. |
0 |
0 |
567 |
1000 |
Крышка люка полувагона для внешних клиентов |
шт. |
0 |
0 |
800 |
0 |
Метизы, шплинты |
|||||
Шплинты |
т |
102,320 |
149,000 |
131,344 |
187,360 |
Болты |
т |
0,300 |
15,900 |
0,110 |
7,920 |
Гайки |
т |
0,000 |
1,010 |
0,000 |
0,200 |
Анализируя данные табл.1 можно сделать вывод, что основной объем работ по выпуску продукции на ОАО «Барнаульский ВРЗ», занимает ремонт вагонов. Причем, основная доля заказов на ремонт вагонов поступает от ОАО «РЖД». В 2007 году наблюдался спад производства по данному виду услуг, что обусловлено снижением объема заказов до 4679 вагонов от ОАО «РЖД». Наблюдается так же большой темп снижения капитального ремонта минераловозов, с 988 в 2005 г. до 0 в 2008 г. и капитального ремонта зерновозов - с 772 в 2005 г. до 214 в 2008 г.
Вместе с тем предприятию удавалось сохранять примерный объем работ за рассматриваемый период за счет капитального ремонта с продлением срока полезного использования полувагона, объем которого рос большими темпами и в 2008 г. вырос до 38,6% от общего объема ремонтных работ вагонов, тогда как в 2005 г. этот показатель составлял всего 3,83%, то есть возрос почти в 10 раз. Ремонт колесных пар занимает второе место в объеме всех работ. За рассматриваемый период можно наблюдать неравномерность данного показателя. В 2006 и 2008 гг. можно наблюдать спады в производстве, в 2006 г. данный показатель составил всего 52,5% от 2005 г., а в 2008 г. 70,2% от уровня 2007 г.
Далее представим расчет операционной прибыли за период 2006-2008 гг., который произведен на основании бухгалтерского отчета о прибылях и убытках (форма №2) (табл. 2).
Таблица 2
Динамика прибыли за 2006-2008 гг.
Наименование показателя |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб |
% | |
Выручка от продаж |
510359 |
98,3 |
740970 |
104,4 |
632098 |
104,9 |
Себестоимость проданных товаров |
519006 |
100,0 |
709965 |
100,0 |
602705 |
100,0 |
Валовая прибыль |
-8647 |
31005 |
29393 |
|||
Расходы на продажу / Коммерческие расходы |
564 |
0,1 |
270 |
0,0 |
116 |
0,0 |
Управленческие расходы |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||
Прибыль от продаж |
-9211 |
30735 |
29277 |
|||
Проценты к получению |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||
Проценты к уплате |
1169 |
0,2 |
1236 |
0,2 |
3050 |
0,5 |
Доходы от участия в других организациях |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||
Прочие доходы |
3717 |
0,7 |
35064 |
4,9 |
25835 |
4,3 |
Прочие расходы |
5153 |
1,0 |
38590 |
5,4 |
31949 |
5,3 |
Прибыль до налогообложения |
-11816 |
25973 |
20113 |
Данные табл. 2 показывают прибыли и убытки от операционной деятельности, показывают рост и улучшение показателей в течение рассматриваемого периода. Так, если в 2006 г. выручка от продаж была меньше себестоимости, вследствие чего даже валовая прибыль была отрицательной, то в 2007 и 2008 гг. выручка возрастала большими темпами, чем себестоимость, и, таким образом, валовая прибыль составила 4,4% и 4,9% соответственно.
Значительное влияние на величину операционной прибыли оказывают прочие операционные доходы и расходы, в состав которых входят доходы и расходы, связанные с реализацией основных средств, материальных ценностей и иных активов, резервы по сомнительным долгам, изменение стоимости нематериальных активов в результате переоценки и др.
Величину выручки за 2005-2008 гг. можно представить в виде табл. 3, которая показывает, что в течение рассматриваемого периода объем продаж для МПС России и ОАО "РЖД" в целом вырос.
Таблица 3
Динамика выручки ОАО «Барнаульский ВРЗ» за 2005-2008 гг., тыс.руб.
Выручка |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||||||||
план |
факт |
отк-е |
план |
факт |
отк-е |
план |
факт |
отк-е |
план |
факт |
отк-е | |
От МПС России/ ОАО «РЖД» |
445770,60 |
446609,50 |
838,90 |
515029,40 |
545484,10 |
30454,70 |
916186,40 |
824968,00 |
-91218,40 |
1502190,00 |
1548696,00 |
46506,00 |
От сторонних предприятий |
27542,40 |
27542,40 |
0,00 |
160848,60 |
160848,60 |
0,00 |
7590,60 |
7590,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Всего |
473313,00 |
474151,90 |
838,90 |
675878,00 |
706332,70 |
30454,70 |
923777,00 |
832558,60 |
-91218,40 |
1502190,00 |
1548696,00 |
46506,00 |