Основные фонды, их состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Перевод экономики на рыночные отношения продиктован логикой развития производительных сил на этапе перехода к системе свободного предпринимательства с использованием различных форм собственности.

Содержание

Введение 2
Сущность основных фондов, их состав и классификация 3
Структура основных фондов АТП 6
Заключение 10
Литература 11
Задача 12

Работа содержит 1 файл

Основные фонды, их состав и структура на АТП.docx

— 33.88 Кб (Скачать)

Оглавление

 
 

Введение                                                                                                                           2

Сущность  основных фондов, их состав и классификация                                       3

Структура основных фондов АТП                                                                               6

Заключение                                                                                                                    10

Литература             11

Задача                                                                     12 
 
 
 
 

 

Введение

 

     Перевод экономики на рыночные отношения  продиктован логикой развития производительных сил на этапе перехода к системе  свободного предпринимательства с  использованием различных форм собственности.

     Радикальная перестройка промышленного производства на основе введения нового хозяйственного механизма ориентирует промышленную организацию на экономически обоснованное использование всех элементов производства. Их четкое взаимодействие при рациональной структуре средств производства позволяет обеспечить нормальную хозяйственную деятельность предприятий. Составная часть средств производства — основной капитал производства (основные производственные фонды), который занимает наиболее высокую долю в структуре имущественного комплекса. Основной капитал непосредственно участвует в создании материальных ценностей и тесно взаимосвязан с конкурентоспособностью выпускаемой продукции.

     Для нормальной работы предприятия очень  важна такая составляющая, как  учет и планирование основных фондов. Учет наличия и движения фондов необходим  для того, чтобы знать ситуацию по обеспеченности ими предприятия, что позволяет ему выпускать  продукцию в объеме и в сроки, требуемые рынком.

     В данной работе будут рассмотрены  основные понятия, связанные с основными  фондами, рассмотрена их структура  и состав, применительно к автотранспортным предприятиям.

 

Сущность основных фондов, их состав и классификация

 

     В производственном процессе любого предприятия  участвуют люди и средства производства. Средства производства представлены материальными, вещественными элементами производственного  процесса. Средства предприятий автомобильного транспорта как обязательный элемент производственного процесса делятся на основные и оборотные.

     Основные  фонды обслуживают производство в течение длительного времени, сохраняя при этом свою натуральную  форму. Стоимость основных фондов входит в затраты производства постепенно, частями, по мере износа этих фондов. В  состав основных фондов автотранспортных предприятий входят: здания, сооружения, оборудование, подвижной состав, инструмент и инвентарь длительного пользования.

     Производственные  фонды каждого предприятия совершают  непрерывный оборот, последовательно  проходя стадию производства и стадию обращения. В соответствии с этим они меняют свою форму: денежная форма  переходит в производственную, производственная — в товарную, товарная — в  денежную и т. д. Кругооборот основных фондов на автомобильном транспорте имеет свои особенности. Автотранспортные предприятия должны иметь денежные средства, необходимые для приобретения основных фондов. Денежные средства автотранспортные предприятия затрачивают на приобретение новых основных фондов в натуральной  форме (зданий, оборудования, подвижного состава и т. д.). Во время производственного  процесса — перевозок грузов или  пассажиров — основные фонды изнашиваются. Стоимость износа основных фондов включается в себестоимость автомобильных  перевозок и возмещается в  денежной форме в результате реализации перевозок, т. е. в форме выручки  за транспортные услуги.

     По  мере эксплуатации основных фондов увеличивается  сумма денежных средств, компенсирующих их износ, которая откладывается  и накапливается в виде амортизационного фонда. Таким образом, в результате производственной деятельности автотранспортных предприятий имеющаяся часть основных фондов в виде автомобилей, зданий, сооружений, оборудования и т. д. постепенно уменьшается, а сумма амортизационных отчислений соответственно растет.

     По  своему экономическому содержанию основной фонды однородны, но различаются  по производственно-техническому назначению, роли в производстве и срокам воспроизводства. Поэтому для планирования капитального строительства, исчисления величины износа и нормы амортизации необходима классификация основных фондов. В  настоящее время в соответствии с типовой классификацией основные производственные фонды (основной капитал) промышленного предприятия подразделяется в зависимости от однородности производственного  назначения и натурально-вещественных признаков на следующие группы:

     1.   Здания — архитектурно-строительные объекты, предназначенные для создания необходимых условий труда. К зданиям относятся  производственные корпуса цехов, депо,  гаражи, складские помещения, производственные лаборатории и т.д.;

     2.   Сооружения — инженерно-строительные  объекты, предназначенные для  тех или иных технических функций,  необходимых для осуществления  процесса производства и не  связанных с изменением предметов  труда. К сооружениям относятся  насосные станции, тоннели, мосты и т.д.;

     3.  Передаточные устройства, с помощью  которых передаются энергия различных  видов, а также жидкие и газообразные  вещества (нефтепроводы, газопроводы и т.п.);

     4.  Машины и оборудование, в том числе:

         а)   силовые машины и оборудование, предназначенные  для выработки и преобразования энергии, — генераторы, двигатели  и т.п.;

         б)   рабочие машины и оборудование, используемые непосредственно для воздействия  на предмет труда или на его  перемещение в процессе создания продуктов или услуг, т.е. для не­посредственного   участия   в   технологических   процессах (станки, прессы, молоты, подъемно-транспортные механизмы и другое основное и вспомогательное оборудование);

         в)   измерительные и регулирующие приборы  и устройства, лабораторное оборудование и т.п.;

         г) вычислительная техника — совокупность средств, предназначенная для ускорения  автоматизации процессов, связанных  с решением математических задач, и  т.п.; прочие машины и оборудование;

     5.   Транспортные средства, предназначенные  для транспортировки грузов и  людей в пределах предприятия и вне него;

     6.   Инструмент всех видов и прикрепляемые  к машинам приспособления для  обработки изделия (зажимы, тиски и т.д.);

     7.  Производственный инвентарь для  облегчения производственных операций (рабочие столы, верстаки), хранения  жидких и сыпучих тел, охраны труда и т.п.;

     8.  Хозяйственный инвентарь.

     В составе основного капитала не учитываются  средства труда, не введенные в действие, малоценный (стоимостью менее установленной  законодательством величины, на настоящий момент менее 20 000 рублей, независимо от срока службы) и быстроизнашивающийся (при сроке службы до 1 года независимо от стоимости) инструмент. 
 

Структура основных фондов АТП

 

     Структура основных производственных фондов —  это доля каждой из групп в их общей стоимости. Структура основного  капитала не может быть одинаковой для промышленных предприятий различных  отраслей. Это объясняется спецификой самих отраслей, технической оснащенностью  предприятия, уровнем специализации, концентрации и кооперирования, географическим размещением и прочими особенностями.

     Не  все группы основного капитала играют в процессе производства одинаковую роль. Если здания и сооружения, как  правило, обеспечивают условия для  производства, то машины и оборудование непосредственно участвуют в  создании продукции. На этой основе основной капитал подразделяется на активную и пассивную части.

     Активная  часть основных фондов  является ведущей и служит базой в оценке технического уровня и производственных мощностей. В целом по предприятиям промышленности (без учета отраслевой специфики) активная часть включает передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства. В отраслевом разрезе активные группы выделяются по характеру воздействия на предметы труда и влиянию на формирование продукции. Для предприятий машиностроения и металлообработки активными элементами являются рабочие машины и оборудование,  регулирующие приборы и устройства; на предприятиях электроэнергетики — силовое оборудование и передаточные устройства и т.п.

     Пассивная часть основных фондов является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов.

     Сложившееся в промышленности соотношение активных и пассивных элементов показывает, что почти на всех предприятиях материального  производства, за исключением энергетики, доля активной части ниже.

     Большую часть основных фондов автотранспортных предприятий (для различных предприятий  от 50 до 80 %) составляют транспортные средства. Меньшая доля приходится на здания (около 30 %), тогда как в промышленности их доля в общей стоимости основных фондов достигает 50 %. Это объясняется  особенностями транспортного производства, где транспортный процесс осуществляется вне здания, а сами здания необходимы для выполнения технического обслуживания, ремонта, хранения автомобилей и  других вспомогательных операций.

     Небольшую долю в основных фондах автомобильного транспорта составляют сооружения. Это  объясняется тем, что такие сооружения, как дороги, мосты, тоннели, не являются принадлежностью автотранспортных предприятий и не входят в состав их основных фондов. Автотранспортным предприятиям принадлежат такие  сооружения, как бензоколонки, маслохранилища и другие, стоимость которых сравнительно невелика по отношению к другим основным фондам.

       Небольшая доля в структуре  основных фондов автомобильного  транспорта приходится на оборудование. Это в определенной степени  объясняется спецификой автомобильного  транспорта, где оборудование необходимо  только для технических воздействий  при обслуживании и ремонте  подвижного состава. Однако это также можно объяснить и низким уровнем механизации гаражных процессов. Большинство работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава связано с применением ручного труда при малой степени механизации и автоматизации работ. Внедрение в автотранспортные предприятия механических установок для мойки автомобилей, для технических воздействий, контроля технического состояния автомобилей, контроля работы автомобилей увеличивает долю оборудования в общем количестве основных фондов автотранспортных предприятий.

     Структура основных фондов различных автотранспортных предприятий может быть различна в зависимости от состава автомобильного парка, наличия производственных помещений для обслуживания и ремонта автомобилей, обеспеченности оборудованием и уровня механизации и автоматизации гаражных процессов. В определенной степени структура основных фондов зависит от режима эксплуатации автомобильного транспорта. При увеличении среднесуточного пробега автомобилей возрастает мощность базы для технического обслуживания и ремонта автомобилей, а следовательно, увеличивается та доля фондов, которая приходится на производственные помещения и оборудование. Увеличение времени работы автомобиля на линии может привести к тому, что отпадет потребность в зоне хранения. Это сократит долю, приходящуюся на здания.

     Несмотря  на все эти подотраслевые особенности, в политике хозяйствования для обеспечения высокой производительности труда при минимуме затрат к основным фондам, можно предъявить общие, независимые от отрасли требования. Последние должны быть сформулированы как на стадии приобретения фондов, так и при их эксплуатации. Это обусловливается рядом объективных причин.

           Во-первых, желанием производить то, что мы хотим, и  в том количестве, в каком хотим.  Основные фонды увеличивают производительную силу труда и используются в течение  большого периода. Это означает, что  в политике хозяйствования предприятие  должно стремиться к приобретению высокопроизводительного  оборудования, технические характеристики которого позволяют поддерживать его  на высоком уровне в течение всего  срока службы. Значимость последнего усиливается тем, что научно-технический прогресс ускоряет моральный износ оборудования. Следовательно, чтобы выдерживать конкуренцию, необходимо либо обновлять его, либо модернизировать, что достигается с помощью регулярного проведения капитального ремонта.

Информация о работе Основные фонды, их состав и структура